ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СТРАНА БУДУЩЕГО
Поиск

8776788990900-99.jpg
Россия—полумёртвый витязь,
Не раз поправший смертью смерть,
Тебе завещано увидеть
Иные небеса и твердь
Но пусть печали тьму не тешат
И радость не печалит, всё равно
Весь мир глядит – кто в страхе, кто в надежде —
На будущее в русское окно.
Ю. Ключников.
“Моление о России”


В последнее время в отечественной и иностранной прессе публикуются историософские исследования, которые были посвящены историческому пути Руси как восточнославянского культурно-цивилизационного сообщества. В этой связи обращает на себя внимание то, что воззрения многих иностранных исследователей существенно различаются друг от друга, поскольку базируются на различных концептуальных и мировоззренческих позициях. По этой причине авторские подходы к важнейшим актуальным проблемам существенно разнятся.
Среди таких исследователей можно назвать имена учёных, имеющих всемирную славу и известность, а также таких, которые, хотя и не особенно известны, однако могут заинтересовать научную общественность в современный период вследствие своих оригинальных идей, которые являются весьма актуальными, так как в большой степени сбываются их предвидения относительно перспективного развития человеческой цивилизации. Среди них, в частности, выделяется талантливый немецкий мыслитель Вальтер Шубарт. Главным его историософским трудом стала книга под названием «Европа и душа Востока». Во вступлении к этой книге, изданной в 1997 году, отмечалось, что она впервые вышла в Швейцарии в 1938 году. В ней, на широком фоне российской и западноевропейской действительности того времени, с учётом исторического опыта, говорится об уникальной исторической миссии России. При этом даются сравнительные характеристики западноевропейских и русского народов, из чего автор не только выводит непригодность слепого копирования западных моделей для России, но и выражается надежда на «спасение Европы и всего мирового сообщества славянской духовностью».
Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин, «на Западе нет другого труда о России, сравниваемого с книгой Шубарта по искренней симпатии к русскому народу». А в предисловии к первому полному русскому изданию отмечалось: «На фоне многочисленных советологических изданий труд Шубарта остаётся по сей день единственным, в котором речь идёт об уникальном всемирном призвании русской цивилизации… Сегодня, когда после краха одной рождённой на Западе утопии России усиленно навязывают другую («постхристианскую» либеральную демократию) — нам полезно посмотреть на себя глазами тех лучших представителей Запада, которые ожидали от нашего народа совсем другого, чем подражательство западным моделям «освящённого эгоизма». Они надеялись, что именно Россия, пройдя в ХХ веке через подвиг страданий и очищения, скажет новое слово миру (даже если это «новое» — не что иное, как заново осознанная нами истина Православия).
Говоря о всемирно-историческом значении России для всего человечества, Вальтер Шубарт исследует воззрения на эту проблему некоторых иностранных исследователей. В этой связи он считал, что Гердер ещё в середине ХVIII века стал первым европейцем, кто смог, полный участия и любви, проникнуть в русскую сущность. Он выразил своё личное мнение о России, историческое значение которой он связывал с «усталостью Европы». В этой связи Вальтер Шубарт восторженно называл Россию «страной будущего для человечества».
При этом обращает на себя внимание, что свои надежды на Россию Шубарт связывал не столько с юностью русского народа и нерастраченностью его сил, сколько с неповторимостью его души. Таким образом, он видит в русских людях «будущих носителей высшей человечности, прирождённых свободителей и обновителей человеческого рода, единственных, кто способен и достоин воплотить в себе идеал добра».
Вальтер Шубарт с восторженностью отмечал, что «это было поистине одно из величайших прозрений, когда-либо выпадавших на долю европейца». При этом «он видел их национальную миссию в единении европейской и азиатской жизни», предостерегая от втягивания их в так называемую “европейскую суматоху».
Сравнивая западноевропейского обывателя и русского человека, Вальтер Шубарт отмечал, что в противоположность западноевропейскому типу русский носит в себе христианские добродетели как «постоянные национальные черты». При этом им говорится «о врождённом христианстве русской, и в более широком аспекте — славянской души. Русские были христианами до того, как приняли христианство»… Поэтому на русской почве христианское учение привилось, считал Шубарт, «без сопротивления и распространялось без размахивания мечом, как если бы его там ждали. Именно духу Нового, а не Ветхого Завета русский человек был открыт самым идеальным образом...». «Как отличается истинно русская терпеливость от показной терпимости европейца… Ведь если заденут его (европейца) жизненный нерв (особенно денежные дела!), этот противоречивый и властный человеческий тип становится нетерпимым до грубости».
Вальтер Шубарт с горечью отмечал: «условный христианин Запада может быть честным и добродетельным, но он не плодотворен. Он — буржуа, а буржуа — бесплодный. Ему не хватает тернового венца». Шубарт выдвигает оригинальную гипотезу, которая тем более имеет ценность, что была высказана в Германии 30-х годов, когда у власти был Гитлер. «Если Рим Нерона, благодаря германскому мученичеству святых в их борьбе с кровожадным язычеством превратился в Рим святых отцов, то, возможно, Москва коммунистического III Интернационала станет главным оплотом Христианства — Третьим Римом».
Между тем, выдающийся русский философ Розанов отмечал: «Подобно тому как для народа неарийского племени странно и чуждо было заинтересоваться внешними очертаниями окружающих предметов, и он с удивлением, как нечто непонятное, посмотрел бы на попытку найти их геометрическое определение, так точно для арийца странно и чуждо исключительно религиозное настроение и обращение мыслью к тому, что служит его вечным источником… Но и при всех средствах воспитания извне, даже делая знание религиозного предметом своих постоянных занятий, ариец редко достигает того, чтобы и всё внутреннее его существо обратилось к религиозному, чтобы оно перестало, наконец, быть для него чем-то внешним».
Вальтер Шубарт со всей очевидностью увидел характерные особенности и различия менталитета восточнославянских народов и западноевропейских, так как духовность большинства славян главным образом основывалась на принципах Православия. Причём в нём — были уверены на Руси — была выражена Христова истина в наиболее чистом и первозданном виде. Поэтому, считая своим долгом оберегать и защищать её от всего того, что могло осквернить и совратить народ Божий с истинного пути, Святая Русь ревностно и бдительно следила за недопущением всякого тлетворного влияния извне. А оно, как считалось, могло исходить и исходит от вредных модернистских учений, которые зародились и получили своё развитие на Западе, реально угрожая Руси опасным ущербом для её духовного развития. А это было несравненно важнее всякого материального благополучия и богатства. Именно от этих ложных модернистских идей, осознанно или неосознанно, стремился и стремится защититься и обезопасить себя наш народ на протяжении всей своей истории для достижения высшей духовной цели — Царствия Небесного, куда не может войти ничто нечистое и скверное.

 

Смирнов В.Н.

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007