Печать
Просмотров: 325

golubaja-rus-sergeja-esenina-photo-normal.jpgО талантах, о поэтах, гениях мысли надо судить, когда они в своих берегах. Иная речка весной так разольется, что кажется необозримо широкой, непостижимо глубокой, и спадает грязь, мусор со временем мы видим реку еще более очищающе прекрасной и неважно глубока она или нет.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.) — он огромен в своих берегах, бушующ и непредсказуем, берега его поэзии, его могучая мысль в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется. И дело тут не только в том, что мы находим новые материалы — стихи, письма, документы обогащающие наши представления о нем.


Понимание идет от всего наследия и сквозь года все явнее проявляется и духовная мощь олицетворенная в стихах сила возмущения народного...
В 2011 году на Крещение Господне в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина состоялась презентация книги «Есенин и православие».

 

Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус
1915г.i-68234567г880.jpg

К 115-летию со дня рождения великого поэта, уроженца рязанской земли Сергея Есенина выпущена книга «С. А. Есенин и православие». Научно-исследовательским центром по изучению наследия С. А. Есенина РГУ проведена работа по сбору 22 статей, в том числе зарубежных авторов из пяти стран мира. В презентации книги приняли участие руководители Правительства области, представители Государственной Думы, Рязанской епархии, московская делегация во главе с президентом Международного общественного Фонда единства православных народов профессором В. А. Алексеевым, научная и литературная общественность Рязани, студенты светских и духовных учебных заведений. Предисловие к книге написано архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. Отдавая дань памяти и уважения величайшему гуманисту и подвижнику митрополиту Симону, возглавлявшему долгие годы Рязанскую епархию, издатели поместили его статью, посвященную 100-летию со дня рождения С. А. Есенина. Также в сборнике размещена статья председателя Комитета по культуре Государственной Думы Григория Ивлиева.
По мнению литературоведа Ю.Л. Прокушева, «Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением в его душе действительных явлений жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях. Отнять у Есенина его противоречия, драматизм, умолчать о некоторых произведениях, а другие, наоборот, выпячивать — это значит обокрасть и поэта, и самих себя».
Как писал современник Поэта, писатель-эмигрант Георгий Иванов: «Есенин – типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции… судьба Есенина — их судьба, в его голосе звучат их голоса…. На любви к Есенину сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка, и пятидесятилетний белогвардеец».
В самом деле, в предреволюционные лета его стихи читали и крестьяне, и дворяне, Царица-мученица Александра, великая княгиня Елизавета Федоровна, а после катастрофы 1917 года большевистские.
Вся жизнь Есенина, можно сказать, прошла между Царем земным и Царем Небесным. В детстве Сергей вместе с бабушкой неоднократно совершал паломничества в прославленный Иоанно-Богословский и Николо-Радовецкий монастыри, в их доме останавливались странники, дед поэта в селе Константиново построил часовню.

Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Калики.
1910 г.

“Я ведь «божья дудка», — сказал поэт... как живу, так и пишу. Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно” (из воспоминаний Е.А.Устиновой).
В Харькове Сергей Есенин побывал в 1920 году и написал здесь одно из знаменитых произведений “По осеннему кычет сова”...
В котором делится с нами своим предчувствием скорой гибели.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветер,
По-осеннему шепчут листья.

Златоглавого поэта любили все: и друзья, и даже недруги.
Известно, что все тайное становится явным, и, несмотря на то, что из Есенина пытались сделать «самоубийцу» – сейчас в результате исследований выяснено, что Сергей Есенин был убит Яковом Блюмкиным (автор книг по истории русской литературы В.Кузнецов и многие другие исследователи, в том числе неофициальное расследование МУР).

ЗАЩИТНИК РУСИ
«Cтрана негодяев» — незавершенная драма …
В своей драме «Страна негодяев» над которой усердно поэт работал до конца своей жизни дает намек о тех, кто пришел к власти и чьими руками была сотворена революция – персонаж Чекистов – фактически сам Троцкий (Л.Бронштейн)… есть версия, что тогдашняя власть сымитировав самоубийство всенароднолюбимого и самого читаемого поэта (второго после А.Пушкина) положила конец этому произведению. К тому же большевикам была крайне важна версия самоубийства — ведь это тягчайший грех и за самоубийц нельзя молиться, этим бы перечеркивались духовные искания поэта.
***
Слушай, Чекистов!..
С каких это пор
Ты стал иностранец?
Я знаю, что ты еврей,
Фамилия твоя Лейбман,
И черт с тобой, что ты жил
За границей…
Все равно в Могилеве твой дом
Чекистов
Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что…
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы божие…
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие….
«Страна негодяев»
1924 г.

Вот она суть революции – «перестроить храмы в места отхожие»! В этих строках был вызов «красному террору». Все остальное дело техники…
Но душу народа сложно обмануть – любили Есенина и во время его творчества и после насильственной смерти.stihi-esenina2.jpg
Почему – потому что, другие поэты своими агитезами стремились угодить красному террору и оправдать его – Есенин один из немногих, который принимал удар на себя и в буквальном смысле (моральное давление и связанные с этим проблемы) и в переносном – поэтической дуэли.
Известно, что сначала революции, как и многие молодые люди, Есенин вдохновился революцией, думал, что она принесет всем благо, особенно крестьянам, но, когда увидел «что есть на самом деле революция» он ужаснулся, но было уже слишком поздно… и за это ему пришлось заплатить своей жизнью.
Если проанализировать творчество этого гениального поэта, то становится ясно, что до революции и осквернения святынь оно было пропитано любовью к Богу и Родине, -– которая для Сергея Есенина, простиралась от «Карпат до Курильских островов». Он был, глашатаем Святой Руси, носителем идеи, которая выше кровной принадлежности.

