Печать
Просмотров: 562

234567890-.jpgБуткевич Тимофей Иванович (21.2.1854 г. — 31.1.(13.2.)1925 г.), протоиерей, профессор богословия Харьковского университета, член Государственного совета.
Родился в семье священника села Большая Рогозянка Харьковского уезда, дед был дьячком, прадед — священником. О своих предках сам о. Тимофей в одном из заседаний Государственого совета сказал следующее: «Один из моих предков — «неокладный козак» — вследствие чрезвычайного угнетения православных католиками-поляками, вместе со своим полком в конце 18 века прибыл из Забужья в Россию и с разрешения нашего правительства поселился в свободных степях нынешнего Лебединского уезда».
В 1869 г. отец Тимофей закончил Харьковское Духовное училище, в 1875 г. Харьковскую Духовную семинарию, в 1879 г. Московскую Духовную академию, где в 1879 г. был удостоен степени кандидата богословия. 6 ноября 1878 г. рукоположен в священники Троицкой церкви слободы Беловодская Старобельского уезда, в 1880 г. переведен в Покровский собор г.Старобельска, в 1882 г. переведен в Харьков на священническое место при кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви.


Имея большую семью, шесть сыновей и четыре дочери, отец Тимофей наряду с пастырской деятельностью преподает. В 1883 г. он назначен председателем Совета Харьковского епархиального женского училища.
В эти годы выходят его первые публикации: «Духовенство Старобельского уезда за время существования в Старобельском уезде духовного правления» (1882 г.), «Раскол старообрядчества в Харьковской епархии» (1883 г.), «Полувековая борьба христианского богословия и его современные задачи» (1883 г.) и др. В 1884 г. он стал законоучителем Мариинской женской гимназии и тогда же был переведен в Харьковский кафедральный Успенский собор.
Во второй половине 19 в. среди русской интеллигенции получили популярность сочинения протестантских теологов Д. Штрауса, Э. Ренана и др., которые пытались подвергнуть ревизии христианское вероучение. А потому очень своевременными оказались труды отца Тимофея «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт исторического изложения евангельской истории с опровержением возражений, указываемых отрицательной критикой новейшего времени» (1883 г., второе издание — 1887 г.) и «Религия, ее сущность и происхождение (обзор философских гипотез)», в 2-х кн. (1902-1904 г.). За первую книгу он получил в 1884 г. степень магистра богословия, за вторую — в 1904 г. степень доктора богословия. В 1887 г. он был избран членом епархиального учительского совета, в 1890 г. вошел в состав комитета по сооружению храма, часовни и благотворительных учреждений на месте крушения императорского поезда близ станции Борки, стал членом Харьковского комитета Православного Миссионерского общества, в 1891 г. назначен ключарем Харьковского кафедрального собора, а в 1893 г. возведен в сан протоиерея. Среди пастырских трудов и административных хлопот он находил время и для занятий научными исследованиями, его сочинения регулярно печатались в богословско-философском журнале «Вера и разум». Его труды не остались незамеченными, и в 1894 г. он был назначен профессором богословия Харьковского университета, одновременно став настоятелем университетской церкви Святого Антония Великого.
Протоиерей Буткевич не оставался в стороне и от общественной жизни Харькова, в 1893 и 1897 гг. на два срока он избирался членом Харьковской городской Думы. Свидетельством его авторитета является тот факт, что он был избран одним из шести почетных членов Харьковского отдела Союза Русского Народа (СРН) наряду со святым праведным Иоанном Кронштадтским, архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением, видным правым деятелем отставным генерал-лейтенантом Е.В. Богдановичем, организатором отдела профессором А.С.Вязигиным и председателем Главного Совета СРН, доктором А. И. Дубровиным. В 1906 г. протоиерей Буткевич был избран членом Государственного Совета от белого духовенства, затем был переизбран на новый срок. В составе Госсовета он был твердым защитником Церкви и незыблемости монархического строя. Как отмечалось в одном из либеральных изданий, протоиерей Буткевич «всегда выступает ожесточеннейшим противником даже самых умеренных прогрессивных начинаний». В Петербурге он стал активнейшим членом Русского Собрания (РС), где регулярно выступал с докладами по самым разным вопросам. 10 сентября 1906 г. он прочитал доклад «Как Госдума решила аграрный вопрос», 13 ноября 1909 г. — доклад «Одобренный Государственной Думой проект закона о старообрядческих общинах перед судом истории и русского народного правосознания». Доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный 18 сентября 1911 г., вызвал столь большой интерес, что о. Тимофею пришлось повторить его 14 октября. Из других докладов в РС стоит упомянуть: «Законопроект о свободном переходе из одного вероисповедания в другое» (21 января 1912 г.); «К. П. Победоносцев по рассказам о нем покойного архиепископа Харьковского Амвросия и по его письмам к Наследнику» (9 марта 1912 г.); «Высшее управление в автокефальных православных церквах нашего времени» (3 ноября 1912 г.); «Памяти кн. М.