ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ГЕРОЙ-ИСТРЕБИТЕЛЬ ЗАБЫТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
Поиск

scale_345678909871200.jpgНа протяжении многих десятилетий в СССР никто не знал их славных имен — предшественников Громова, Чкалова, Коккинаки и многих тысяч летчиков, отличившихся в «Великой Отечественной войне». И это не удивительно: ведь многие русские авиаторы после Октябрьской революции участвовали в Белом движении. Единственный, кому оставили право на известность, оказался Петр Николаевич Нестеров, совершивший в начале I Мировой войны первый воздушный таран и героически погибший в том же бою 26 августа 1914 года.


А ведь к началу «Великой войны 1914-1917 гг.» количество пилотов Российских воздушных сил насчитывала 221 человек: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольно определяющих добровольцев. В числе этих летчиков были и те, чьи судьбы переплетались с нашим Харьковом. Один из наших земляков — прапорщик Императорского Воздушного Флота, летчик-истребитель Александр Васильевич Шарапов, погибший в воздушном бою 24 августа 1916 года на Галицийском фронте.

 

5669ccda99ef4714cb3ec115ace383560b5e80be.jpegОн воевал в 8-(КАО) вместе с легендарным Константином Арцеуловым в 12-м Уланском Белгородском полку.
В своих воспоминаниях К. К. Арцеулов с восхищением говорит о харьковском авиаторе, который был его «вторым номером». «В истребительный отряд, — вспоминает Арцеулов, — где я служил, прислали пополнение: молодого летчика прапорщика А.Шарапова. как горели его глаза, когда я рассказывал о воздушных схватках. Шарапов рвался в бой. Мы подружились и теперь по очереди стали дежурить на аэродроме. На рассвете 24 августа 1916 г. Немцы неожиданно стали бомбить наши позиции. Быстро одевшись, я побежал к самолету, но Шарапов уже взлетел (в тот день он дежурил). Во время боя аэроплан Александра обстреляли зенитные орудия немцев. Один осколок угодил ему в Георгиевский крест. Крест помялся, вошел ему в сердце. Самолет упал. Все подумали, что за штурвалом был я и весть о моей гибели быстро разлеталась по нашим позициям. Ошибка
выяснилась не скоро. В газетах от 26.08.1916 г. Уже появились некрологи о моей гибели: «Летчик Арцеулов погиб в воздушном бою», — писала одесская газета в те дни. «В бою с неприятельским аэропланом на фронте генерала Брусилова смертью храбрых погиб К. К. Арцеулов, чувственный художник, внук Айвазовского,26 лет…», — писали другие.
Командование предоставило мне отпуск к родителям в Крым, чтобы опровергнуть трагическую ошибку о моей смерти. Я имел редкое счастье видеть неподдельную скорбь моих товарищей по отряду и как бы «наблюдать» собственные похороны. Дома повторилась сцена моего «воскрешения»».
Как бы сложилась дальнейшая судьба К. К. Арцеулова, если бы в том бою он сам сидел за штурвалом своего самолета. И не было бы тогда вошедшего в историю отечественной авиации, человека сумевшего научиться и научить других выводить самолеты из штопора.
…После отпевания в армейской церкви тело А. В. Шарапова было доставлено 27 августа 1916 года в город Харьков для погребения на Иоанно-Усекновенском кладбище. Газета «Южный край» №13564 от 27.09.1916 г. так описывала похороны авиатора: «Похороны героя. Вчера на городском кладбище состоялись похороны военного летчика, авиационного отряда истребителей прапорщика А. В. Шарапова. Громадная процессия открывалась остатками разбившегося аэроплана, прикрепленного к громадному щиту, украшенному венком, на которых видны следы пробоин от пуль; дальше несли военные знаки отличия покойного два Георгиевских ордена. Процессия замыкалась взводом солдат с оркестром военной музыки. Гроб утопал в массе цветов, зелени и венков с надписями: «Герою-истребителю!», «Орлу боевому!» и др.
Несколько венков было возложено от товарищей военных летчиков. В процессии учувствовали два прапорщика-летчика и нижних чинов, командированных от отряда в качестве делегатов. Процессия носила торжественный и весьма трогательный характер».
К сожалению кладбище, где был предан земле герой-авиатор в Харькове больше не существует. Теперь на этом некогда святом месте разбит Молодежный парк, где горожане выгуливают элитных щенков и молодежь распивает на лавочках пиво.

Для газеты «Русь Триединая» материалы предоставил Червяк Ю. В. Член ХООРС «Память Державы»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011