Печать
Просмотров: 332

thumb_668_article_middle.jpegМитрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) род. 17 (29) марта 1863 года в семье Новгородского дворянина-помещика, участника «Крымской войны 1853-55гг.», генерала Павла Павловича Храповицкого и дочери помещика Харьковской губернии Наталии Петровны Веригиной.
В 9 лет он стал учеником «Духовного училища», потом учился в самой престижной в Санкт-Петербурге «5 гимназии». В мае 1885г. принял постриг, а в 22 года рукоположен в иеромонахи. Уже через два года в 1887 г. Антоний Храповицкий служит доцентом «Петербургской Духовной Академии» на кафедре Святого Писания Ветхого Завета. В 1889 г. назначен епископом Чистопольским и I викарием Казанской Епархии. В статусе магистра Богословия в 1890 г. возведен в сан архимандрита. С 1902г. епископ Волынский и Житомирский священноархимадрид Почаевской Успенской Лавры.


В период разгула антисемитских настроений в России в 1903 году Антоний Храповицкий выступил с резким осуждением еврейских погромов и даже отпечатал поучение (против погромов), благодаря которому на Волыни не было в том году погромов, облетевших весь юго-западный край: «Страшись же, христианин, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, которые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам. Не говори, что эта кровь священна только в прошедшем… Верующие в Бога и во Христа Его, бойтесь мести Господней за народ Свой. Страшитесь обижать наследников обетования, хотя и отвергнутых. За неверие их будет судить Господь, а не мы…».
В 1906г. он возведен в сан архиепископа и от Монашествующего духовенства избран членом Государственного Совета. В 1912 г. был назначен членом Святого Синода. В 1913 г Антоний возглавил торжества по случаю «300-летия дома Романовых» в Казанском соборе. С мая 1914 г. по май 1917 г. – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Духовный деятель крайне негативно воспринял «Февральскую революцию 1917г.»
За свои монархические взгляды он был отстранен Временным правительством от занимаемой должности и выслан в Валаамский монастырь. Одним из поводов для его отставки послужило решение «Епархиального съезда» от 13-19 мая 1917 г. (протокол №16) «О снятии с Харьковского Кафедрального Успенского собора серебряного колокола.» Против этого решения выступил Архиепископ Антоний, поскольку колокол этот был отлит на средства горожан «в память чудесного спасения от смерти царской семьи при крушении поезда под Борками 17 октября 1888г.».
Но уже 15 августа 1917г. на «Харьковском Епархиальном собрании» большинством голосов Антоний был вновь возвращен на Харьковскую кафедру. С 28 ноября 1917 г. он становится митрополитом Харьковским. 19 мая 1918г. «Украинский церковный собор» вопреки Петлюровским сепаратистам избирает владыку Антония митрополитом Киевским и Галицким. Но 4 декабря 1918 года по приказу Петлюры его арестовывают и вместе с другими противниками церковного раскола на Украине ссылают в Польшу, затем в Австрию, Румынию, после чего заключают в Базилианский монастырь города Бучач Тернопольского округа.
Спустя 8 месяцев после ареста под давлением командующего ВСЮР генерала Антона Деникина и вмешательства представителей Антанты польские власти освобождают Антония из-под стражи.
В сентябре 1919г. он вновь возвращается в Киев, где возглавляет «Юго-Восточное Временное Высшее церковное Управление» территорий подконтрольных Добровольческой Армии. После отступления Белой армии в Крым 19 ноября 1920 года архиепископ Антоний в числе многих тысяч своих соотечественников эвакуируется в Константинополь.
С февраля 1921г. до своей смерти (10 Августа 1936г.) возглавлял Русскую Православную Церковь За рубежом, оставаясь при этом оппозиционером большевистской России и подконтрольного ей «Патриаршего Собора в Москве». Похоронен владыка на Русском кладбище города Белграда в Крипте Иверской часовни. После себя оставил большое количество трудов духовно-религиозного содержания, хранящихся в России, Украине и дальнем зарубежье.
На основе изученных архивных материалов, связанных с деятельностью Архиепископа Антония в Харьковской Епархии, хочу озвучить малоизвестные факты беззаветного служения Антония (Храповицкого) в тяжелые годы «Войны 1914-1918гг.»
