Печать
Просмотров: 280

Solodovnikov_1.jpg24 июня 2020 года исполнилось 127 лет со дня рождения христианского поэта Солодовникова А.А., погребенного на Ваганьковском кладбище.
Утром, на Божественной Литургией отец Сергий Секрий возносил молитвы перед Престолом Божиим об упокоении замечательного духовного поэта ХХ века.
Александр Александрович Солодовников поэт двадцатого века. Некоторые его стихи по художественной красоте и высокому духовному содержанию можно поставить в один ряд с произведениями классиков русской поэзии.
У могилки Александра Солодовникова собрались почтить его память родственники и друзья, журналисты и почитатели его творчества. Отец Сергий совершил панихиду по приснопамятному рабу Божию Александру. После панихиды все собравшиеся еще долго обсуждали жизнь и творчество Солодовникова. Было прочитано множество его стихотворений.


Процесс богоборчества в России в ХХ веке вполне естественно подошел к запрету самого слова Бог в литературе. Как реакция на этот запрет, с началом гонений на Церковь, возник и христианский Самиздат.
Стихи Александра Солодовникова, попали в христианский Самиздат еще в 60-е годы, сразу же сделав имя поэта известным среди русских православных людей. Из Самиздата попали они и в журналы Русского Зарубежья.
Однако увидеть свои произведения опубликованными в России автор так и не успел.
Лишь спустя 15 лет после смерти Александра Солодовникова стало приходить к широкому читателю творчество поэта: вышло несколько десятков публикаций в самых разных изданиях. Широкой аудитории имя этого поэта до сих пор малоизвестно. Как никогда именно сегодня такая поэзия нужна России.
Трагически складывался жизненный путь поэта.
Родился он 12 июня (по старому стилю) 1893 года, в один день с Пушкиным, в семье преподавателя правоведения, Александра Дмитриевича Солодовникова.
Мать, Ольга Романовна, происходила из рода заводчиков Абрикосовых. Ее дед, Алексей Иванович Абрикосов (1824 - 1904), был владельцем кондитерской фабрики, ныне это фабрика имени Бабаева.
Поэт закончил Московский Коммерческий Институт, затем учился на юрфаке МГУ, в дальнейшем работал над диссертацией. Все перечеркнули война и революция. Как вольноопределяющийся вместе со своим военным училищем поэт оказался в Киеве, где его и застала революция. В Москву он вернулся только в конце 1918 года.
Чем он занимался в Киеве, не прояснено до конца до сих пор. По одним сведениям, не поддавался на уговоры ни одной из сторон, и в боевых действиях начинавшейся гражданской войны участия не принимал. По другим повоевал у белых, но этот факт своей биографии в дальнейшем естественно не афишировал, как скажем и М.А.Булгаков.
Если же говорить о духовной трансформации Александра Солодовникова в это время, то скажем в 10-е гг. это франт, аристократ, ловелас, любимец женщин, человек, ходивший со стэком, завзятый театрал, сам игравший как любитель в театре.
Если бы не революция, ему светило бы абсолютное благополучие и адвокатура.
И – еще одна черточка – в 18 году, вернувшись из Киева в Москву, он работает над своей кандидатской диссертацией по юриспруденции.
Он просто еще ничего не понял, не осознал, что права и закон в России приказали долго жить.
В те годы – он писал весьма недурные стихи, но такие стихи все-таки писали многие. И он вполне мог бы повторить трансформацию в поэзию Зенкевича, Георгия Шенгели, Георгия Чулкова или Мариэтты Шагинян, которая начинала с неплохой философской лирики, а кончила книжками о Ленине.
В конце сентября 1919 года по какому-то вымышленному обвинению Александ Солодовников был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл более 6-и месяцев.
31 января 1921 г. Александр Александрович Солодовников был снова арестован и сослан в лагерь принудительных работ под Саратовом. Через 6 месяцев - 23 июля этого же года в связи с отсутствием виновности его освобождают, и он возвращается в Москву.
Переживания превратили его в истинного христианина в жизни, творческий же путь его поворотился к духовной поэзии. На свет Божий явился новый человек. «Но сквозь утраты и печали растет духовный человек…», – как он скажет в одном из стихотворений. Он и стал таким духовным человеком. Так что дальнейший путь скорбей, концлагерь и жизненные потери явились естественным продолжением 19 года. И как поэт он продолжал эту линию становления себя как духовного поэта. Солодовников тоже стал глубже и сильнее веровать в лагере – как он сам позже говорил, но эта его трансформация началась с ареста 19 года. В период первого ареста им было написано около 40 замечательных стихотворений, частью вошедших в т.н. «тюремный цикл», в том числе и знаменитая «Решетка», и стихотворение «Молитва».
В 1923 году Александр Александрович женится на Нине Станиславовне Паутынской.
26 мая 1925 года у Александра Александровича и Нины Станиславовны родилась дочка Мариночка. 4 октября 1926 года, когда Мариночке было 1 год и 4 месяца, у них родился второй ребенок – Сережа.
В эти годы Александр Александрович живет в Москве и работает то бухгалтером, то экономистом финотдела, то юристконсультом, то руководителем финансового сектора – вплоть до октября 1938 года.
Зима 1927 года в Москве была очень тяжелой – квартиры не отапливались, был голод. Когда Сереже было 3 месяца, он простудился, заболел воспалением легких и умер 11 января 1927 года.
В марте 1934 года Мариночка заболела скарлатиной, и ее увезли в инфекционную больницу. Там она заразилась дифтерией и в возрасте неполных 9-и лет умерла.
Александр Александрович крайне тяжело переживал ее смерть.

