Печать
Просмотров: 218

unnamytb87gb7yb9o8ed.jpg25-мая, в Москве, в зале Церковных соборов Храма Христа, Спасителя состоялось открытие и пленарное заседание XIV Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), который является крупнейшим российским общественным форумом. Он существует с 1993 года. На протяжении этих лет Собор является общественной площадкой и местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем Русского мира.


В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания.
На собор прибыло две делегации из Харькова, одну возглавлял проректор Харьковского Политехнического Национального Университета Александр Романовский. Вторая делегация представляла Харькоскую областную общественную организацию «Русь Триединую». На Собор отправились: председатель организации и автор этих строк Сергей Моисеев, а также доцент НТУ ХПИ Дмитрий Донской.
В первый день мы заслушали потрясающие выступления и получили возможность пообщаться с единомышленниками из разных уголков русского мира. В зале церковных соборов храма Христа Спасителя собралось множество именитых гостей: автор рок-оперы “Юнона и Авось” Алексей Рыбников, актер и кинорежиссер Владимир Меньшов, кинорежиссеры Владимир Хотиненко и Никита Михалков...
Высокое собрание приветствовали Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, который подчеркнул, что очень важно воспитывать у молодежи бережное и уважительное отношение к прошлому своей страны, культуре и традициям, а также, премьер-министр России Владимир Путин, который назвал Всемирный Русский Народный Собор одним из самых значительных событий общественной жизни страны, где собираются лидеры традиционных конфессий, гражданских организаций, деятели науки и культуры.
Собор продлился два дня и в этом году был посвящен национальному образованию, формированию целостной личности и ответственного общества. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла, как всегда, отличалось красотой слога и ясностью формулировок. Вот лишь некоторые фрагменты его выступления:
«Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания. Образование — процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых. Человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом.ggh9n9oipoi9ouh9o.jpg
Педагогика — это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать.
Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо — свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет — как монахи дают обет.
Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Дети — это зеркало взрослого поколения. Воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, о чем мы будем дальше говорить, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.
Немалое, а иногда и основное место в жизни современной семьи занимают телевизор и в целом массовая медийная индустрия, которая формирует личность, исходя из своих чисто коммерческих или политических интересов.
Сотрудники СМИ должны осознавать свою ответственность за то, что они выпускают в эфир и публикуют на страницах своих изданий. Журналисты могут принести огромную пользу обществу и во многом содействовать воспитанию людей, особенно молодых; а могут самым губительным образом разрушать то, что по крупицам будет создаваться в семье, школе и Церкви.
На смертном одре никто из нас не будет сокрушаться о том, что он упустил возможность заработать еще одну тысячу евро или долларов. Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни.
Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.
Образование не сводится к «накачке» ребенка по-житейски полезными знаниями и информацией.
Еще апостол Павел сказал поразительные слова: «если имею всякое познание <…>, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2).
Любая человеческая культура живет не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями —- теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопросы: в чем смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразрез с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний?
А могут ли такие жизненно важные вопросы, затрагивающие глубины нашей внутренней духовной жизни, предлагаться как предметы для потребления в условиях рынка? Там, где в обществе нет ответов на эти вопросы — общих, консолидированных ответов; там, где ответы на эти вопросы представляются как равновозможные: хочешь — будь альтруистом, а хочешь — эгоистом, хочешь — смиренно и добросовестно служи ближним, народу, государству, а хочешь — живи во имя своего благополучия; там, где моральные ценности делаются предметом насмешек, — там цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.
Миссия образования и, в частности, школьного образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства.
Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.
Для преодоления отчужденности молодежи от жизни народа очень важно не допустить конфликта отцов и детей, а там, где он уже происходит, — исцелять этот конфликт. И здесь очень важна защита семьи и ребенка. Опыт некоторых стран говорит о том, что чрезмерное вмешательство чиновников и судей во внутреннюю жизнь семьи может представлять реальную угрозу порядку жизни, заложенному Творцом в нашу природу. Мы знаем, что в некоторых семьях здоровью и даже жизни детей может угрожать опасность. Для их защиты должны неукоснительно действовать нормы закона, в значительной степени уже существующие в России. В то же время никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков.
