Печать
Просмотров: 1508

IMG_20200629_114502.jpg75-летие Победы в Великой Отечественной -  знаковая дата всенародного почитания. Много масштабных мероприятий было приурочено этой дате на официальном уровне, но важно, что память о подвиге наших дедов и прадедов поддерживается не только на официальном уровне. Память о высоте тогдашнего всенародного подвига живет в сердцах людей. Мне довелось побывать на художественной выставке, посвященной 75-летию великой Победы «Память поколений», которая была организована в Московском Манеже по инициативе Председателя патриаршего совета по культуре, митрополитома Тихона (Шевкунова).
Выставку, на которой собраны полотна художников переживших ту войну, посетило множество людей. Выставка вызвала широкий общественный резонанс.
Но важно, чтобы появлялись новые работы, посвященные той драматической и героической странице русской истории, только так возможно поддержать живую связь поколений. Не секрет, что творческие люди являются барометром общественного настроя. И отрадно видеть, что многие из них вновь и вновь обращаясь к теме Великой Отечественной Войны, прикасаются к этой теме с чувством священного трепета, и доносят правду о той войне до наших современников, до юного поколения.

На современном киноязыке снимаются прекрасные фильмы, такие как «Брестская крепость», «Звезда». Кто-то может придираться к деталям, дескать, как могут прикасаться к теме Великой Отечественной те, кто ее никогда не видел. Но не обмануть генетическую память, если сердце художника горит, то он главное отобразит совершенно верно.
Если не обращаться к теме Великой Отечественной, не обновлять эту общенародную святыню, то свято место народной исторической памяти мгновенно заполнится химерами. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что творится в соседней Украине.
В июне, в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», где недавно был освящен Патриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил Российской Федерации, состоялась выставка «Небесные покровители армии и флота России».
В выставочном центре парка «Патриот» мы встретились с известным художником Филиппом Москвитиным, он принадлежит к поколению, которое начало свой путь в 90-е. Когда Россию захватил вал чужеродной культуры, Москвитин выбрал поиски духовных смыслов. Мы поговорили с мастером на выставке, где кроме ювелирных изделий была экспонирована часть его персональной выставки — «От великого князя Владимира до маршала Жукова»: пять работ — «Александр Невский», «Федор Ушаков», «Маршал Жуков», «Маршал Рокоссовский» и «Парад Победы 1945-го года!»
Развивая московскую школу живописи, Москвитин создал обширную галерею портретов святых и великих людей России. Людей, которые внесли большой вклад в сохранение и созидание православной цивилизации.

 

IMG_20200629_120115.jpg
С 1992 года Филипп Москвитин стал писать для храмов, но на этой выставке он выступил как военный художник.
Его творчество служит сохранению исторической памяти, в том числе и через образный ряд героев русской истории.
На протяжении четверти века Филипп трудился над циклом картин, посвященных Великому, благоверному князю Александру Невскому. Художник готовит персональную выставку, посвященную этому великому, князю. На выставке будет представлен сонм святых и еще не прославленных церковью полководцев. От Великих киевских князей — Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха до полководцев Суворова, Ушакова, Нахимова, Кутузова… Жукова. Через эти образы в одном зале раскроется панорама героической русской истории.

IMG_1704.JPG

На выставке представлена новая работа художника — образ благоверного князя Александра Невского».
В Манеже я в оригинале увидел картину Павла Корина «Князь Александр Невский», с детства помню этот образ ставший каноничным. Вживую это полотно производит сильное впечатление. Именно таким я и представлял князя в юности. Однако сейчас понимаю, что Корин был связан духом советского времени. Князь изображен Кориным бывалым воином, мужем в летах закованным с ног до головы в рыцарские доспехи. Но мы знаем, что благоверный князь прожил всего сорок два года, а знаменитая Невская битва состоялась, когда ему было всего 20 лет. Так же понятно, что Корин не мог подчеркнуть святость благоверного князя, ведь время было богоборческое.Частичное изображение Лика Христа на полотне, было подвигом художника. 

