Печать
Просмотров: 754

unnam382472842.jpgСреди православных святых Сергий Радонежский по праву занимает особое место. Роль его в истории России трудно переоценить. Не исключено, что современная Россия в том виде, в котором она ныне существует во многом обязана одному человеку. Сергий своим подвижничеством смог пробудить самосознание нации задавленное татаро-монгольским игом. Это было время, когда выросло целое поколение людей с рабской психологией разуверившихся в том, что иго можно сбросить. Но обо всем по порядку.
Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, происходил от благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. Семи лет он отдан был обучаться грамоте. Отрок всей душой жаждал учения, но грамота на первых порах не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа, чтобы Он открыл ему дверь разумения книжного.
Однажды в поле, куда отрок пошел, по приказанию отца, отыскивать коней, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился; отрок подошел к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания».


Благодать эта действительно чудесным образом сообщилась отроку: ему даны были память и разумение, и он стал способен к изучению книжной премудрости. С детства Сергий упражнялся в подвигах благочестия, соблюдая строгое воздержание, удаляясь от детских игр и развлечений, пребывая в молитве, так что в нем «прежде принятия иноческого образа виден был совершенный инок». Он был скромен, тих и молчалив, со всеми кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенную покорность воле родителей. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи.
На 15-м году жизни преподобного Сергия его родители переселились в Радонеж (в 10 верстах от нынешней Троицкой лавры) и лет через пять один за другим мирно отошли ко Господу, предварительно приняв пострижение в иночество. По смерти родителей преподобный Сергий, презрев «тленную славу», «мира красоту и сладость временную» и больше всего, возлюбив «монашеское житие», отдал скудное наследство, оставшееся после родителей, младшему брату Петру, ушел в глубину леса и там, в 10 верстах от Радонежа, при речке Кончуре, поселился с овдовевшим и принявшим иночество братом своим Стефаном. Братья своими руками нарубили леса, построили сначала шалаш, потом келью, и, наконец, малую церковь, которая, с разрешения митрополита Феогноста, была освящена во имя Живоначальной Троицы. Так положено было начало знаменитой обители преподобного Сергия.aca3c29c4d999ca0afe10be1e0ab3892.jpg
Стефан не выдержал тягот отшельничества и удалился в Москву в Богоявленский монастырь. Оставшись один и приняв (в 1337 году) иноческий сан от игумена Митрофана, преподобный Сергий еще более углубился в себя и предался молитве и покаянию. Полнота внутреннего мира его души заслоняла для него покинутый им мир с его обманчивыми прелестями жизни. Чувство глубокого смирения наполняло его душу среди тех подвигов, которые он переносил. Мимо кельи преподобного пробегали целыми стаями волки и проходили медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал пришедшему медведю хлеба, и с тех пор медведь постоянно приходил к преподобному Сергию, который делил с ним последний кусок, а иногда отдавал и весь хлеб, оставаясь сам без пищи.
Около двух лет прожил преподобный в совершенном уединении, среди трудов иноческого жития, всевозможного рода лишений и в борьбе с искушениями Диавола.
Один раз ночью явились к нему жуткие бесы в островерхих шапках. Они настойчиво просили, — Сойди с этого места. Ну что тебе стоит.
Сергий не сошел, тогда разыгралась страшная буря. Наутро, когда крестьяне принесли Сергию пищу, то увидели, что вокруг кельи повалены и сломаны вековые деревья. Сам подвижник был цел и невредим.
После этого происшествия Сергию приснился сон, будто он кормит хлебом слетевшихся к нему нескольких птиц. К этим нескольким стали присоединяться другие и вскоре их стало бессчетное множество. Он понял, что птицы это его ученики и Господь призывает его к общественному служению.unnam234234ed.jpg
И действительно вскоре к нему стали собираться иноки, желавшие под его руководством служить Господу. В 1354 году общим голосом братии преподобный Сергий избран был игуменом братии и посвящен в иерейский сан в Переяславле Афанасием, епископом Волынским. Стоя на страже обители, игумен Сергий был живым примером всех иноческих добродетелей: он сам рубил дрова, носил воду, пек просфоры, одевался всегда бедно, в простую холщовую одежду, покрытую заплатами, которую не хотел надеть никто из братии. Работая больше всех, он в то же время для всех служил образцом смирения, успевая каждому оказать услугу вовремя, к каждому приходя на помощь в его труде. Проводя день в молитве и трудах, игумен Сергий ночью обходил кельи монахов, и если замечал что-нибудь несогласное с монашескими обетами, на другой день призывал провинившегося и кротко увещевал его.