О значении личного примера и необходимости научить молодежь «разумно и достойно выстраивать свои отношения с другими людьми и обществом в целом”, говорила супруга нынешнего президента страны Светлана Медведева, глава попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»: Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений, — подчеркнула в своем выступлении Светлана Медведева.jninopibtiunoupounuuu.png
Один из немногих участников всех без исключения Всемирных Русских Народных Соборов — Юрий Лужков — расширил узкие рамки приветствия. Сама тема необъятна: катастрофическое снижения интереса к чтению книг, вымирание сельских библиотек и размывание авторитета учителя.
Митрополит Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий в своем выступлении отметил что: в Министерстве Образования была создана комиссия для подготовки учебника по духовно-нравственному обучению, в работе которой принимали участие и представители старообрядческой Церкви. Мы предложили свой вариант учебника по духовно-нравственному обучению, а также внесли замечания в проект учебника отца диакона Андрея Кураева. Хочется надеяться, что в новом учебнике будут учтены и замечания старообрядцев.
Человеку с детства необходимо прививать понятие о нравственности, грехе и его последствиях. В старообрядчестве выработались традиции домашнего образования, в общинах организовывались приходские школы, в Москве действовал богословский институт.
В настоящее время нравственного, духовного и экономического кризиса в России расшатывается традиционный семейный уклад. И поэтому может быть весьма полезным опыт домашней педагогики старообрядческой семьи. Эти воспитательные традиции подрастающего поколения складывались в эпоху Святой Руси, когда святость была идеалом жизни русского народа.
Только семья, с прочно устоявшимися духовными традициями, в состоянии воспитать человека твердых убеждений, который может различать добро и зло, жить по правде, по-божески. Ни школа, ни высшее заведение не заменят ребенку добрых, глубоко верующих бабушек, хотя те порой бывают и малограмотными.
В книге мыслителя начала XX в. И.А. Кирилова «Правда старой веры» написано: «Если суждено быть великой и свободной России — она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого».
О Никите Михалкове можно было бы сказать «с корабля на бал», если бы слово «бал» в сегодняшнем контексте не звучало совершенно неуместно. Однако если в Каннах Никита Сергеич проиграл, то на Русском соборе он, безусловно, победил. Победил силой жаркого слова.
Никита Михалков — кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов России:
— Вы видели хоть одну рекламу, где сказано: «Поработай!». Нет, нам говорят:
«Отдыхай, оттянись, «Сникерс» — вот она жизнь!» Вот она жизнь, которая предлагается!
Мы увидели хоть одну? Кому это интересно: стать шахтером. А там работают люди, которым просто некуда деваться. Но разве государство не заинтересовано в том, чтобы человек шел в шахту с радостью, а не с ужасом — не зная, вернется он обратно или нет.
Княгиня Ольга Николаевна Куликовская — Романова поделилась с собравшимися видением проблемы образования в России из-за океана: долг всех русских, живущих и в Отечестве, и за рубежом. Глобализация делает границы прозрачными. Но смешения религий и народов не происходит. Что Господь разделил, то человеку по своеволию не соединить. Да и что общего между светом и тьмой?! Затаив дыхание, весь мир ждет, чем закончится борьба за «нового русского». Ведь широка натура нашего народа. Кого выберет себе в вожди «племя младое, незнакомое»? Святых и подвижников, строителей и защитников Руси или «грядущего вселенского хама». Исход этой гигантской битвы за будущее России — «сердце мира», как называют ее геополитики, зависит от того, что завоюет сердца и умы молодого поколения россиян.
Мой богатый жизненный опыт позволяет сравнивать русскую и зарубежную образовательные модели.
В эмиграции русская школа всегда теснейшим образом связана с храмом. Главным предметом и в русских, и в сербских учебных заведениях был для нас Закон Божий. Можно сказать, что весь день, шаг за шагом шел от молитвы до молитвы: подъем, институтский храм, общая трапеза, начало и окончание занятий, отход ко сну сопровождались молитвой. И первым предметом в моем аттестате, который я храню до сих пор, стоит Закон Божий.
Прав был мудрейший Константин Петрович Победоносцев. Обер-прокурор Святейшего Синода писал в 1895 году в Журнале Училищного Совета: «Нам нечего увлекаться тем, что на Западе, в просвещенных странах Европы, школа изъята из-под живого и непосредственного заведывания духовенством и что школьное обучение стало там вполне светским и обязательным. Плоды этого просвещения не настолько хороши, чтобы им можно было завидовать».