Гой ты Русь моя родная
Хаты в ризах Образа
Невидать конца и края
Только синь сосет глаза

Гений поэта находил ключи к сердцам людей, он был родным и понятным для многонационального народа единой страны.
Мы не знаем, как рождаются великие поэты — тайна сия велика есть, — но почему они рождаются и во имя чего живут мы знаем. Их рождают великие события, социально-духовные потрясения. Поэт в России больше чем поэт, он глашатай, пророк, он выполняет опасную и ответственную миссию, — во время смуты становиться на защиту Святынь.
Ведь суть пророческого служения не в предсказании будущего, а в противостоянии силам тьмы, задача поэта быть нервом эпохи, глаголом жечь сердца людей, пробуждать народную совесть.
Ранее упоминаемый искусствовед Кузнецов, делает вывод, что история русской поэзии не знает более мерзкой антихристианской хулы, нежели демьяновский (Демьян Бедный) “Новый завет...”. Это неуклюжее собрание цинично-площадных куплетов (37 глав), оскорбляющих и унижающих православных людей.
Демьяновский опус сопровождается грязно перетолкованными цитатами из “Ветхого Завета”, развязными насмешками над проявлением религиозных чувств.
Но всё-таки главный пафос не в осмеянии Христа, а в шутовском издевательстве над историей России, её нравами, обычаями, верованиями:

Русь была деревянною дурою,
Мракобесия злостного детищем,
Всесветным посмешищем,
И перед “гордым иноплеменным зором”
Щеголяла своим позором.

Это была рифмованная иллюстрация воинственного атеизма, богоборчества активно тогда вбиваемой в лихие пролетарские головы. Нужно было обладать мужеством, чтобы восстать против антихристианской лавины. Есенин не вытерпел и дал поэтический бой богохульнику.
***
Я часто размышлял, за что его казнили,
За что Он жертвовал своею головой?
За то ль, что, враг суббот,
Он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?
Не знаю я, Демьян, в “Евангелье” твоём
Я не нашёл ответа.
В нём много бойких слов,
Ох, как их много в нём,
Но слова нет, достойного поэта.
И всё-таки, когда я в “Правде” прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, низверженную спьяна.
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Но ты свершил двойной и тяжкий грех
Своим дешёвым балаганным вздором:
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И скудный свой талант покрыл позором.
А русский мужичок, читая “Бедноту”,
Где образцовый блуд печатался дуплетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу...

Принадлежность антидемьяновской сатиры Есенину не признавалась почти 75 лет.
В народе же не сомневались в творце антидемьяновского памфлета. Его рукописные копии широко расходились по стране. В 1926 году о мужественном поступке поэта сообщили берлинские и варшавские белоэмигрантские газеты, напечатавшие бесстрашные строки. И не ошиблись: наконец-то найден есенинский автограф “Послания”; специалисты подтвердили подлинность.
В этих стихах мы видим глубокую и прстодушную любовь Есенина к Богу и к Руси....

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
***
Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдет вражда пламен,-
Исчезнет ложь и трусость,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Сергею Есенину удалось в своих стихах сохранить целостность Руси, славянской культуры и самое главное -- любовь к Богу и Отечеству по пословице “где родился, там и пригодился”.
Глубокий патриотизм поэта не случаен, ведь его небесный покровитель, Сергий Радонежский — защитник Святой Руси.
Ольга Воронова, доктор филологических наук, профессор, считает, что “В есениноведении до сих пор не ставился вопрос об отражении в творчестве Сергея Есенина образа его небесного покровителя — великого православного святого Сергия Радонежского, в честь которого поэт был наречён по святцам именем Сергей.
Причина, видимо, в том, что духовное «свечение» этого образа сокрыто в глубинах есенинского подтекста. Такт истинного художника и православного человека не позволял Есенину прямо соотносить свой духовный путь с жизнью выдающегося подвижника. Тем значимее, думается, был для него драгоценный дар великой княгини Елизаветы Фёдоровны, настоятельницы Марфо-Мариинской обители, -- икона Сергия Радонежского, преподнесённая поэту в благодарность за выступление, состоявшееся 8 октября 1916 года. Святыня бережно хранилась в семье Есениных; ныне она находится в экспозиции Государственного музея-заповедника С.А.Есенина в селе Константинове.
Как святитель Руси Сергий Радонежский, вошёл в словесный «иконостас» раннего Есенина символом добротворческой миссии и духовного подвижничества всякого истинного поэта!
Таким образом, автобиографический миф Есенина содержит в себе скрытый агиографический код, уподобляющий его поэтическое жизнеописание биографиям православных подвижников. Жизнь поэта, явленная в метатексте его творчества как житие, во многом объясняет скрытые пружины его автобиографического мифа как поэта, «посвящённого от народа», выявляя духовно-эстетические основания феномена «народной канонизации» Есенина -- наиболее яркого, наряду с Пушкиным, выразителя русской ментальности, русского национального сознания”.
Сергей Есенин своим примером показал, что искренне ищущий человек способен выйти на спасительную тропу сквозь тернии разных измов, а любовь к Богу выводит из блужданий ума. В годину испытаний, слово поэта появляется неожиданно, как солнце среди туч злобы и невежества, вселяет в людей Надежду, Веру и Любовь.
Гений Сергея Есенина удивителен и многогранен, но теперь пришло время глубже осознать, что поэт не разменял свой талант, а обратил его на защиту распинаемого богоборцами Христа и поруганное Отечество.

Андрей Козка

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011