 

Солодовников был человеком христианского возрождения, но жить и творить ему пришлось в те достаточно мрачные времена, которые Николай Бердяев называл «новым средневековьем», а исповедание Христа являлось делом предосудительным и подсудным.
Учитывая к тому же, что взглядов своих он особенно не скрывал, в 30-е годы не сесть он не мог. В 1939 году его арестовали по обвинению в связях с заграницей: в Канаде в это время жила его сестра Анна (выступавшая на оперной сцене под именем Анны Юргенс).
17 апреля 1939 года Александр Александрович был вновь осужден и сослан на 6 лет в концлагерь на Колыму, на работу в молибденовых рудниках. Он прибыл в лагерь 19 июля 1940 года. После таких работ обычно почти все заключенные погибали, так как руда была радиоактивна. Чудом Александр Александрович остался жив. В лагере Александр Солодовников провел семь лет и еще десять лет отбывал на Колыме в поселении.
Наконец в 1956 м году стало известно, что Александр Александрович возвращается в Москву. Нина Станиславовна очень волновалась, ведь их разделяли долгие семнадцать лет разлуки.
Вернувшись в Москву уже после реабилитации, в апреле 1956 года, собрал свои стихи в несколько машинописных сборников – наиболее известны «Слава Богу за все!» и «Дорога жизни».
Писал и церковно-археологическую прозу, в частности посвященную Московскому некрополю и людям святой подвижнической жизни, погребенным на московских кладбищах.
Умер в преклонном возрасте, 16 ноября 1974 года, оплакиваемый всеми, кто его знал и любил. А таковых было немало. Погребен на Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущаго.
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим».
Не случайно именно эти слова из Священного Писания поставил Александр Александрович в качестве эпиграфа к одному из самых своих замечательных поэтических циклов «Тюрьма».
Ибо путь христианина на Земле есть путь страдания и скорби; но в России ХХ века – это еще и путь со-распятия со Христом.
Всем своим творчеством утверждает поэт приоритет высших, духовных ценностей над временными и земными.
Те лучшие черты, которые всегда были свойственны русскому национальному характеру, были воспеты поэтом, который сам прошел буквально через горнило страданий, но не сломался, не озлобился и не изменил Христу.
Александр Солодовников не просто поэт, а поэт-духовидец, один из вестников Царства Божия. Потому что оно созидается все время, в душе каждого из нас. Именно поэтому поэзия его не устаревает.

Не думай, что Божье творенье застыло
На том, что мы видим, на том, что мы знаем.
Неистощима Отчая сила,
Живем мы над зыбким, изменчивым краем.
Человек, как созданье, не завершен,
Бессмертной душою он в рост устремлен,
И должен дозреть до положенной меры
Перед вступлением в новую эру.

Будучи глубоко религиозным человеком, Александр Александрович не выглядел человеком не от мира сего, демонстративно открещивающегося от всего мирского. Его религиозность сочеталась с высокой культурой и огромным жизнелюбием основанном на радости восприятия мира как Божьего Творения.
Несмотря на весь трагизм жизни поэта, поэзии его свойственна высокая просветленность духа, отмеченность благодатью Божией; вся она утверждает победу Жизни Вечной над Смертью, воистину напоена радостью пасхальной.
Явственно и внятно видишь, узнав поближе его творчество, что душа Александра Солодовникова – одна из самых совершенных душ.
Души таких людей и сегодня спасают Россию своим заступничеством и предстательством пред Господом.

Евгений Данилов

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2020