Анализ ситуации, данный К. П. Победоносцевым в конце XIX века, вполне актуален и для нашего времени. Хотя чиновники-атеисты в России и за границей и пытаются загнать русскую школу в маргинальное гетто, путь самоизоляции для нас неприемлем. Подавляющее большинство граждан Российской Федерации считают себя русскими православными людьми. Сотни тысяч русских людей живут на всех континентах земли. Восстановление канонического общения двух ветвей единой Матери-Церкви и введение предмета Основы православной культуры в российских школах и высших учебных заведениях прорвало кольцо вражеской блокады вокруг дела образования и воспитания молодого русского человека.
Именно такая реформированная система воспитания и обучения даст нового молодого русского человека. Его с нетерпением ждут все народы земли: друзья — с надеждой, враги — со страхом. Он пойдет навстречу миру, по слову замечательного миссионера, отца Иоанна Восторгова с Крестом и Евангелием. На русскую молодежь вся надежда, что миp (как вселенная) и мир (как покой) будет спасен и сохранен!»
Министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова поделилась опытом работы московской области. В рамках Областных целевых программ были разработаны предметы регионального компонента: «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья», «Культура речевого общения» и др.
Христианская проповедь стала основанием национальных культур разных народов. Профессиональная деятельность учителя — это общественное служение. В этом смысле учитель сегодняшнего дня — прямой продолжатель и наследник просветительской, пастырской, учительской, педагогической христианской традиции.
Ведь слово «учитель» означает наставник, путеводитель, педагог. Учить — значит наставлять, то есть — указывать дорогу. Для коллеги Михалкова — кинорежиссера Владимира Хотиненко — Этот собор стал особенным и в личном плане.
Патриаршей премией отмечена его картина «Поп». Патриарх при этом отметил: «Актер Сергей Маковецкий, изобразил священника таким, что на него очень хотели бы походить многие современные батюшки.”
Председатель союза православных граждан России Валентин Лебедев акцентировал внимание на том, что нужно создавать институт по правам не ребенка, а семьи в целом и этот институт может заключить договор о сотрудничестве с РПЦ.
Наталья Витренко, напомнила собравшимся о том, что запад ведет извечную борьбу с восточнославянской цивилизацией и мы должны вместе этому противостоять, тогда никто не сможет сделать Украину врагом России.
Особо тронуло собравшихся, выступление русинского священника Димитрия Сидора, который рассказал, как русинский народ борется за свою самоидентификацию.
Мы стараемся привить детям не только сумму знаний, но и культурный код русинов. За тысячу лет русинов не смогли вывести из Православия никакие изощреннейшие и бесчеловечные программы.
Мы благодарим Бога за то, что у нас есть два Кирилла первый Кирилл брат Мефодия, он просветил нас тысячу лет назад. Второй Кирилл Патриарх Московский и Всея Руси. Он сформулировал форму единства восточнославянских народов понятием — Русский Мир. Мы русины — живая часть русского мира!
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
Одной из наиболее важных тем Собора стало обсуждение комплекса проблем, связанных с ювенальной юстицией. Ювенальная юстиция — система правосудия для несовершеннолетних, которая существует уже в 60 странах мира. Например, во Франции за полвека существования ювенальной юстиции у родителей были отобраны 2 млн. детей. В Германии только в 2009 г. — 70
тыс. Как известно, философия ювенальной юстиции сводится к приоритету прав государственных чиновников над правами родителей в воспитании детей, потаканию всем прихотям подрастающего поколения. Результат — крайний спад рождаемости в странах, где она внедрена (никто не хочет растить на свою голову новых Павликов Морозовых, т. к.
ювенальные службы провоцируют детей доносить на родителей) и взрывной рост молодежной преступности.
Ее основные положения вступают в прямое противоречие с Библией: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Книга притчей Соломоновых, 13:24).
В США, в суды которых только в прошлом году поступило 826 тыс. жалоб несовершеннолетних, поданных через адвокатов и представителей правозащитных организаций. Американские дети и подростки, привыкшие решать все проблемы через суд, не упускают своей выгоды, тем более что им предоставлено широкое поле для деятельности.
