Печать
Просмотров: 462

198262982_316678469921328_4913759691220147305_n.jpg

  Сегодня, 11 июня 2021 года, исполняется 60 лет успения святителя и исповедника Луки Крымского.

 «Образ, дивно расчлененный, исчезает навсегда». Богоборцы и сокрушители Российской империи вряд ли знали эти слова великого Гёте, но действовали именно по такой методике. Они не только расчленяли храмы, не только умерщвляли «верных» России православной, но искажали образы и смыслы русской истории, глумились над народной верой, которую, как показало время, ни сжечь, ни разрушить невозможно, потому что дух и души не могут стать прахом. Сегодня я хочу представить свою художественную работу, которая по моему замыслу, должна и может способствовать возрождению дивного образа Руси православной. Это скульптурный портрет святителя Луки (в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). Он родился в дворянской семье в 1877 г., Валентин Феликсович увлекался живописью и врачом стал не по призванию, а по убеждению. Он был уверен, что не имеет права делать то, что ему нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего, и избрал жизненный путь как служение людям Божиим. Он выбрал самую трудную область медицинской деятельности – хирургию. В начале своего поприща был назначен на окраину Российской империи, стал главным врачом Ташкентской городской больницы.

 

     Как рассказывается в житийных источниках, уже после октябрьского переворота боголюбивый хирург часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких просветительских собраний епископ Инокентий обратился к вдохновенному врачу и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Валентин никогда не помышлял о священстве, но сразу принял предложение известного иерарха Русской Православной Церкви. Вскоре он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея. Отец Валентин продолжал трудиться на медицинском поприще, по воскресеньям служил в храме, усердствуя в проповедничестве. 

     В богоборческие времена, во время разгула обновленчества на о. Валентина легло управление всей Ташкентской епархией. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь проездом в Ташкенте, одобрил избрание о. Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг о. Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

     Дальнейшая судьба св. Луки неотделима от трагической судьбы его Отечества. Ссылки, оправдания, опять ссылки, мучительные допросы, ложные обвинения, допросы «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая святителя оговорить себя. И как следствие бескорыстного профессионального служения и физических и нравственных издевательств от приспешников новой власти – тяжелые болезни: опухоль, тропическая болезнь, приведшая к отслоению сетчатки глаз.  

     Но выдающийся хирург-ученый понадобился стране, особенно во время Великой Отечественной войны, когда все свои силы он отдавал на спасение соотечественников, будучи главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии области, где, как  бахвалились коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви. Но война – известная проявительница истинных ценностей и настоящих героев, гонения на Церковь немного ослабила, и Митрополит Сергий возвел свт. Луку в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 г., на котором был избран Патриархом митрополит Сергий (Страгородский), а сам свт. Лука стал членом постоянного Синода. Позже он стал лауреатом Сталинской премии I ст. за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

     После войны выдающийся хирург и пастырь был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму святитель боролся с вольными нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, убеждать словом или собственным примером. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений. Господь слышал молитвы искреннего предстателя за заблудшие души человеческие. Упокоился свт. Лука  29 мая 1961 г., снискав любовь и современников, и потомков. Поныне его могила – место паломничества.

     В 1995 г., когда мощи святителя были извлечены и помещены в кафедральный собор Симферополя, святитель  был причислен к лику местночтимых святых. В 2000 г. святитель Лука был причислен к сонму святых Новомучеников и Исповедников Российских. Следует сказать, что хирург-монах оставил важное научное и богословское наследие, имеющее непреходящее значение. Свт. Лука ввел термин «христианская антропология». В связи с этим отмечу: считается, что русская философия по сравнению с западной  не внесла большого вклада в антропологическую науку. Здесь нужно поспорить, вспомнить имя Виктора Несмелого и его гениальный 2-х томный труд «Наука о человеке»1, свт. Луку Крымского с его духовным трудом «Дух, душа и тело». Бесспорно, это великий, недооцененный вклад в мировую научную сокровищницу знаний о человеке.  Человека свт. Лука видит как совокупность духа, души и тела. Силу человеческого духа – понимает выше силы человеческого мозга, над которым сегодня проводятся жесточайшие эксперименты. Но по убеждению свт. Луки, дух и духовные энергии не во власти человека.   

