Печать
Просмотров: 444

e4dba4edc733e9e9d55dce2cd61c11cd.jpgИкона, о которой пойдёт речь, была обретена 1998 году. Тот год можно было бы воистину назвать годом преподобного Александра Свирского: исполнилось 550 лет со дня его рождения, 465 лет со дня смерти, и тогда же произошло второе обретение мощей преподобного. Подобное сочетание важных юбилейных дат, выпадающих на один год, само по себе встречается не часто. А совпадение этих дат с обретением мощей святого и его удивительной иконы дополнительно подчёркивает истинность и важность свершившегося в наше время события — случайностей у Бога не бывает!
30 июля 1998 года мироточивые мощи преподобного Александра Свирского были внесены в небольшой храм на юго-западной окраине Санкт-Петербурга — в храм во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии.


Начиная с этого дня, в храме происходили нескончаемые молебны и звучало пение акафистов у мощей преподобного. Тело святого, облачённое в схимническое одеяние, находилось в раке. Для людей были открыты левая рука, лежащая на груди, и обнажённые стопы ног, на которых постоянно появлялось миро в виде капель или струй. Мироточение особенно усиливалось во время искренних молитв, обращённых к преподобному. Миро засыхало, наслаиваясь на поверхность кожи и придавая ей тёплый, живой цвет.
Многие хотели увидеть лицо преподобного, но после успения святого этой чести удостаивались лишь избранные. Впервые это произошло при первом обретении мощей в 1641 году. Тогда лик святого лицезрела братия монастыря, видел его и новгородский митрополит Афоний, которому царём Михаилом Фёдоровичем Романовым было поручено освидетельствовать обретённые мощи.
Из истории первого обретения известно, что освидетельствование проводилось путём сличения лица преподобного с ликом на иконе ХV века, наиболее близко восходящей к нему по времени.
Для нас, современников второго обретения мощей, это историческое свидетельство представляет особую важность. Оно не только удостоверяет полную сохранность лица преподобного, но и подтверждает несомненное портретное сходство. Далеко не у всех мощей святых остаётся сохранённым лик—скорее это является исключением из правила.
Уникальную сохранность лица преподобного Александра Свирского отметили и современные эксперты, проводившие освидетельствование мощей (нам была предоставлена возможность познакомиться с заключениями всех специалистов).
Согласно канону, лицо монаха и после представления должно быть закрыто, но в некоторых случаях из этого правила делались исключения. Так, в путевых заметках Я. Мордвинова по поводу посещения им монастыря, освещённого во имя преподобного Александра Свирского, можно прочесть: «…и по отправлении соборного молебна вскрывали мощи, одну главу по очи, и прикладывались в схиму».
Сейчас к мощам прикладываются иначе: к стопам и к руке преподобного. Уже три года продолжается мироточение, начавшееся в рентгеновском кабинете городской судебно-медицинской экспертной службы, и поэтому рука и стопы остаются открытыми. Каждый из приходящих к мощам может сам подивиться чуду мироточения и необыкновенной сохранности на протяжении 475 лет плоти «всея России дивного чудотворца», как называли преподобного Александра Свирского уже начиная с ХVІ века.
Но естественное человеческое желание видеть лицо святого также осуществилось. Произошло это воистину чудесным образом.
Через два месяца после внесения мощей в храм и за три дня до храмового праздника, отмечаемого 30 сентября, раздался телефонный звонок. Антиквар сообщал, что у него имеется необычная икона преподобного Александра Свирского ХІХ века, с изображением на обратной стороне образа Божией Матери «Казанской». Каково же было удивление тех, кто видел лицо преподобного во время освидетельствования! Принесённая в храм икона представляла собой его живописный портрет.
С целью документального подтверждения этого удивительного сходства игумен Александро-Свирского монастыря официально обратился в Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы к специалистам-искусствоведам, в обязанности которых входит идентификация представленных на экспертизу изображений.