Вот лишь один свежий пример из американской юридической практики: в июне 2004 года в штате Миссисипи завершился судебный процесс «Маккаслин против Маккаслин». 16-летняя Триш Маккаслин обвинила свою мать Моран в том, что она кормила ее дешевыми продуктами с добавками и красителями, и добилась передачи прав опекунства от матери, разведенной служащей, отцу, богатому адвокату.
Лоббисты ювенальной юстиции вполне сознательно добиваются дестабилизации ситуации. В Украине, к примеру, программа финансируется посольством Канады.
«Традиционная семья, в которой родители — главный авторитет, умирает. Её функцию пытается взять на себя отнюдь не нравственное государство. Из этого может вырасти новый тоталитаризм: — рассуждает о перспективах введения в Украине ювенальной юстиции протоиерей Андрей Ткачёв.
ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
На следующий день на пленарных заседаниях участники Всемирного Русского Народного Собора рассмотрели также следующие темы — роль учителя в российском обществе в рамках Года учителя в России; вопросы преподавания русского языка и литературы, истории, значение 65-летия Победы, школу и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Права ребенка, поддержка семьи и национальная традиция воспитания.
Вот некоторые тезисы из резолюций секций:
Резолюция секции «Семейная педагогика: традиции, опыт и проблемы».
Необходимо вернуть в школьные программы учебный курс, ориентированный на подготовку к семейной жизни, основанный на российских семейных традициях.
Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации».
Результаты первого этапа эксперимента по внедрению преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики свидетельствуют, что опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались. Необходимо помнить, что истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру.
Русская Православная Церковь может внести свой вклад и в оздоровление медийного пространства, но не запретами и жесткой цензурой, а просвещением и воспитанием умения давать правильные оценки добру и злу, разработкой и введением в медийную сферу собственных программ и проектов, сформулированных живым современным языком, интересным для молодежи. Эти программы должны вдохновлять примером героизма, преданности, любви, показывать красоту высоких нравственных качеств, счастья жить с Богом.
Резолюция секции «65-летие Победы» Школа и её роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Миллионы молодых граждан страны — настоящих патриотов
нашей любимой Родины, душой и сердцем готовых разделить с ней радости и горести, тяготы и лишения и сделать все возможное, чтобы она возродилась как великая Держава. Участники секции убеждены, что для этого у нас есть все основания. Прежде всего, это — наша неповторимая история, наши вековые традиции.
Учитывая состав секции, мы подчеркиваем огромное значение для патриотического воспитания суворовского, нахимовского и кадетского образования. Участники секции считают необходимым возродить военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», Посты № 1, сдачу норм ГТО, проведение уроков мужества, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, встречи с ветеранами, военно-шефскую работу, с созданием союзов юных моряков, юных десантников, юных летчиков, юных пограничников и т.д., а также расширить сеть суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ.
Как показывает исторический опыт, законы нужны для людей, у которых нет внутренних законов. Если есть внутренний закон, внешние законы, как правило, уже становятся вторичными.
Резолюция секции «Русский язык, литература и история. Миссия учителя» Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.
Именно на уроках истории, литературы и русского языка подрастающее поколение получает необходимые знания о прошлом своего народа, приобщается к деяниям предков, наследует их жизненный и нравственный опыт, накопленный за многие века, знакомится с моделями поведения, характерными для нашей цивилизации. Таким образом, обеспечивается связь времен и поколений, как важнейшее условие жизни, условие существования нашего народа на своей земле.
Ведь в нынешнем мире, идет беспощадная борьба за владение мировыми ресурсами. Рекомендовать для гуманитарных классов профильной школы изучение спецкурсов «История русской святости».
Отменить ЕГЭ по истории, литературе и другим гуманитарным наукам, как не соответствующий содержанию и назначению учебного предмета.
СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ
Во второй день я присутствовал на формировании соборного послания, и наглядно убедился в определении, что Собор — это высший Церковный разум, он способен решить спектр вопросов, который не в силах охватить организация, даже такая как РПЦ. Для этого нужна творческая консолидация широких общественных сил и представителей различных регионов профессий и конфессий, общее широкое объективное соборное глубоко осмысленное видение.