В работе Филиппа Москвитина князь изображен молодым человеком, это не икона, но образ князя, почти иконописен. Святой благоверный князь на полотне подобен архистратигу Михаилу с мечом.
Доспехи князя как византийские дополнительно подчеркивают наш культурный код восточного православия родом из Константинополя, а не Рима. Это то, за что стоял князь Александр прозорливо определивший что главное, а что второстепенное в отличии от своего современника Даниила Галицкого. Как пояснил сам автор: «Вполне возможно, что у великого, по титулу Киевского, князя Александра могли быть и византийские доспехи. Под ногами князя лежит шведский шлем. Напоминание о том, что князь Александр одолел в поединке шведского вождя Биргера.»
Постепенно у Филиппа Москвитина появился цикл картин с образами русских полководцев. Малый вариант картины «Ушаков», представлен на выставке, большой находится в Александро-Невской лавре. yshakov1.jpg
Адмирал изображен в парадном мундире в полный рост. В руках держит свиток со своими знаменитыми словами: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!»
Грозные бури с той поры не раз обрушивались на Россию, но слова святого адмирала неизменно подтверждались. Из всех бурь Россия неизменно выходила в славе! И конечно же, величайший триумф России — это Победа в мае 1945-го. Эта важная собирательная точка русской истории. Наша история лишь на внешнем плане разорвана и фрагментарна, а в своей глубинной сути она едина и не делима. Разные страницы собраны под общим переплетом, и нам важно правильно осмыслить каждую из страниц. Понять, что Русь была жива даже во времена тяжелейших испытаний, атеизма и богоборчества и Бог творит настоящее России из образа будущего.
Величайшему триумфу России посвящена картина Москвитина «Парад победы 1945-го».
Как пояснил сам художник: «На картине «Парад Победы» видны кресты храмов. На заднем плане изображен храм Казанской Божией Матери. Исторически это не совсем верно. В тот период времени храм был снесен и еще не восстановлен, но во время войны русский народ вновь обретает утраченное сокровище — веру в Бога. И этот изображенный храм символизирует возвращение русского народа к своим бытийным основам.»
Филипп Москвитин отметил, что красный цвет знамен на этой картине становится пасхальным: «Эти знамена омыты кровью воинов Великой Отечественной, многие из которых отдали жизни за други своя. Но и конечно же сам маршал Жуков изображен, как это было и на параде, на белом коне».

