Вечером 15 сентября на 91-м году жизни ушел из жизни митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Лишь весной этого года мы поздравляли его с круглой датой... Харьковчане прощались с митрополитом в Благовещенском соборе.
Свой путь в Харькове Владыка Никодим (Руснак) начал в далеком 1970 году, когда его назначили архиепископом Харьковским и Богодуховским.
По воспоминаниям владыки Никодима: «2 декабря 1970 года должны были меня назначить в Харьков. Я очень боялся ехать сюда, тогда наши святыни рукотворные закрывались. В назначенный день, когда я должен был ехать в Москву, мне приснился сон, будто в храме, где нет иконостаса, ко мне пришел ангел и сказал громким голосом: «На все воля Божья!». В этот же день я поехал в Москву и хотел отказаться, но по приезде меня уже поздравляли с назначением в Харьков, решение приняли на день раньше, 1 декабря. Я и подумал: «На все воля Божья». Но я очень рад, что оказался здесь».
Потом служил в других регионах: в Иерусалиме, в Костроме где ему удалось отстоять величайшую святыню Русского Мира -- Феодоровский образ Божией Матери и даже в далекой Аргентине. В сане митрополита он вернулся в Харьков 13 сентября 1989 года, где и прослужил больше 20 лет.
В 1992 году, Владыка созвал Архиерейский собор, чтобы не допустить раскола церкви на который, при поддержке тогдашнего президента Украины Кравчука, пошел самопровозглашенный патриарх Филарет Денисенко, ранее преданный анафеме Русской православной церковью и тем самым было спасено каноническое единство: «Было очень сложно, но я набрался мужества и взял на себя удар. Наша вера не поколебалась. В 1992 году архипастыри Украинской Православной Церкви дали решительный отпор богоотступникам». А харьковчанам Митрополит желал «больше любви и уважения, которыми нужно делиться, и тогда беда обязательно обойдет...».
Владыка Никодим вот уже больше десяти лет боролся с недугом (у него была парализована правая сторона тела после инсульта). По предварительным данным медиков, у Никодима остановилось сердце.
Прихожане в соборе прощались с Владыкой больше суток.
На похороны прибыл митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Имя преемника митрополита Никодима в Харькове назовет священный синод, который созовет предстоятель УПЦ МП Митрополит Владимир.
Митрополит Никодим, а в миру Николай Руснак, родился на Буковине 18 апреля 1921 года в семье крестьян. В 17 лет он ушел в монастырь. «Я работал на уборке урожая у одного помещика. И вдруг в разгар рабочего дня я воскликнул: «Все, хватит, я ухожу в монастырь!» — вспоминал митрополит.
Ушел и стал послушником Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря. В 1945 году был пострижен в монахи с именем Никодим. Митрополит писал стихи, духовные книги, вышивал бисером, увлекался фотографией и любил оперу.
Многие приходили к нему за благословением. Довелось ему благословлять и Никиту Михалкова, когда тот работал над фильмом «Сибирский цирюльник».
Ко многим свидетельствам о владыке Никодиме хочется приложить и свое, личное.
Как то и мне довелось встретиться с владыкой. В 2001 году, когда я метался в духовных поисках, издавал газету под названием «Тайны века» в которой, было полно эзотерики решил разместить статью о вреде который несет тоталитарная секта Хаббарда.
За комментариями по данной теме я обратился к секретарю Харьковской епархии о. Роману. А он в свою очередь сказал, что по такому вопросу владыка готов принять лично. В ходе беседы я изложил суть вопроса, выслушал комментарии владыки Никодима. Владыка стал просматривать мою газету с гороскопом и прочим винигретом в духе времени, среди статей и статеек по большей части жуткого вида и содержания на глаза владыки попалась небольшая заметка о священномученике Александре Харьковском, владыка Никодим обратил на нее внимание и в свою очередь сам стал задавать мне вопросы. Все не помню, помню, что отвечал как на духу. Помню последний его вопрос.
Какая главная тайна века?
Я не задумываясь, ответил -- Главная тайна в том, что Бог все-таки существует!
Тогда он положил мне руку на плечо и сказал: «Мы с тобой одно дело делаем только я в церковной ограде, а ты вне ее».
Только теперь я начинаю понимать, что тогда произошло, и о каком деле говорил владыка. О деле, к которому я шел не самой прямой дорогой, и которое только предстояло начать.
Сергей Моисеев
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011