Это была живая интереснейшая дискуссия. Я обратил внимание на то, как протоиерей Всеволод Чаплин вел это собрание. Одни аргументы он отметал, объясняя почему нельзя применить ту или иную формулировку, и тут же приветствовал другие, просто и ясно объяснял участникам свою позицию по тому или иному вопросу.
Я невольно залюбовался тем, как он кратко и ясно излагал свои мысли, в этой работе проявился удивительный дар рассуждения отца Всеволода. Это поистине было совместное соборное творчество, основанное на всеобщем согласии по выдвигаемым вопросам и формулировкам.
Приведем некоторые тезисы этого документа:
Опыт духовно-нравственной традиции — альтернатива тотальному контролю над семьей.
Всемирный Русский Народный Собор призывает к тому, чтобы защита детей велась по всем направлениям, с учетом всех возможных факторов риска.
При этом мы констатируем, что уровень подобного риска в семье (пусть даже неполной или
проблемной) сегодня значительно ниже, чем в любом другом пространстве жизни детей. Счастье ребенка немыслимо без взаимной любви с родителями, без теснейшей связи и постоянного общения с ними. Прерывать это общение допустимо лишь в ясно перечисленных случаях, когда жизни или здоровью ребенка угрожает опасность, когда использованы или уже не могут быть применены все другие средства воздействия на ситуацию. Создание дополнительных предпосылок, на основании которых чиновники смогут разлучать родителей и детей, не имеет никаких нравственных оправданий и является шагом к разрушению семьи.
Право родителей определять, каким должно быть воспитание их детей, гарантировано Конституцией РФ и российскими законами. Отход от этих правовых норм, дающий чиновникам возможность грубо вмешиваться в воспитательный процесс, значительно снизит меру юридической защищенности российских граждан, поставит их в зависимость от бюрократического произвола.»
Собор призывает не допустить того, чтобы под предлогом ложной «заботы» о ребенке детей разлучали с их матерями и отцами — часто вопреки воле и желанию самих детей. В мировой и, к сожалению, в российской практике ювенальной юстиции известны подобные прецеденты, последствия которых — горе родителей и искалеченные судьбы детей.
К сожалению, многие чиновники не понимают и не чувствуют того, что для ребенка потеря семьи, в том числе приемной, -– это ужасная трагедия и неизбывная душевная травма на всю жизнь.
Ошибки родителей легко прощаются детьми и забываются. Разрыв же с семьей — это постоянный кошмар в течение всего детства. Бог создал человека не как индивидуума, которого надо лишь кормить, чисто одевать и чему-то учить, но как члена семьи, которую не заменит никакой коллектив. Поэтому нужно бороться за каждую семью как за достояние Божие и достояние народа.
Особого внимания заслуживает вопрос о возможности изъятия детей из семьи по причине «материальных трудностей» и «низкого уровня развития». В подобной ситуации ребенка могут разлучить с родителями по причине бедности последних, что однозначно должно квалифицироваться как проявление дискриминации по социальному признаку.
Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным Институт ювенальной юстиции — институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней.
Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи.
Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей.
Оградить детей от насилия, от нарушения их прав, от вовлечения их в преступность может только защита семьи и ее укрепление. Собор поддерживает позицию Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, согласно которой формирование разветвленной сети родительских объединений, в том числе епархиальных и приходских, позволит оказывать конкретную помощь нуждающимся или проблемным семьям, брать их на поруки. Вместо того чтобы карать и отнимать, таким семьям нужно помогать, как это всегда было на Руси.
Полагаем полезным формирование единой государственно-общественной системы поддержки семьи. Следует изучить вопрос законодательного закрепления воспитания детей в многодетных семьях как формы трудовой деятельности, что служило бы также основанием для заключения социального контракта с получением причитающихся в рамках этого контракта льгот и для исчисления трудового стажа.
Мы, участники XIV Всемирного Русского Народного Собора обращаемся к Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину рассмотреть наши предложения, направленные на поддержку и развитие национальной культуры, школы и образования, внести их в Программу развития Национальной школы.
К сказанному остается добавить, что всякая победа выковывается на понятийном уровне и здесь очень важно вывести ясные словесные определения, в которых не было ложных посылок, а отражалась объективная реальность, сочетание воли человеческой и Божественной. Это залог успеха в идейной борьбе. Ведь соборный разум сильнее лукавых происков.

 

Сергей Моисеев

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010