1945.jpg
Действительно в 1945-м советская армия по форме была богоборческой, а по сути это было жертвенное святорусское воинство Христово, освободившее мир от дьявольского порабощения.
Живопись Москвитина отличается тем, что его полотна вполне можно представить фресками на стенах храма. Особенность его работ в том, что автор снимает границу между иконой и живописным образом.
И на картине "Парад победы" маршал Георгий Константинович Жуков как будто сошел с Московского Герба, с иконы его небесного покровителя Георгия Победоносца.
На Руси часто бывают времена, когда за помощью обращаются к чуду, но оно является тогда, когда возрождается вера, а вера - дар Божий, и дается она тем, кто встал на путь испытаний.
Стоит напомнить, что вся война пронизана недвусмысленными символами: началась она 22 июня 1941 года, в день всех Святых Земли Русской.
Окончательный перелом — Прохоровская битва 12 июля 1943 года состоялась в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Нацистское государство фактически перестало существовать 6 мая 1945-го в день Святого великомученика Георгия Победоносца. В победном 45-м на 6 мая выпало и Пасхальное торжество!
И конечно же промыслительно, что Парад Победы в 45-м состоялся 24 июня в день иконы Божией Матери Достойно Есть!
Конечно же, многие художники изображали маршала Жукова. У того же Павла Корина маршал Победы написан сочными красками в парадном мундире при всех орденах, отражающих вехи его тернистого полководческого пути. Победа уже далеко позади, уже осмысленна и пережита, образ полководца монументален. Он уже достояние истории.
IMG-20200508-WA0013.jpgНа портрете же Москвитина «Маршал Жуков» Георгий Константинович еще только начинает осмыслять свершившееся. Еще далеко до Парада Победы, полководец едет на трофейном Майбахе из покоренного Берлина. На обочинах дороги еще горит немецкая военная техника.
Маршал Победы погружен в свои мысли. О чем он думает? Возможно, перед его глазами предстают картины страшного четырехлетнего противостояния: оборона Ленинграда, битва под Москвой. Ржевская битва, Курская дуга. Сколько пережито за эти четыре года! На его плечи выпала тяжелейшая миссия — спасение Отечества. Сколько раз приходилось принимать молниеносные решения, а иногда решения были тяжелые мучительные после долгих, тягостных раздумий. И вот все позади! Какой духовной силой должен обладать человек, чтобы все это выдержать? Tdjw_EtPSDY.jpg
Во взгляде Георгия Константиновича, направленного к зрителю отражена духовная мощь русского человека, крестьянского сына ставшего великим полководцем. Тогда избрав незнатное мира, Господь сокрушил знатное, — надменных европейских аристократов, кичившихся своим «высоким» происхождением. А сейчас? На что сейчас способно поколение внуков и правнуков как бы спрашивает зрителя маршал Победы. Способно ли оно достойно встретить вызовы если придется защитить Отечество.
Картина Москвитина «Маршал Рокоссовский», представленная на выставке, тоже нетипичный портрет второго маршала Великой Победы.
Знаю, что родственники Рокоссовского высоко оценили эту картину. На этом полотне маршал необычен, но очень похож.
Маршалл Рокоссовский смотрит на поле предстоящего боя. Перед этим смотрел в бинокль, а теперь он задумчиво направил взор уже не столько на поле, как внутрь себя. Константин Константинович мысленно обдумывает план операции, он сосредоточен, спокоен, мужественен. Обдумывание в данном случае не только проработка плана действий, но и внутренняя молитва об успехе сражения.»
Маршал Константин Рокоссовский прошел суровую школу жизни.
В народе говорят, за одного битого двух небитых дают. Перед войной полководец, как и многие другие военачальники, сидел в тюрьме по ложному политическому обвинению. В тюрьме ему выбили зубы, но он не был сломлен.
Самое главное, он не думал о несправедливости по отношению к нему, не мстил за себя. Думал о спасении Родины и делал для этого все возможное и невозможное. Константин Константинович не был штабистом, он часто выезжал на передовую.
В начале войны оборона наших войск была не сплошная, а ячеистая. Рокоссовский хотел понять, почему немцы ее относительно легко взламывали, ведь теоретически она была лучше траншейной. Константин Константинович сам занял одну из ячеек и когда начался бой, и полководец прошедший горнило первой мировой и гражданской войн, понял, насколько тяжело находиться в ячейке солдату одному, без чувства локтя, без поддержки товарищей.
Рокоссовский приказал отменить ячеистую систему обороны, перейти к траншейной, и наша оборона стала крепче.
Филипп Москвитин изобразил маршала не в парадном мундире в зените славы, а в подобном эпизоде, в моменте прохождения тяжелейших испытаний, когда от полководца требовалась максимальная мобилизация интеллектуальных и морально-волевых качеств. И весь этот сплав отражен в этой картине.
Победа была добыта не только русским народом или одним сословием, но разными народами исторической России. И напоминанием об этом служит тот факт, что Парад Победы вместе с маршалом Георгием Жуковым принимал представитель старинного польского дворянского рода маршал Константин Рокоссовский. Все-таки русский — это состояние души!
На презентации выставки Филипп Москвитин, обращаясь к собравшимся коллегам-художникам, предложил в следующем году организовать в этих стенах выставку, посвященную 800-летию святого благоверного Великого князя Александра Невского.

В народе пробуждается интерес к русской исторической картине. Художники Филипп Москвитин, Павел Рыженко продолжили традиции, заложенные Виктором Васнецовым и Павлом Кориным. Ведь на повестке уже не культура текста, а культура клипа. Картина, в отличии от текста воспринимается одномоментно, запечатлевается в сознании, и в конечном итоге формирует мировоззренческие основы. Если в средние века, человек мог видеть живопись не иначе как в стенах храма, то теперь, пожалуй, только в стенах храмов и некоторых музеях можно увидеть живопись, которая не несет вред душе. Недаром святой Августин Блаженный называл память «желудком души», поэтому очень важно, насытить память образами, которые служат воспитанию человеческого духа.

IMG_20200629_161455.jpg
Филипп Москвитин один из тех немногих художников, который не пошел легким путем, не впал в болезненный поиск эпатажных форм «творческого самовыражения».
Его мастерство не просто ублажает эстетические чувства, оно глубоко патриотично, служит воспитанию чувств, воспитанию национального самосознания.
Нам остается пожелать Филиппу Александровичу Москвитину новых творческих побед!

Сергей Моисеев
Редактор газеты «Русь Триединая»