Печать
Просмотров: 520

9236qwdefrgthynjmk.jpg15 мая православная церковь отмечает день памяти Святителя Афанасия III Пателярия, Патриарха Цареградского.
Святой Афанасий, патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец в мире Алексей, родился в 1580 году на острове Кандия или Крит в семье знатных, богатых и благочестивых родителей-греков. Уже с детства проявлял он особую любовь и привязанность к храму Божию и церковным службам.
Алексей, как сын знатного кандийца, обучался всем наукам, преподававшимся в высшем учебном заведении и получил блестящее образование, обладая к тому же богатыми способностями и изумительной остротой своей памяти.

По окончании высшего учебного заведения Алексей стал известен как философ, филолог, поэт и прекрасный оратор. Богатые способности и обширное образование давали Алексею право на блестящие почести в свете. Он мог занять высокое положение при дворе великого визиря, так как был его близким товарищем по учебному заведению, но мирская слава не привлекала его и он, отдавшись всецело изучению Священного Писания, после смерти своего отца удалился от мира в один из Солунских монастырей и там принял монашество с именем Анания. В скором времени он оставил этот монастырь и ушел на Афонскую гору в Есфигменскую обитель.
Здесь он проводил время в строгом воздержании и суровых подвигах, проходя послушание в трапезной и не имея отдельной келии. Пища его состояла из хлеба и воды, ночи он проводил в молитве и на сон употреблял несколько часов в сутки, а постелью для него служила летом и зимой голая земля. С Афона он отправился в Иерусалим, посетил многочисленные Палестинские обители и в одной из них принял пострижение с именем Афанасия. В скором времени возвратился он в Солунь, где занял место священника, отдавшись всецело проповеди Слова Божия. Святитель Афанасий питал слишком глубокую любовь к святой Афонской горе, а потому по временам оставлял Солунь и отправлялся на Афонскую гору. Недалеко от Афонского монашеского городка Карей он устроил себе келию, получившую название дворца. Здесь он отдавался всецело строгим подвигам, посту и непрестанной молитве, лишь иногда возвращаясь на проповедь Слова Божия в Солунь.
Отовсюду приходили люди, желавшие увидеть и послушать знаменитого оратора и проповедника Слова Божия, твердого защитника Православия.
Соотечественник св. Афанасия Патриарх Кирилл I (Лукарис) вызвал его к себе в Цареград, принял его с большой любовью, сделал своим первым советником, рукоположил его во епископа и возвел в сан митрополита Солуни с управлением Солунской областью.
Будучи в сане митрополита, св. Афанасий не оставлял своих строгих подвигов, всегда пребывая в посте и непрестанной молитве. На патриарха Кирилла I (Лукариса), как ревностного защитника православия, непоколебимого борца с унией и магометанской верой, было воздвигнуто гонение, как со стороны турок, так и со стороны католиков, иезуитов и еретиков. Патриарх Кирилл был третий раз низведен с патриаршего престола и заточен на остров Тенедос, а св. Афанасий, по особому Откровению Божию, был избран на кафедру Патриарха Цареградского.
На него, как и на патриарха Кирилла, было воздвигнуто гонение, так как он, подобно св. Афанасию Александрийскому, был неумолимым борцом за веру православную. Он обличал, опровергал ложные мнения и учения, издавал печатные обличения и воззвания.
Происками своих врагов он был низведен с патриаршего престола, а Кирилл вновь возведен на кафедру Патриарха в четвертый раз. После низведения с патриаршего престола св. Афанасий посетил свою серайскую келию на Афоне, где уже образовалась маленькая обитель и подвизались старцы Афона, ищущие уединения и подвигов.
Отдыхая здесь от понесенных трудов и треволнений, какие ему пришлось пережить в период управления Цареградской Патриархией, св. Афанасий всегда находился в молитве и посте. Патриарх Кирилл I в скором времени опять был низвергнут с патриаршего престола, сослан на остров Ходос, а в 1638 г. он принял мученическую смерть, будучи повешен турками, в патриаршем облачении на Константинопольских воротах. После ссылки Патриарха Кирилла I св. Афанасий вновь был возведен во второй раз на патриаршую кафедру, но как ревностный борец и защитник Православия, обличавший в своих проповедях и посланиях магометан, католиков, иезуитов и еретиков, был свергнут в 1635 г. с патриаршего престола. Св. Афанасий по низведении его с патриаршей кафедры остался в Солуни, управлял митрополией и часто удалялся на святую гору Афонскую, где отдыхал и готовился к безропотному терпению и перенесению скорбей и бедствий, назначенных ему в удел Промыслом Божиим.
Со смертью Патриарха Кирилла начались нестерпимые гонения на православных со стороны мусульман. Церковная утварь отбиралась турками под разными предлогами и на выкуп ее требовались большие деньги. Эти гонения и преследования12049oikujyhtgbrfvcd.jpg достигли и Солуни.
В 1641-1643 гг. св. Афанасий посылал к русскому царю Михаилу Федоровичу со слезным прощением помочь ему освободиться от долгов и выкупить из рук неверных священные сосуды и облачения, которые они держали на поругание веры христианской. У него не было даже архиерейского облачения, все было отнято и богослужение ему приходилось совершать в священнических ризах.
Св. Афанасий пребывал в Солуни пока оставалась возможность, а потом вынужден был с сердечной болью удалиться в Молдавию под защиту могущественного господаря Василия Лупула, у которого в это время находили приют бедствующие патриархи, митрополиты и епископы.
Несмотря на все тяжелые переживания св. Афанасий не забывал своего скита на Афонской горе и часто посещал его. Здесь он был намерен и окончить свою жизнь. Но Господь, однако, судил иначе.
В 1652 г. cв. Афанасий возсел в последний третий раз на вселенскую кафедру по просьбе жителей Константинополя. Не долго он был на ней — всего 15 дней.
Удрученный трудами и бедствиями святитель Афанасий созвал митрополитов, архиепископов, епископов и клириков Православной Церкви на совет и отказался от патриаршего престола, передав управление Константинопольской Патриархией митрополиту Газскому Паисию, а сам отправился в Молдавию и управлял монастырем св. Николая около города Галаца.
В январе 1653 г. он отправился в Москву. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.
В 1653 г. святитель Афанасий прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович принял его по чину Митрополитов, как бывшего Патриарха.
Алексей Михайлович щедро наградил его и он в 1654 г. отправился из Москвы на свою родину.
Накануне 1654 года отправился в обратный путь через Украину. По некоторым данным, Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Б. Хмельницкого. По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием Левковичем. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».
Будучи больным, он не оставлял своих молитв, подвигов и поста. Умер св. Афанасий 5 апреля 1654 г., имея от роду 74 года, на молитве, в коленопреклоненном положении. Св. Афанасий был погребен под амвоном Преображенского собора Лубенской обители в склепе, по обычаю восточных патриархов, сидящим. По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.
По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора. 1 февраля 1662 г. святитель Афанасий был канонизован, причтен к лику святых и установлено память его совершать 2 мая.
Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих способностях Афанасия сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.
Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.Svyatitel_afanasiy_sidyaschiy__caregradskiy_3.jpg
Тогда население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.
Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулеметной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты — плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трех дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя.
Мощи святителя Афанасия в настоящее время открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню нашего Богоспасаемого града Харькова.

 

Илья Сильверстов

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005