Печать
Просмотров: 830

190276_or.jpgСлово «религия» означает «связь». Религия — связь с высшей жизнью, с Богом. Кто хочет свою жизнь возвышать, улучшать, связывает ее с тем, что лучше ее, крепче ее. А лучше человеческой жизни — Божественная жизнь. И с этой Божественной жизнью связывает себя человек различными путями: и разумом — размышлением, и сердцем — любовью, и волей — творением добра. Это и есть религия.
Чем выше религия, тем совершеннее содержание жизни и глубже ее познание. Есть различные ступени в религиозном познании. Верить в ложные и злые идеи — все равно, что кланяться идолам, зверям, камням, — они не возвышают, а принижают человеческий дух.

Почитать богами существ нравственно слабых и исполненных страстей, как, например, греческих богов Олимпа, и к тому же существ в реальности не существующих — это значит, безусловно, препятствовать возможности нравственного совершенствования.
Почитать же Бога Живого в духе и истине, видеть свет Божий в разуме Евангелия, в лике Христовом — значит правильно понимать путь к Богу как радость бесконечного возвышения, умудрения и воскресения... Это путь расцвета человеческой личности. Евангелие Иисуса Христа, Спасителя мира, Его разум, любовь и правда есть реальная сила жизни, воистину созидающая человека. Здесь начало и конец религии — высшей связи человека и человечества со своим Творцом и Отцом Небесным. Не понимая этой самой простой истины, а иногда и просто не желая ее понять и принять, люди воинственно атеистичные хотели бы уничтожить всякую веру, и прежде всего — веру во Христа.
На самом же деле истинная религия (подчеркиваем: истинная, а не ложная) обостряет, укрепляет и оздоровляет в людях самое здравое начало...
Наибольший пророк антихристианства нашей эпохи, немецкий философ Фридрих Ницше теряет рассудок и делается душевнобольным. Его верные и фанатичные последователи: Гитлер, Альфред Розенберг, Людендорф и другие, мнившие себя титанами, сверхчеловеками и замышлявшие изгладить имя Христа во всем мире, — делаются душевнобольными маньяками и губят не только себя, но еще увлекают в погибель и свой народ. «Ты победил меня, Галилеянин», — обращаясь ко Христу воскликнул злейший враг христианства император Юлиан, смертельно раненный во время битвы с персами.
Все зло мира — от материализма и эгоизма, где бы ни проявлялась эта духовная смерть. Прочные, подлинные ценности созидались лишь силой Божией. И многие герои человеческой истории это знали и в это верили. Яркий пример тому — столь прославленное имя Александра Васильевича Суворова, который провел 60 боев и сражений и одержал 60 побед.
Суворов глубоко веровал в Бога, любил Сына Божия Иисуса Христа и был верным чадом Русской Православной Церкви.
Вот, например, как вспоминает о своих встречах с Суворовым шведский генерал Густав Армфельдт (1757- 1814): «Суворов пригласил меня обедать в 8 часов утра. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю (т. е. клал земные поклоны), а потом пошел, взял музыкальные ноты, по которым он долго напевал вполголоса, рассматривая, прежде чем отдать их мальчикам, состоящим в полках певчими, и певчим хора. Церковь была совершенно устроена; меня уверяли, что там всего доставало, и что все возилось на шести лошадях.
Это — единственный личный обоз князя-генералиссимуса. Потом мы сходили с лестницы через двор и вошли в лачужку, где была жара невыносимая. Совсем маленькая комната с кроватью, столом и четырьмя стульями составляла спальню и рабочий кабинет Суворова. Другая, также совсем маленькая, была его столовая и зала. Мы сели за стол — я рядом с ним, и трапеза состояла из самой невкусной русской постной пищи...»
Все тут характерно для Суворова, любившего Церковь... Интересно еще и следующее место из воспоминаний Армфельдта:
«Третьего дня мы обедали у старика (т. е. у Суворова)... Между многими странностями, которые он говорил, было, однако же, и много удивительных слов и выражений... Когда мы встали из-за стола, он сказал: «Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которые внесут в политику прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, — вот чем можно достигнуть всего...»»
Разве нельзя эти слова Суворова повторить в наши дни? Вера в Бога не только не расслабляла Суворова, но она-то и давала ему силы быть бесстрашным и нравственным человеком, воином-христианином.

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004