Печать
Просмотров: 753

unnamedftgyuhijk.jpgИзвестно, что царская семья причислена к лику Святых. Но один до сих пор мало изученный и роковой для сознания православного общества, вопрос, всё ещё бросающий тень на лики Царственных Страстотерпцев, вопрос, неразрешимость которого, в своё время повлияла уже на подрыв авторитета царствующего дома, вплоть до уничтожения порядка престолонаследия и осуществления самых зловещих, связанных с этим пророчеств, вопрос о фигуре Распутина при дворе Государя Николая II.


Соблазнительность этой фигуры, прошедшей все школьные и вузовские учебники, прошедшей недавно даже культ американизации и утилизации. Идеологическая соблазнительность её сегодня также велика и очевидна, как и в 1916 году. Неудивительно, что наиболее трезвой и здравомыслящей частью русского общества вопрос этот и по сей день обходится молчанием, слишком велик соблазн неясного. Поэтому-то и небезынтересно будет рассмотреть механизмы создания образа самого Распутина, а также великой смуты и соблазна, связанных с его именем, отмеченные ещё его прозорливыми современниками. Небезынтересно будет также задаться вопросом, как мог христолюбивый и верноподданный русский народ настолько соблазниться этой фигурой и слухами, раздуваемыми вокруг неё, что этого оказалось достаточно для утраты веры в боговодимость царской власти и для молчаливого предания помазанника Божия и всей Царской Семьи на растерзание интернационалу?
Сформировавшиеся духовно-нравственные взгляды Распутина соответствовали традиционному мировоззрению русского народа, в котором духовное преобладало над материальным. Целью жизни у православных людей считалось не потребление, а преображение души, стремление приобрести не земные богатства, а Царствие Небесное. Главное место в народном сознании занимала Любовь, как выражение самого Бога. И в этом отношении взгляды Григория Распутина идут глубоко в русле народной православной традиции. «Любовь — это такая златница, — пишет Григорий, — что ей никто не может цены описать. Она дороже всего созданного Самим Господом...». «Любовь, в представлении Григория, должна быть активной и конкретной, любить надо не вообще, а конкретного человека, который находится рядом с тобой, и вообще каждого человека, с которым ты встречаешься. Когда Распутин прекратил носить на теле настоящие вериги, он, по его выражению, «нашел вериги любви...»
Важная часть духовных взглядов Григория Распутина — это стремление жить по совести, как велят Священное писание и жития святых. «Нужно себя везде и всюду проверять и исследовать. Каждый поступок соизмерять с совестью, — такой взгляд Распутина так же соответствует духовным ценностям Святой Руси. «Как ни мудри, а совесть не перемудришь», «Совесть с молоточком и постукивает и подслушивает» — это народные пословицы. А Распутин говорил так: «Совесть — волна, но какие бы ни были на море волны, они утихнут, а совесть только от доброго дела погаснет». Чтобы достигнуть спасения, нужны «только унижение и любовь — в том и радость заключается». В душевной простоте огромное богатство и залог спасения. «Всегда нужно себя в одежде унижать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно...»
Душевная простота должна соединяться еще с одной важнейшей ценностью Святой Руси — нестяжательством, отсутствием корысти и стремления к приобретательству. «Если не будешь искать корысти нигде и стремиться, как бы утешить, призовешь Господа душевно, — учит Григорий, — то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти...»
Систему духовных ценностей Святой Руси венчала и гармонизировала идея царской власти. Образ Царя олицетворял собой Родину, Отечество. «На Родине, — пишет Григорий, — надо любить Родину и в ней поставленного Батюшку Царя — помазанника Божия». Истинное народовластие, по мнению Распутина, заключается в идее царской власти. Царь — наиболее совершенное выражение народного разума, народной совести, народной воли. Могли ли эти идеи прийтись по вкусу большей части российского образованного общества того времени? Конечно, нет. Отчужденная от народных основ, традиций и идеалов, космополитичная, лишенная национального сознания, значительная часть российской интеллигенции воспринимала духовные ценности Святой Руси как признак реакционности и отсталости, а к ее носителям относилась как к мракобесам, подозревая их в самых ужасных преступлениях и поступках. В отторжении идеалов Святой Руси со стороны отечественной интеллигенции состояла главная трагедия русского общества XX века.sedrftg67y89u0i-op0ikuj.jpeg
Появлению Распутина в Петербурге предшествовала громкая слава. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником — пишет князь Жевахов. И до него появлялись косноязычные Мити и другие юродивые, на которых с такой же горячечной умилённостью набрасывалась экзальтированная, большую часть времени скучающая столичная публика. Но что важно слава их, да и сами фигуры исчезали, как роса поутру, а вот имя Григория Распутина не мытьём, так катаньем удерживалось на слуху не год и не два. Роковую роль в этом сыграла близость сибирского старца к Царской Семье. Но неужели же и Государь с Государыней, люди глубоко и искренно верующие и этим разительно отличавшиеся от всё более и более становившегося настоящей тьмой окружавшего их высшего света — неужели и они были привлечены к Распутину тем же любопытством, которое не делало разницы между заезжим спиритом, знаменитым тенором или отважным воздухоплавателем?