Внимательно изучив двустороннюю икону и сопоставив её с фотографиями, сделанными при освидетельствовании мощей медицинскими экспертами, специалисты сделали вывод: «Между изображением преподобного Александра Свирского на иконе и на представленных фотодокументах имеется несомненное портретное сходство».
Обращает на себя внимание и схожесть лика святого на этом портрете с ликом на напрестольном кресте, изготовленном всего через три десятилетия после преставления преподобного. Крест создавался по повелению Ивана Грозного греческими мастерами, когда ещё были живы ученики преподобного, которые и могли помочь воссоздать его образ.
Кто и почему написал живописный портрет святого, нам неизвестно.
Одетый в тёмно-коричневое монашеское одеяние, преподобный изображён на фоне оливкового цвета. Скромность колорита иконы позволяет сосредоточить внимание на главном — лике и руках святого. В лике сосредоточена огромная нравственная сила, и в то же время это образ святости. Левая рука крепко сжимает свиток — такое её положение вполне канонично и совпадает с иконописной традицией.
Удивление вызывает правая рука с раскрытой пальцами вниз ладонью. Согласно традиционному изводу, преподобный должен правой рукой делать благословляющий жест. Скорее всего, художник стремился запечатлеть реальное положение рук святого, лежащего в раке: левой, покоящейся на груди (художник вложил в неё свиток), и правой, с раскрытой ладонью, вытянутой вдоль тела.
В том, что эта рука написана с натуры, нет не малейших сомнений: верхняя фаланга указательного пальца слегка согнута, передавая таким образом в точности положение руки мощей преподобного.
По стилистическим данным икона может быть отнесена к 1870-м годам. Это было время расцвета реализма в русском искусстве. Общество увлекалось передвижниками; на выставках господствовал психологический портрет, блестяще разработанный такими мастерами, как И.Н.?Крамской и В.Г.?Перов.
Очевидно, в этот период изображение, написанное в традиционной иконописной манере, не могло быть принято и понято: в церковном искусстве уже господствовал иной живописный язык. Икона преподобного Александра Свирского была ответом на запросы своего времени.
Обратимся к истории. К середине ХІХ века монастырь во имя преподобного Александра Свирского пришёл в бедственное состояние. Многие здания обветшали, иные были разрушены. В это время его и посетил император Александр ІІ.
Вот как засведетельствовали очевидцы это событие: «27 июня (1857 г.) Свирский монастырь удостоился посещения Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны с августейшим их семейством... С утра около монастыря и на монастырской пристани на р. Свирь, где должен был остановиться царский пароход, толпились массы народа, желавшего увидеть искренно любимого монарха. Монастырь приготовился к достойной встрече. Пароход прибыл в 8 часу вечера. От пристани Их Величества сели в приготовленные экипажи. Прибыв в монастырь, августейшие путешественники удостоили посещением Преображенский собор; здесь было отслужено короткое молебствие, по окончанию которого Их Величества и Их Высочества с благоговением преклонились до земли пред ракою преподобного Александра, причём приняли в знак благословения преподобного по св. Иконе из рук преосвященного архиепископа Олонецкого Аркадия. Государь Император пожертвовал на устройство обители 2000 р. Государыня Императрица с августейшими своими детьми принесла в дар Свирскому Чудотворцу серебряную золочёную лампаду... В память сего посещения была написана икона с изображением на средине преподобного Александра Свирского, на правой стороне святителя Николая Чудотворца, святого благоверного князя Владимира, на левой стороне — равноапостольной княгини Ольги и святой Марии Магдалины».
На честь вклада императора Александра ІІ на месте явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому была построена каменная часовня, а в столице с помощью императора и при активном участии санкт-петергбурского генерал-губернатора князя А.А.?Суворова возвели каменное подворье Свирского монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского, освещённое в 1871 году.
В 1873 году в самом монастыре, в Преображенском соборе, был освящён придел во имя преподобного Александра Свирского.