С началом боевых действий на фронтах I мировой в августе 1914г. Антоний ходатайствует перед Св. Синодом об усилении духовного влияния церкви на патриотические настроения в Армии. Архиепископ лично организует публичные лекции, средства от которых поступают в благотворительные фонды для нужд фронта. Кроме того, Антоний становится инициатором распоряжений по епархии «о прикреплении духовенства к гражданским больницам и лазаретам (к тому времени Харьков становится огромным госпитальным городом) и обязывает священнослужителей «препровождать останки погибших из лечебных учреждений до самого кладбища» с совершением всех погребальных мероприятий.
Лично сам выделяет свои сбережения на содержание приютов для инвалидов, детей-сирот и семей, кормильцы которых погибли на фронте. Как свидетельствуют материалы Харьковских газет («Южный Край.» от 7.12.1914г. «От лекции архиепископа Антония, устроенной 7 декабря в зале думских заседаний, в пользу галичан, выручено 388 руб. 10 к., в том числе, - от продажи билетов – 247 руб. 75 коп.») Более того, как свидетельствуют материалы газеты «Южный Край.» (от 8.12.1914г.): «Сироты-галичане».
В Харькове ожидается до 60 галичан-сирот, родители которых пали на войне, или за преданность России брошены в тюрьмы, а потом безжалостно казнены австрийцами. В Харькове детей предложено разместить в приютах и монастырях. Вчера во время богослужения в Покровском монастыре архиепископ Антоний обратился к молящимся с призывом брать этих сирот на воспитание, в качестве сыновей, и заменить им родителей.»
В том же номере приведена статья «Гимназисты-галичане», в которой говорится: «По распоряжению архиепископа Антония в Харьковскую духовную семинарию приняты окончивший Львовскую гимназию Е. Филипповский, и бывший гимназист одной из гимназий Галиции Д. Герасимчук, отец которого униатский священник арестованный Австрийскими властями и уведен в качестве заложника а имущество-разграблено. Кроме того, архиепископ возбуждает перед обер прокурором Св.Синода В. К. Саблером ходатайство о назначении им пособия из средств Святейшего Синода»
Во II томе «Жизнеописания Митрополита Антония» (1957г.) отмечена позиция митрополита Антония, который гневно осудил церковный сепаратизм греко-католического священника А. Шептицкого, с молчаливого согласия которого в Галиции осуществлялся настоящий террор в отношении духовенства и мирных жителей со стороны Австро-Венгерской армии.
Как пишет Иоан Мащек в своих воспоминаниях, под датой 11.12.1914г.: «Первых русских-галичан в лагерь Талергоф пригнали 4 сентября. До зимы здесь не было бараков. Сбившийся в кучи народ лежал просто на сырой земле под открытым небом, под дождем и в мороз 11 человек загрызли вши.
По всей Телеграфской площади повбивали столбы, — писал св. И. Мащек, — на которых висели и без того люто потрепанные мученики, происходила «анбинден» — «славная» немецкая процедура подвешивания за одну ногу» (ж-л «Временник», Львов. – 1938 г.). Польский депутат Венского парламента А. Дашинский в своих воспоминаниях говорит следующее: «Динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие. На крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывались через Австрийские границы в Почаевскую лавру. В ответ на этот рост возрождения в подвластных Австро-Венгрии областях власти развернули настоящий террор. Сначала было произведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходивших в православие. Затем, когда война вступила в решающую фазу, началась кампания по физическому уничтожению мирного населения, которое отказывалось изменить православному царю и Отечеству. Австо-Венгрией была создана сеть концлагерей – один из них Талеграф, близ г. Грац. в первое время там было уничтожено 60000 человек, более 100000 бежали в Россию, еще 80000 было уничтожено после первого отступления Русской Армии и в том числе около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к России». (Ф. Аристов «Карпато-Русский писатель». Т.1. – Москва.)
Когда Русская Армия овладела Львовом, то, как пишет в своих воспоминаниях епископ Никон (Ралицкий): «В тайнике собора Св. Юра были найдены документы А. Шептицкого с проектом переустройства Униатского Патриаршества с центром в Киеве и создании Киевско-Галицкой Митрополии под покровительством Папы Римского». (Такая «комбинация» рассматривалась Шептицким в случае победы Австро-Германских войск над Россией… Не правда ли знакомая ситуация – аналогичная происходила помнится с гетьманом Мазепой во время похода Карла ХІІ против Петра 1.) «… По прочтению этих документов Николай ІІ на полях сделал надпись карандашом: «Какой мерзавец!!!»… И это при том, что епископ Шептицкий еще до начала войны в своих письмах к арх. Антонию (6 из 18 которых были опубликованы в 1908г.), засвидетельствовал свою преданность Российскому престолу и лояльность Православной церкви.