Разумеется, нет. Разумеется потому, что сегодня восстановить духовный облик последнего русского Императора и его Семьи, благодаря доступным архивным документам, достаточно не сложно. Так, например, Блок, которого уж никак нельзя заподозрить в монархизме и симпатии к Романовым, привлечённый к участию в комиссии Временного правительства по расследованию преступлений царизма, по мере того как начинает знакомиться с документальными фактами жизни Царской четы, пишет о них в своих дневниках со всё более возрастающим уважением. Достаточным оказалось снять традиционные либерал-демократические интеллигентские очки.
Для Государя Григорий Распутин был как бы выражением народного духа. Причём Распутин был не самым дурным выражением этого духа, во всяком случае, его личную преданность Государю, истую набожность, бескорыстность (например, сбор огромной суммы на строительство храма в родном селе) и прочая поставить под сомнение трудно.
Вторая причина приближения Распутина более известна и существенна — это то влияние, которое оказывала молитва старца на Цесаревича во время обострений его неизлечимой болезни. Действительно, совершенно необъяснимо для материалистического сознания то, как он помогал больному ребёнку, когда официальная медицина только разводила руками. Но то, что это было именно так — факт. И этот факт вызывает естественный вопрос — может ли человек погрязать в грехах, не каяться и одновременно иметь дерзновение перед Господом и получать ответы?
Когда стало очевидным, что Распутин не очередной Митя, что он стал другом в Зимнем дворце, газеты, общественное мнение заголосили. Ни мужицкой хитростью, ни тем более святостью (это при жизни-то ещё святого праведного Иоанна Кронштадского!), ни даже странной чудодейственной силой Распутина нельзя объяснить того внимания прессы, которое она ему уделяла уже с самого момента его появления в столице. Странной также кажется и та быстрота, с которой распахивались перед сибирским мужиком двери столичных салонов, открывая немыслимые до того сферы влияния. Тут своей природной оборотистости маловато, тут необходимо то, что в современном шоу-бизнесе называется раскруткой. И такой раскруткой Распутина занимались, но кто?
Единственное, что никакой, даже самой шумной раскруткой не может быть объяснено, это то, что Григорий Распутин прочно и надолго оказался включённым в сферу духовных и семейных интересов Государя и Государыни. Напротив, именно отчётливое понимание задуманности происходящего и не позволило Николаю II пойти на поводу у прессы и думского интернационала и устранить старца из своей жизни, когда позже хлынул мутный поток разоблачений Распутина.
Поэтому есть все основания доверять выводам кн. Н. Д. Жевахова о механизмах использования Распутина: когда сам человек отказывается быть послушным орудием в руках интернационала, таким безотказным орудием оказывается его имя, звук этого имени. И имя Распутина пошло гулять по Руси. Тут даже особо напрягать свои поднатаревшие в злоумышлениях и клевете газетные головы бойким сотрудникам не пришлось — сама судьба, казалось, вручала им контрольный пакет лжи и очернения в развязанной кампании. Ещё бы, вдумайтесь, имя-то какое у сибирского старца — Распутин, мгновенно переделанное для простонародья в Распутный. Газеты, брошюрки, думская трибуна всё, в конце концов, становится средством для тиражирования образа.
Царь и Царица не были наивными, обманутыми людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации... и каждый раз убеждались, что все рассказы о безнравственной жизни Григория — клевета». Но миф о Распутине как о развратнике, пьянице, благодаря средствам современной массовой информации, находившимся под контролем врагов самодержавия, был широко распространен среди общественности. А для подтверждения газетной клеветы использовались провокаторы - двойники Распутина, напивавшиеся и устраивавшие дебоши в определенных местах. Отвечая на вопрос: «Кому это понадобилось?» — газета «Московские ведомости» в свое время писала: «Во-первых, нападали левые. Эти нападки носили чисто партийный характер. Распутина отождествляли с современным режимом, его именем хотели заклеймить существующий строй... он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию». Таким образом, ложь и клевета на Распутина имели целью скомпрометировать и опорочить Российского Самодержца Царя Николая II, а в его лице и весь монархический строй. Эта же антигосударственная кампания была направлена и на очернение русского народа, крестьянства, духовное начало которого олицетворял собой Распутин. Все консолидированно ополчились на Распутина, решение о его дискредитации было принято даже в Брюсселе, на Всемирной ассамблее масонов.