     Осуществление заповеди «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» владыка Лука видит в непрестанном совершенствовании человеческого духа и в бессмертии души. В названном выше труде свт. Лука говорит: «Нервная система, и в особенности мозг, - не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию»2.  Свт. Лука учил не скрывать своего мировоззрения. «Если христианская мораль ставится под сомнение, если на нее возводится тяжелое обвинение, что она антигуманистична, вредна, устарела, то, прежде всего, надо спросить христианина, какую мораль он исповедует. Мы, христиане, не боимся поставить нашу мораль перед судом современности. Когда Основателя нашей религии – Иисуса Христа привели на суд и стали спрашивать Его об учении Его и учениках, Он ответил: Я всегда учил… в храме… и тайно не говорил ничего. Когда же один из слушателей ударил Его за такой ответ, Он сказал ему: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, за что ты бьешь меня?» (Ин. 18: 20-23)3.

     Все это я говорю, чтобы лучше показать личность нашего великого святого, почти современника, и те трудности, с которыми сталкивается художник, поставивший задачу представить не только портрет исторической личности, но выявить ее духовные черты. По своей натуре свт. Лука был личностью мощной, подобной св. Петру, которого называют Камнем. Именно на камне стоит христианская Церковь. Образ Камня веры я хотел выразить в портрете, поэтому избрал жанр скульптуры. Лицо свт. Луки на прижизненных фотоизображениях рельефное, эмоции сдержанные, но выразительные. На челе ученого –  отражается работа мысли, глубокие раздумья; на лице монаха – ясная вера и вдохновенная любовь к человеку. Такую сложную личность трудно передать плоскостным изображением. Требуется всесторонний охват, сменяемый угол зрения зрителя. Скульптурное произведение обладает осязательной силой убеждения. Со знанием жанра, изучаемого мной по греческим и римским оригиналам и копиям, могу сказать, что это искусство  по своим стилистическим особенностям простое, изображающее реального человека, не ограниченное жанровыми условностями. И в то же время – требующее анатомических знаний, большого физического труда. Оно не рассказывает, как картина, а показывает. И здесь ошибиться нельзя. Требуется изнуряющее трудное умение, чтобы превратить безжизненный камень (материал) в живой образ.

     Благо за века разработано много для того приемов. Хорошо потрудились древние греки и римляне. В мой работе меня вдохновляли образы Марка Випсания Агриппы (25. до н.э.), императора Траяна, портрет Луция Вера, Филиппа Аравитянина, греческого бога медицины Асклепия и др. Отмечу, что  свт. Луку Крымского поныне почитают в Греции, изучают его научное и богословское наследие, посвящают ему храмы, на иконах изображают с медицинскими инструментами. Наверное, греки чувствуют родство своих героев и святых с русским врачом-монахом. Согласно мифу, Асклепий был смертным сыном Апполона, которого мудрый кентавр Херон обучил искусству врачевания. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мертвых, и люди на земле стали подобными богам, перестали умирать. За это разгневанный Зевс убил врача, но тот попал не в царство мертвых, а на небо, в созвездие Змееносца. Похоже на историю жизни свт. Луки. Он ведь тоже трудился во имя того, чтобы спасти людей от смерти телесной и духовной. И был гоним за свои добрые святительские дела. Греческий Асклепий стал языческим богом, русский ученый, христианский монах стал святым Русской Православной Церкви и предстоятелем у Престола Господня.

     Вглядываясь в мраморную римскую копию древнегреческого оригинала, можно сказать, что древний врач Асклепий был человеком твердым в своих убеждениях и вдохновенным, бесстрашным и сдержанным. Греко-римская посвятительная скульптура всегда отличалась достоверностью и метафоричностью, жизненностью и обобщенность. В своей работе я пытался передать реальность, материальность образа свт. Луки посредством видимых пластических приемов, открытого процесса лепки. Я хотел, чтобы была видна рука скульптора, трудное сопряжение веков, неизбывность традиции. Чтобы наблюдался процесс перехода от пластики к скульптуре, прослеживающийся  в древнегреческих образцах. Это создает динамику возрастания образа, сочетание твердости и зыбкости выражает основные черты характера модели. Приводит к философско-метафорическому толкованию личности портретируемого. Я старюсь через  ощущение массы материала добиться живого и эмоционального, цельного и мощного образа. Как говорит об этой работе поэт В.Ефимовская «Лаконичная и в то же время всеобъемлющая характеристика святого человека  рождается вследствие скрытого композиционного ритма, резкого контраста форм, способствующих распределению и движению светотени. Ощущается, как духовная и жизненная энергии пульсируют под  непроницаемой оболочкой. Статика и экспрессия, драматизм и лиризм делают портрет выразительным, личностным и в то же время обобщенным – символом нетленности и мужественности, милосердия и жертвенности». 