После всего этого Униатского митрополита берут под арест. А позднее в газете («Южный Край.» от 2.12. 1914г. №12416) появляется статья «В плену» Бывший законоучитель 4 мужской гимназии, ныне законоучитель елизаветинского петроградского института, священник Алексий Бугров истекшим летом имел несчастье отправиться в один из курортов Австрии, где, по открытии военных действий был задержан в качестве военнопленного. В настоящее время австрийская власть заявила синоду, что они могут отпустить отца Бугрова из плена при условии, если из России будет отпущен военнопленный униатский митрополит Шептицкий.»
Позднее в той же газете публикуется некролог о расстреле священника Алексия Бургова австрийскими властями. О зверствах австро-венгров свидетельствует и факт денежных вознаграждений в размере 20 крон за голову галичанина, который сражается на стороне Российской Армии.
Более всего поражает цинизм австрийских вояк в отношении казненных в Галиции священников Почаевской Лавры. Их вина заключалась лишь в том, что, по мнению австро-венгров, священники М.Сандович и В.Богатырцев вели «шпионство и отказались перейти на сторону австрийцев и за распространение среди галичан православия» («Южный Край.» от 8.12.1914г №12425).
В этой же заметке содержится призыв Архиепископа Антония к молящимся прихожанам о помощи галичанам: «Села разрушены, галичане, точно нищие в изорванных одеждах и ветхой обуви ходят по селам и просят милостыню. Но кто ее даст? — говорит Антоний, — если все разорено!» Вскоре в Харькове публикуются рукописи архиепископа Антония на духовно-нравственные темы: «О религиозном воспитании Армии», «О создании Христолюбивого воинства», «Высокое призвание военного Священника» и др. Все денежные сборы от публикаций идут на содержание лазаретов. На призыв о благотворительности откликнулись все слои населения города: от рабочих заводов до публичных деятелей губернии.
События на Юго-Западном фронте не оставили равнодушным и духовенство Харьковской епархии. С просьбой об отправке на театр боевых действий к арх. Антонию обращаются священники и семинаристы.
Газеты тех лет изобилуют Распоряжениями владыки об удовлетворении таких рапортов. Например, к маю 1915г. из Харьковской епархии отправились в действующую армию около 200 священников-добровольцев. 56 из них за воинскую доблесть были награждены орденами, крестами и медалями Св. Синода и императором Николаем ІІ («Южный Край.» от 6.05.1915г.).
Архиепископ Антоний инициирует установление в церквях мемориальных досок с именами погибших харьковчан и поминание их славных подвигов в ежедневных богослужениях. За победу Русского оружия проводят богослужения и другие конфессии Харькова. В римско-католических, протестантских и иудейских храмах звучат мессы, песнопения и литургии о ниспослании русским войскам победы над врагами. «Харьковские армяне сотнями записываются добровольцами в ряды Кавказской армии.
Они, как и вся многонациональная Россия возмущены дерзким нападением Турции на невинное население Армении и негодуют бесчеловечным избиением и резней» -- так освещает «Южный Край» (октябрь 1915) геноцид армянского народа со стороны турецкой армии. Авторитет Храповицкого стал настолько высок, что по некоторым сведениям, в обществе бытовали слухи, о том, что сам Достоевский использовал его прообраз для создания своего литературного героя Алеши Карамазова в «Братьях Карамазовых».
За бескорыстные труды военного времени в 1915 г. Государь император Николай ІІ награждает Архиепископа Антония Георгиевским орденом –- самой почитаемой среди армейских чинов наградой.
В своем докладе я попытался сделать первый шаг в переосмыслении того духовного наследия и беззаветного служения своему народу, которое завещал нам своим жизненным подвигом Митрополит Антоний. Завершить свой доклад хочу выдержкой из последней проповеди Антония к своей пастве 15 (28) июля 1936г.: «Дар слез присущ имеющим радость о Боге, ибо радуется о Нем Душа, размягченная покаянием».

 

Юрий Червяк — член президиума Харьковской областной историко-культурной общественной организации российских соотечественников «Память Державы»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011