Печать
Просмотров: 238

18362621378623.jpgТворчество Алексея Александровича Крюкова, имеющее ярко выраженную реалистическую направленность, обращено, прежде всего, к современности России и мира. Его произведения реалистичны и по специфике художественного «почерка», и, пожалуй, именно это – главное, по острой и глубокой историко-психологической трактовке образов.
В настоящее время и на протяжении всего ХХ столетия остро стоит вопрос сохранения, модернизации традиций, сознательного отказа от инновационных художественных методов творчества, обозначения места национального наследия в развитии современного искусства, в том числе через духовно-художественную интерпретацию современности.

Вплоть до последнего времени наблюдалась недооценка духовной составляющей в многоплановом процессе наследования традиций, их гармоничного включения в структуру бытия. «Изобразительную форму необходимо рассматривать в культурно-историческом аспекте. Образ – не столько отражение, сколько выражение действительности. Образы наследия регулируют отношение социума к прошлому, настоящему и будущему».
Соглашаясь с данным суждением Ю.А. Закунова, мы опираемся на заключения И.А. Ильина, которые сохраняют актуальность: «Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету – через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. Вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Она захотела быть культурою свободы и была права в этом; но она не смогла быть культурою сердца и культурою предметности, – и это запутало ее в противоречии и привело ее к великому кризису».DSC03759.JPG
В настоящее время на выставках, как в России, так и за рубежом, нередко преобладает так называемое «актуальное» искусство – инсталляции, перфомансы, арт-объекты. Происходит намеренное уничтожение художественных ценностей. Однако, и в наши дни значение классики, реализма невозможно отрицать, необходимо сохранение традиций, возрождение и продолжение школы мастерства. При этом значимы: современная интерпретация классических принципов построения композиций, культура рисунка, колористических решений как основа художественного творчества, преемственность с исконным традиционным искусством и сохранение его символических смыслов, что, несомненно, присутствует в произведениях Алексея Крюкова.
Уже более пяти лет события на Украине, полные трагизма, приковывают внимание не только россиян, но всего мирового сообщества. Для Алексея Крюкова выбор темы дипломной работы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова был далеко неслучаен. Как и у многих наших соотечественников, его родственники живут в Новороссии. Независимо от этого, невозможно относится равнодушно к вспышкам гражданской войны, уничтожающей людей, селения, страну.
Новороссией принято называть преимущественно русскоязычные промышленно развитые регионы Юго-Востока современной Украины, исторически входившие в состав Российской Империи. Конфедеративная республика Новороссия, объединявшая непризнанные Донецкую и Луганскую Народные Республики, существовала с 24 мая 2014 года по 18 мая 2015 года.
Первоначально Новороссия, исторические территории Северного Причерноморья, была присоединена к Российской империи в результате Русско-турецких войн во второй половине XVIII века. Новороссией данную территорию назвала Екатерина II, имея в виду, что это новая земля наряду с Великороссией и Малороссией. Этот край включал в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую губернии, а также Кубань. Термин употреблялся по начало ХХ века. В ХХI столетии термин «Новороссия» н широкую аудиторию вновь ввел в употребление Президент Российской Федерации Владимир Путин во время «прямой линии» с гражданами (17 апреля 2014 г.).
Над триптихом «Ополченцы Новороссии» (2016 г.) Алексей Крюков работал несколько лет, а в сентябре 2015 года, ездил в Новороссию. Он побывал на Донбассе, в Каменск-Шахтинском, Краматорске, Дебальцеве и их пригородах. Видел своими глазами происходящее. Так им и были найдены типажи для дипломного триптиха «Ополченцы Новроссии».
Работая над замыслом произведения, он стремился показать три возраста, трех людей, единых в своих стремлениях – отец и двое его сыновей, вынуждены с оружием в руках защищать близких, отстаивать свою землю. В центральной части триптиха образ пожилого воина представлен на фоне тревожного закатного неба и фрагментарно изображенных орудий. Боковые части диплома решены в иных колористических сочетаниях: в левой композиции передана атмосфера пыльного летнего зноя, в правой – серого, почти беспросветного сумрака.y73r6WWDhmA.jpg
Идея триптиха заключается не только в изображении скорбных событий современности, разрушений войны, атмосферы горя, но и в отражении мужества этих людей, уверенных в своей правоте и готовых бороться. Как исторические полотна нередко позволяют провести параллели с настоящим временем, так данная картина может напомнить о великих событиях прошлого: Первой Мировой и Гражданской войнах, Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Так ныне мы словно читаем новые страницы истории Отечества, отраженные в искусстве.
Картина Алексея Крюкова «Безмолвие. Саур-Могила» (2018 г.), как и многочисленные портреты наших современников, контрастные по своим художественным трактовкам и образному строю, не менее актуальны, а также наделены исторической, эстетической значимостью. Актуальность произведения «Безмолвие. Саур-Могила» обусловлена самой тематикой – обращением автора, как к нашим дням, так и к памяти Великой Отечественной войны.
Концептуальность замысла картины во многом определена доминирующей направленностью творчества Алексея Крюкова, которая четко сложилась уже к 5 курсу обучения в Академии Ильи Глазунова как отражение событий из жизни России наших дней, создание портретных образов современников. Следуя данной смысловой канве, А.А. Крюков пишет триптих портретных образов «Ополченцы Новороссии» как дипломную работу и продолжает ту же тематику в обширном цикле портретов, написанных в период обучения в ассистентуре-стажировке Академии.
Несомненно, что для его творческих работ характерна явно выраженная патриотическая направленность, определенная системность, что отражено, прежде всего, в последовательном и неравнодушном раскрытии автором столь значимой для него идеи – передачи вневременного духовного облика солдата, готового на смерть стоять за свое Отечество, будь то эпоха Великой Отечественной войны или современность.
Раскрыть столь масштабную, глубокую тему невозможно без определенного уровня мастерства, которым наделен Алексей Крюков. Не менее важна способность автора к философской трактовке событий, нередко противоречивых и трагических, способность осмыслить и отобразить в картине их суть. Это отображение с истинным профессионализмом
А.А. Крюков достигает и в портретном жанре, и через обращение к натюрморту и пейзажу, как в итоговой картине «Безмолвие. Саур-Могила», где каждая деталь приобретает многоплановый и символичный смысловой оттенок: изрешеченный пулями памятник воинам Великой Отечественной войны, фотографии погибших солдат наших дней, возложенные к ним цветы, икона «Св. Георгий-Победоносец», горящие свечи, лампада и являющее разительный контраст утратам и человеческой боли бездонное, вечное сумеречное небо с первыми звездами. Лаконизм композиции, рисунка и цветового строя в данной картине уместен, работает на образ, придает ему особое суровое содержание – отзвук жизней воинов и России, визуальное выражение своеобразного цивилизационного кода нашей страны, напоминание слов философа И.А. Ильина: «…России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

