Печать
Просмотров: 985

000658.jpg22 декабря 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил причислить к лику святых Архиепископа Симферопольского и Крымского Луку (Войно-Ясенецкого, 1877—1961) с празднованием памяти в день блаженной кончины его — 29 мая по старому стилю.
Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощного Врача Христа Спаса нашего. (Из молитвы пред иконой Всецарица).
Из священного писания известно, что у искрометного поборника справедливости Архистратига Михаила среди его архангелов врачеванием ведает архангел Рафаил, небесный врач, целитель душевных и телесных недугов наших.
Благодать и святость Великих небесных Врачей: Рафаила Архангела, Пантелеймона целителя (на иконах Он изображается с ящиком, наполненным здоровьем и ложечкой с крестом) Кира и Иоанна чудотворцев-целителей, Кузьму и Демьяна врачей-бессеребренников, Агапита Печерского и своего небесного покровителя, имя которого он принял, ставши епископом, художником и лекарем — апостола-евангелиста Луку чувствовал он рядом стоя у операционного стола. Такой чистоты и силы была вера этого хирурга. И те, которых уже считали обреченными, выздоравливали.


Хирург служил молебен в операционной до и после оперативного вмешательства (это в советское то время!), благодаря Христа за таких великих руководителей и ассистентов.
Приходилось ему оперировать в антисанитарных полевых условиях, зашивать раны даже после трепанации черепа просто волосом (ниток не было) — и никаких гнойных осложнений.
У многих народных целителей в их приемных висят иконы апостола Луки — врача и первого иконописца, давшего, по церковным преданиям, первые чудотворные иконы Божией Матери, написанные им при жизни Девы Марии (Владимирская).
У меня спрашивали врачи икону Святого хирурга Луки Крымского, когда еще ее не было в продаже в храмах и иконных лавках.
Родился он 27 апреля 1887 года и религиозного воспитания в семье не получил. Хоть и значился отец католиком, а мать — православной, храмы не посещали.
Родился Валентин в Керчи, затем семья перехала в Киев, где будущий святитель окончил киевскую художественную школу и еще в юности имел благословение Киевско-Печерской Лавры рисовать портреты прихожан. Собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, но во время вступительных экзаменов осенила его искра Божия, прозрение, и он избрал внезапно медицину. Окончил медицинский факультет Киевского университета.
В юные годы Валентин Федорович глубоко изучил труды многих философов, прошел даже увлечение Львом Толстым (непротивление злу насилием) и осознал, что истина в православии. И стал он врачем, блестящим талантливым хирургом, за операционным столом творящим чудеса. Он только напоминал: «Не я лечу вас, а Господь моими руками».
После окончания Киевского университета работал он в Чите. Шла война и стал он хирургом военно-полевого госпиталя.
Здесь он познакомился с медсестрой Анечкой Ланской (Анна Васильевна была тогда дочерью управляющего имением). По отзывам современников юная сестричка была такого характера, что больные и медперсонал госпиталя называли ее святой. Отказав многим женихам, Анна вышла замуж за Валентина. Брак был удачным, если исключить Аннушкину молодую ревнивость. У них было три сына и дочь. В 20-е годы хирург Войко-Ясенецкий с семьей жил и работал в Ташкенте, и слава его, как выдающегося врача, распространилась далеко за пределы Средней Азии и СССР. Его научные труды начали печататься за рубежом.
Он активно участвовал в церковной жизни города, посещал все заседания церковного братства и однажды епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, почему Вы не священник?»
Так хирург стал дьяконом, затем иереем. Его принуждали снять икону в операционной — он отказывался оперировать. Слава врача-чудотворца быстро распространилась среди людей. Он оперировал в полном облачении священника с молитвой и под иконой. Удивлялись и ужасались православного врачи — никогда никаких послеоперационных осложнений (как у других хирургов) — не бывало.
Так три года он был священником, затем принял монашеский постриг. Жена его умерла в 1919 г. (заразилась туберкулезом от своей племянницы).
И вот в схиме Валентин принял имя апостола Луки. А уже в 1923 году иеромонах Лука посвящен был в епископы. И начался крестный путь владыки Луки. Это было страшное время искоренения святой веры, разрушения духовных центров. Бывший ученик горийского духовного училища Сталин подписывал приказы о взрывах Храма Христа Спасителя и других великих творений древнего зодчества. И даже в этих условиях гонений на церковь, не могли не дать владыке Луке Сталинскую премию за его выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов».
Его работы печатались за границей, и служили учебниками хирургов многих стран. Невозможно было не дать премию автору более 55 выдающихся трудов по хирургии и анатомии.
Когда в 1923 году, на всемирном колоквиуме его просили снять рясу, он отказался и явился перед аудиторией в облачении священника. Последовал арест (это был его первый арест), Сталинскую же премию святитель передал в фонд детей-сирот.
Это было время новомучеников российских, много священнослужителей было тогда расстреляно и замучено.
11 лет провел владыка в ссылках на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, прошел издевательства, пытки.
Когда его спрашивали затем, тяжело ли было, он отвечал: «Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту. Когда шел я по весьма тяжкому пути, я чувствовал совершенно реально, что рядом идет сам Господь Иисус Христос и поддерживает Крест мой».
«Уберите от меня этого скаженного попа-профессора, сил моих больше не хватает», — просили начальство, следователи и тюремные надзиратели, ужасаясь силе и твердости его духа и веры.
А епископ-хирург-профессор, автор выдающихся научных трудов, продолжал творить чудеса исцелений. Например, в Чите, после того, как заключенный Войно-Ясенецкий исцелил слепого читинского нищего, к нему хлынули страдающие глазными болезнями жители Сибири.
Пройдя ГУЛАГ, он возвратился через 11 лет, было ему уже 65 лет. 1943—46 годы Тамбовская кафедра. 1946—61 год — правящий архиерей Крымской епархии. Святой Лука Крымский был пастырем высокой культуры, огромной эрудиции, пламенной веры и великой духовной силы. Преставился святой исповедник 11 июня 1961 г. В хирургических отделениях больницы висят его портреты и освященные иконы.
В одной из своих проповедей Святой Лука Крымский так говорил о бессмертии духа: «Жизнь тела и души можно сравнить с жизнью виноградной лозы и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение. Но жизнь виноградных гроздей продолжается в полученном из них вине. В него переносится все ценное и прекрасное, что было выработано в живых ягодах под действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино продолжает жить, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь, после смерти тела». Так красиво и понятно говорил он и писал о бессмертии духа.

 

Дина Кондратьевна Дегтярева

Архив газеты Тайны века 2004 г