Юная обитель много терпела от материального недостатка. При свете березовой лучины приходилось преподобному Сергию отправлять Божественную службу, в деревянном сосуде совершать Святые Тайны причащения, в крашенинных ризах стоять у Престола за Божественной литургией. Но и при таком видимом убожестве преподобный Сергий так был богат благодатию Святого Духа, что сами Ангелы сослужили ему при священнодействии. Преподобный Сергий строго запрещал братии выходить из монастыря для собирания подаяний на обитель, хотя случалось, что ни у кого из них не было хлеба, и все голодали долгое время. Твердое упование на милость Божию не посрамляло преподобного игумена. Когда братия бывала близка к отчаянию, Господь побуждал христолюбцев в изобилии присылать в монастырь хлеба и всего съестного.
По примеру преподобного Феодосия Печерского, игумен Сергий ввел общежительный устав в своей обители. Никто из братии не имел ничего собственного, каждый получал из общих братских средств, все нужное, и все участвовали одинаково во всех монастырских работах. Слава Сергиевой обители стала распространяться всюду - по земле русской. Многие из бояр и князей приносили часть от имений своих на устроение монастыря, что дало возможность выстроить новую, более просторную церковь. Однако игумен Сергий и его братия продолжали вести бедную трудовую жизнь, употребляя богатые пожертвования на дела широкой благотворительности. Особенную отеческую любовь проявлял преподобный Сергий к сирым, убогим, нищим и странникам. В годины народных бедствий он отворял житницы своей обители и кормил голодающих.
Сергий впервые в Русской истории основал монастырь далеко от города в глуши. Его примеру последовали его ученики, которые стали продвигаться на неосвоенные северные и восточные территории. Так был основан Соловецкий монастырь и многие другие. Монахи, не пугаясь трудностей, воодушевленные примером Сергия были первопроходцами, а за ними уже подтягивались крестьяне и эти земли обживались. Только при жизни Сергия ученики основали более 30 монастырей.
Иосиф Пермский смог обратить в христианство языческие племена на востоке.
Когда монастырь основанный Сергием обрел огромное духовное влияние на московских князей. Его брат стал претендовать на игуменство, заявляя, что он тоже основатель. Сергий спорить не стал, а удалился в лесную чащу, где срубил себе келью. Вскоре часть братии перебралась к нему. Брат же пришел с покаянием и просил Сергия на игуменство.
Митрополит Московский святитель Алексий, чувствуя скорую кончину свою, желал видеть преемником себе преподобного Сергия, но смиренный игумен счел себя недостойным принять святительский сан.
За святую жизнь и дивные подвиги преподобный Сергий получил от Господа дар прозорливости и 030013_3.jpgчудотворения, исцеляя «различныя недуги» и прорицая «яко настоящая будущая». Святой прозорливец благословил Великого Князя Димитрия Донского и в лице его все православное русское воинство на битву с Мамаем, дал ему двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, и предсказал князю победу над татарами. — «Многим ныне сплетены венцы терновые, но не тебе».
Всем известно, что с татарским богатырем на поединок вышел Александр Пересвет, но не многие знают, что Пересвет был монахом Троице-Сергиевской лавры.
Под конец своей жизни преподобный Сергий удостоен был чудного посещения Божией Матери, Которая с апостолами Петром и Иоанном явилась ему в келью, окруженная лучезарным светом, и утешила его обетованием будущего процветания насажденной им иноческой обители. За шесть месяцев до своей кончины предуведомленный особым откровением о времени своего отшествия из мира, преподобный Сергий предал блаженный дух свой Господу, в 1392 году, после 78-летней своей жизни. Через 30 лет святые мощи его обретены были нетленными. Обретение мощей святого преподобного Сергия Радонежского празднуется 18 июля.

Кроме того, что Преподобный Сергий, совершил множество духовных подвигов, чудес, исцелял, наставлял, благословлял, в том числе Дмитрия Донского на победу над Мамаем. Кроме того что Сергий мирил князей, иногда налагая на непокорных эпитимию, его прямая заслуга в том, что он первый нарушил традицию обустройства монастырей в городах и ввел общежительный устав. Свой монастырь он основал в глухом лесу и его примеру последовали его ученики. Если князей больше волновали налоги с земель, которыми прирастало русское государство. То вопросом просвещения народов, в основном язычников живших на северо-востоке Руси, кроме монахов никто не занимался. Следуя примеру Сергия, его ученики забирались в глухие места куда еще не дотягивалась административная рука Москвы. Приводили жившие там племена в христианство не мечом и огнем, как это было свойственно католической экспансии, а духом Благодати божией действовавшей через них. Именно поэтому Россия сейчас велика и обширна и скреплена общим культурным кодом Православной веры!
Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников].
Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей.

Михаил Спасский
По житию преподобного Сергия

Димитрия Ростовского

архив газеты "Тайны века" за 2002 г. Харьков