Художник Крюков Алексей АлександровичRtWPjTIqZnU.jpg
Дорогие друзья! Я русский художник и гражданин великой России, обращаюсь ко всем тем, кто неравнодушен к судьбе Русского Мира и национальным ценностям нашей культуры.
Сегодня в непростое время, когда Россия и весь мир стоит на лезвии ножа, чрезвычайно важно сохранить духовный мир внутри каждого из нас. Мир лежит во зле. Мы видим, что сейчас происходит в нашем братском народе: расколы, раздоры, настолько всё разобщено, раздроблено, что ненависть поселилась в сердцах и отравила братскую кровь. Нам крайне необходимо переосмыслить ценности, одуматься силою воли -- понять кто мы есть, начать менять себя, брать ориентир с наших предков патриархальной Руси. Важно сохранить национальную идентичность, генетический код, понятие русскости. "Русский тот, кто любит Россию"- так говорил великий писатель Ф.М. Достоевский, именно это понятие спасительно для мира, человеческой души.
Моё глубокое убеждение, в том, что люди должны объединяться духовными идеалами, уважая друг друга; поэтому я против шовинизма, я за патриотизм, за любовь к Родине. К великому сожалению русскость убывает из всех сфер культуры. Оглядываясь в недавнее прошлое, мы вспоминаем подлинно великих писателей: Шукшина, Распутина, Белова, - это одни из тех людей, которые непосредственно оказали мощнейшее влияние на мобильность духа нации.
На русский народ возложена ответственная миссия,- служение Родине, защите её исконных ценностей, сохранение национальной души, её потаённых и вместе с тем определяющих субстанциальных особенностей. Без веры и внутреннего стержня человека, невозможно прочувствовать полноту русского духа. Живопись, как и литература - есть глубинное осмысление внутреннего мира личности, формы общества, через правду окружающей действительности, выражение народной души. Нам русским людям дарована великая честь и сила, нести это знамя через века, передавая его своим потомкам, и чаять возрождения, единения великой России.
Биография. Родился 25 сентября 1987 года в посёлке Погар Брянской области, отец врач-рентгенолог, мать продавец. Детство и юношеские годы прошли в селе Посудичи Погарского района. С ранних лет увлекался рисованием. После окончания общеобразовательной Погарской средней школы №2 в 2004 году, поступает в Брянское художественное училище, которое заканчивает в 2009 г с красным дипломом. В 2010 году, сдав экзамены в РАЖВиЗ Ильи Глазунова, поступает, учится в мастерской портрета под руководством Заслуженного художника России Д.А. Слепушкина. 2016 год, заканчивает РАЖВиЗ Ильи Глазунова, защищается дипломной работой на тему "Ополченцы Новороссии".
В 2017 году состоялась персональная выставка «Донбасс сегодня» в рамках фестиваля «Золотой Витязь» в Академии ГПС МЧС России, выставку открывал Президент фестиваля " Золотой Витязь". Директор Института культуры МЧС России. Первый заместитель Председателя Общественного Совета Минкультуры РФ. Народный артист России Н.П. Бурляев
«Выставка живописных полотен Алексея Крюкова посвящена борьбе нашего народа, в части святой земли русской Донецка и Луганска, которая уже встала против нашего общего врага, той части земли единой, потому что русские, украинцы, белорусы - это один народ, у нас одна мать, искусно поделили нас, и все мы видим, что там делается...»
Н.П. Бурляев.
«В своих работах я стараюсь пробудить чувства любви к Родине, мобилизовать дух нации, призвать к защите своих ценностей, через образы искусства, переосмыслить кто мы на самом деле, а Новороссия - наша Родина, и какова судьба нашей Родины, такова, и наша с вами судьба.» -А.А. Крюков.
Работы Алексея Крюкова раскрывают его мировоззрение, признают ценность человеческой личности: с полотен на нас смотрят простые люди, работяги вынужденные взять в руки оружие и встать на защиту земли своей. Подлинная духовность в лицах воинов возникла в результате гармоничного слияния внутренней жертвенности образа с реальностью окружающей обстановки. Среди известных лиц ополчения это портреты М.С. Толстых (позывной Гиви) непоколебимый, решительный образ комбата смотрит в глаза зрителю, надеясь что-то донести до нас, говоря о чём-то сокровенном, поделится той правдой, которую подчас каждый из нас ищет в себе.

 

Доктор искусствоведения, начальник музейного отдела,
доцент кафедры всеобщей истории искусства
РАЖВиЗ Ильи Глазунова, член СХР, СПР, АРС
Скоробогачева Екатерина Александровна

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2020