В 1878 году Свирский монастырь посетили великие князья Сергей и Павел Александровичи, а также Константин и Дмитрий Константиновичи в сопровождении контр-адмирала Д.С.?Арсеньева, графа А.С.?Уварова, тайного советника Н.А.?Качалова и профессоров К.Н.?Бестужева-Рюмина и Н.П.?Вагнера. Прибыв в монастырь, они благоговейно приложились к мощам преподобного Александра, и каждый из них был благословлён его иконой. Затем они осмотрели ризницу, где нашли редкие по древности, ценности и изяществу вещи, и имели беседу с игуменом. Можно предположить, что речь шла о необыкновенной сохранности мощей преподобного Александра. Об исключительности этого явления было уже известно из синодальных источников. Разговор мог коснуться и иконописных изображений преподобного, выполненных по каноническим правилам иконописания, и необычайной сохранности его лика.
Видимо, тогда и возникла идея написания иконы преподобного в реалистическом стиле, который к тому времени уже преобладал в церковном искусстве. Возможна и другая цель: запечатлеть сохранившийся лик святого «с натуры». Это удовлетворило бы интересы и учёных-историков, и археологов, и всех православных верующих.
В 1870-е годы в иконописной мастерской Императорского Двора в Санкт-Петербурге была написана икона преподобного Александра Свирского «в рост». Икону, в которой заключалась частица мощей преподобного, поместили в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского Санкт-Петербургского подворья Свирского монастыря. Однако написанная в академической манере икона сохраняла и все черты условности этого стиля.
Не случайно именно в это время возникла икона-портрет Александра Свирского. Как ещё одно документальное свидетельство значимости происходящих событий, эта икона через сто с лишним лет столь неожиданным и чудесным образом пришла в новый храм святых мучениц. И произошло это во время пребывания в нём мощей преподобного при втором их обретении.
Явив свой подлинный лик на иконе, святой не только удостоверил своё присутствие в этом храме, но и дал дополнительную радость людям, желавшими его видеть. А то, что икона была внесена в храм за три дня до престольного праздника, можно расценивать как своеобразное участие преподобного в празднике святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Без сомнения, икона-портрет преподобного Александра Свирского является уникальной, единственной в своём роде. Трудно представить, чтобы благословение на написание подобной иконы с мощей давалось не единожды.
Мощи преподобного Александра всегда охранялись стоявшим у раки монахом, который буквально пылинки с них сдувал. Переодеванием мощей занимался сам настоятель монастыря при закрытых дверях, в помощь призывался ризничий. При таком благоговейном отношении к мощам написание иконы с лика святого, наверное, могло быть вызвано только особыми причинами.
Есть и ещё одно загадочное обстоятельство, подчёркивающее уникальность иконы, — её оборотная сторона с образом Божией Матери «Казанской». Эту икону нельзя считать обычной двусторонней выносной, её стороны писались в разное время: образ Божией Матери «Казанской» — в начале ХІХ столетия, а образ преподобного — в 1870?е годы. Кроме того, в нижней части образа Божией Матери имеется след обожжённого красочного слоя. Такой след остаётся от лампады, горящей в непосредственной близости от иконы. Эта характерная деталь также исключает её из числа выносных икон.
Каждому православному человеку особенно дорог Казанский образ Богородицы. Надо думать, что эта скромная по живописи и небольшая по размерам икона не раз являла свою благодатную помощь молящимся перед ней. Кем и когда эта икона была избрана для написания на обороте образа преподобного Александра Свирского, остаётся загадкой.
Самым удивительным и значительным в этой истории является то, что икона-портрет преподобного Александра Свирского вошла в храм святых мучениц вместе с его мощами и в неразрывной связи с Казанской иконой Божией Матери. Казанская икона во все времена защищала православных и их святыни от врагов внутренних и внешних. Не выполнила ли и на этот раз Пресвятая Богородица свою высокую миссию — быть заступницей усердной и хранить достояние своё от всяких напастей, сомнений и откровенной хулы? Не в этом ли заключена разгадка тайны иконы-портрета преподобного Александра, явившейся под покровом Царицы Небесной?

Лариса Рудницкая

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009