Тогда впервые в России был использован откровенно пиаровский метод заведения дела (о принадлежности к секте хлыстов), которое за бездоказательностью не поимело даже дальнейшего хода, зато дало повод для тиражирования слухов о ночных радениях и свальном грехе, и всё это рядом с Зимним дворцом, всё это с молчаливым киванием головой на портрет Государя. А потом и с откровенными обвинениями. Какие, стали возможны уже только после февраля 1917 года, после заключения под стражу Царской Семьи. Расследования, заводимые каждой из сменявших друг друга революционных властей (сначала Временным правительством, затем большевиками) точно также не приносили жаждавшим обличений никаких результатов и под шумок прикрывались. Ведь для того, чтобы открыто объявить о том, что, к примеру, чаще других обвинявшаяся в близости к Распутину и распутстве с ним фрейлина Государыни Анна Вырубова в результате медицинского освидетельствования оказалась девственницей требовалось мужество отнюдь не революционное.
На протяжении всего распутинского десятилетия убивалась в народе вера в богоустановленность царской власти вообще. Ведь вдуматься только, какой путь должно пройти было сознание русского мужика от Царя-батюшки и Царицы-матушки начала века до николашки и сашки накануне русской смуты!
Путь, который нельзя пройти — его можно только пролететь, очертя голову, это одна из гибельнейших и в тоже время характернейших склонностей природы русского человека.
Однако вовсе не это пророческое наблюдение гения поражает до глубины души, а другое дарованное нам в одном из эпизодов Братьев Карамазовых. Помните, смерть старца Зосимы и запах тления от просто-таки обязанного, по общему мнению, быть нетленным подвижника. За утратой этой веры сразу же и следовало — очертя голову.
Падения праведника всегда ждут, ведь он обычно ставит высокую планку, к которой необходимо тянуться и от каждого человека требуется постоянный труд души. А когда нет живого образца высокой духовности — нет ориентиров, и следовательно тянуться не к чему.
Созданный пиар-технологами начала века виртуальный дух распутинщины как нельзя нагляднее и лучше иллюстрировал и объяснял причины реально ощущаемого всеми духа тления, носившегося над Российской империей, и был умело использован для разрушения святая святых Русской государственности образа Православного Царя, помазанника Божия, хранителя веры и устоев.
Недавно двое британских исследователей — кстати, не без помощи российских коллег, — проведя собственное расследование, пришли к сенсационному выводу: к убийству Григория Распутина был причастен британскоподданный Освальд Рейнер. «Джеймс Бонд» образца 1916 года работал под легальным прикрытием прямо в Зимнем дворце. Он-то и убрал — или по крайней мере добил — «старца» на квартире своего оксфордского однокашника Феликса Юсупова. Тому в этой истории отводится лишь роль подельника. Зачем это было нужно британским спецслужбам? Освальду Райнеру стало известно о попытках фактического духовника императорской семьи убедить Николая II в необходимости как можно скорее заключить сепаратный мир с Германией и закончить войну. После передачи Райнером данной информации правительство Великобритании начало опасаться, что в этом случае около 350 тысяч германских солдат могут в одночасье перебросить на западный фронт, чего наши европейские союзники, конечно же, допустить никак не могли.
Более того Англию в целом не устраивала Россия с формулой Богоносной власти. В Англии надеялись, что без Распутина Россия пойдет по ее пути, в сторону монархии конституционной. Но дальнейшие события были ошеломляющи для всех. Через несколько месяцев после убийства Распутина Царь был лишён царства, через год жизни.
После трагической гибели царственных мучеников, на их груди были обнаружены медальоны с изображением старца Григория. До конца жизни они верили в него.
О гибели Российской империи спорят до сих пор, погибла ли она тогда бесповоротно или трансформировалась? Однако бесспорно то, что катастрофа не замедлила случиться. «Буду я, будет и Царь и Россия; а как меня не будет, не станет тогда ни Царя, ни России» — Говорил Распутин незадолго до гибели.
«Я покоен, Вы научитесь премудрости от меня, а после будут разные невзгоды, вы будете готовы только потом, это Вы увидите и разберетесь». А еще в ноябре 1913 года, прикровенно и издалека предсказывая обстоятельства, которые должны будут сопровождать их честную смерть, старец предсказал десятилетнему Цесаревичу Алексею, не оставляя без намека и Августейших Родителей: «Дорогой мой маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом так стал силен и всемогущен — так и ты, дорогой, так и ты будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся».
Григорий Ефимович Распутин, этот сибирский крестьянин, пророчески связывавший свою гибель с гибелью Царя и самой Российской империи был воплощением души нации и в этом смысле это было ритуальное убийство — в его лице убивали Россию.
Когда водолазы обследовали прорубь и нашли тело самого Распутина, руки и ноги были запутаны верёвкой; правую руку он все-таки высвободил, чтобы перекреститься, пальцы были сложены для молитвы.

 

Михаил Спасский

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005