Л. Шаховского» (4 мая 1912 г.); «О так называемом мазепинском движении в Малороссии» (21 марта 1914 г.). Большой резонанс имел его доклад «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах», прочитанный 18 октября 1913 г. Этот доклад был издан отдельной брошюрой. 5 декабря 1910 г. Совет РС постановил ходатайствовать перед Св. Синодом о назначении протоиерея Буткевича законоучителем гимназии Собрания и настоятелем церкви при гимназии РС, 16 декабря 1910 г. о. Тимофей получил благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на занятие этих должностей. А 24 апреля 1911 г. он был избран членом Совета РС, в составе Совета он оставался бессменно вплоть до 1917 г., когда РС было запрещено Временным правительством. Помимо пастырской, государственной и общественной деятельности он преподавал в Военно-Юридической академии и продолжал заниматься научными исследованиями. В эти годы им были опубликованы: «Протестантство в России» (1913 г.), «Обзор русских сект и их толкований. С изложением их происхождения, расширения их вероучений и с опровержением последних» (1915 г.), «Устройство и управление римско-католической церковью вообще и в России в частности» (1916 г.), а также ряд более мелких работ.
После февральской революции о. Тимофей вернулся в родной Харьков. 1 января 1918 г. он — настоятель Свято-Николаевской церкви. В условиях гражданской войны, когда в Харькове не оказалось архиерея, 16 декабря 1919 г. городское духовенство собралось на совещание, где было решено организовать для решения текущих дел временную коллегию в составе трех авторитетных протоиереев, одним из них стал о. Тимофей. Такое решение благословил Св. Патриарх Тихон (Беллавин) и утвердил Высший Церковный Совет, который 23 января 1920 г. постановил: «Ввиду отсутствия в Харькове местного епископа и всего состава Епархиального Совета, впредь до возвращения в Харьков постоянных членов сего Совета допустить протоиереев Буткевича, Александрова и Любарского к временному исполнению обязанностей». А 13 августа 1920 г. был избран и утвержден Патриархом Харьковский Епархиальный Совет из четырех человек под председательством протоиерея Буткевича, который, правда, 3 марта 1921 г. был ликвидирован отделом наркомата юстиции. Совет успел организовать при уездных городах курсы для подготовки духовенства, в чем была особенная нужда ввиду закрытия семинарии и епархиальных училищ. Кратковременные шестинедельные курсы были проведены и в Харькове, в их работе принял участие профессор Буткевич, согласно анкете служителя религиозного культа, о. Тимофей «на 15 октября 1924 г. никаких обязанностей в общине не выполнял», неясно — в связи с болезнью или в связи с арестом.
Протоиерей Буткевич умер в Харькове от воспаления легких и паралича сердца, похоронен на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Когда кладбище сносили, захоронение было уничтожено, сохранились лишь часть гранитного памятника матери о. Тимофея.
Тимофей Буткевич оставил богатое литературное наследие, его труды актуальны и сейчас, а названия говорят сами за себя, вот лишь некоторые из них: «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», «Полувековая борьба христианского богословия на Западе», «Церковно-религиозное состояние Запада и вселенская церковь», «Суждение католиков о России».
Общественная организация «Институт поддержки культурно-исторических традиций» в 2005 году в память восьмидесятилетия блаженной кончины протоиерея Тимофея изготовила памятно-мемориальную доску, освещающую жизнедеятельность отца Тимофея, которая была установлена 18 января 2006 года на храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи Харьковской Епархии УПЦ МП.09876543.jpg
При этом настоятелем храма, отцом Ярославом, была совершена лития. Несмотря на крещенский мороз, людей было много.
Среди собравшихся была и правнучка Тимофея Буткевича, Парфенова Алла Васильевна, которая была весьма тронута этим событием. В почетном карауле находились члены казачей общины черноморского казачьего войска при храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» города Чугуева.
Общественная организация «Институт поддержки культурно-исторических традиций» благодарит за содействие в установлении мемориальной доски главного архитектора Харьковской области Шкодовского Ю.М., начальника управления культуры и туризма Харьковской обл. гос. Администрации Супруненко Н.А., Харьковский научно-методический центр охраны культурного наследия Адамашина И.Б., а так-же настоятеля храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи Харьковской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата, протоирея Ярослава (Бовтюка).

 

Михаил Спасский

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006