     Действительно, благодаря техническим приемам, сделанная из гипса (в дальнейшем из бронзы) скульптура приобретает стилистические свойства жесткого камня, что особенно важно для лица модели. Лицо святителя, с глубокими впадинами глаз, выпуклым лбом мыслителя, должно быть выполнено экономными, я бы сказал, архаичными художественными средствами, чтобы выявить сильный, целеустремленный и в то же время милосердный характер ученого-монаха, чтобы из незримых глаз его изливался свет любви к Евангелию и ко Кресту. Допуская разнонаправленные, волноподобные плоскости в процессе обработки поверхности скульптуры – на груди, бороде, в волосах, под разными углами отражающие свет, пытаюсь добиться того, что портрет излучает свет. Этот художественный прием, дающий возможность проследить взаимоотношение света и тени, позволяет показать духовное состояние героя, его страдания и обретения, его стояние в вере и пребывание в святости.          198867797_2061464630662675_3059561326729472713_n.jpg      

     Вызывает вопрос, для каких целей я создал портрет свт. Луки? Если для популяризации деяний святого монаха, почти нашего современника, то спрашивается, где будет установлено это религиозное по своему замыслу произведение?  О храме, наверное, говорить не приходится. Скульптура, как известно, в православной церкви не имеет того канонического статуса, как икона или стенная роспись. Однако скульптура религиозной тематики имеет многовековую традицию, заметно востребованную в наш век  возрождения Церкви. Вблизи или на территориях храмов сейчас устанавливаются памятники святым и историческим личностям. Вспоминаются образы Николая Угодника в  итальянском Бари и в турецких Мирах Ликийских , выполненные соответственно  В.Клыковым и Г. Потоцким,  скульптура великой княгини Елизаветы Федоровны в Москве, созданная В.Клыковым, образы Кирилла и Мефодия в г. Дмитрове  А.Рукавишникова и мн. др. работы. Тенденция приближения героев к народу, ради которого они совершали свои подвиги, способствует не только историческому просвещению и сплочению нации, но и умудрению отдельного человека, воспринимающего духовный свет от произведения религиозного содержания,  обращению души к отечественной истории, вере и Церкви. 

      В современном обществе, с его игровой установкой, с его бунтом против отцов и традиции, с личностным превосходством и автономным существованием человека, не знаю, будет ли полностью понято и принято мое скульптурное произведение.  Актуальной делает работу соединение специфических тенденций: современный культурный контекст и использование  классических традиций.  Как известно, скульптурный портрет наиболее близкий для человеческого восприятия художественный жанр. Скульптура вызывает на внутренний диалог, ставит перед зрителем вопросы, ответы на которые могут всколыхнуть его душу, взывать неожиданные ассоциации.  Поэтому я надеюсь и буду рад уже тому, что портрет свт. Луки вызовет сначала любопытство моих современников, потом, может быть, интерес к жизни того, кому он посвящен. И если это случится, уверен, что история судьбы и служения, мощь и масштаб личность врача-монаха Луки Крымского вовлекут зрителя в мир правдивой отечественной истории и в жизнь Русской Православной Церкви.

     А в пространстве храма я, надеюсь, он обратит внимание и молитвы о здравии тела и спасении души иконе свт. Луки. Современными иконописцами создано немало образов святого хирурга, почитаемого в разных странах мира. Я тоже отдал дань этому святому человеку. Иконография различается в зависимости от местных приемов и традиций, но во всех иконах сохраняется портретное сходство.  Часто святителя изображают в строгом черном монашеском одеянии, символизирующем молитвенный подвиг и тяготы его служения в тяжелейшие безбожные времена, когда Русская Православная Церковь была гонима и сама походила на гонимого, каким был и монах Лука, много претерпевший за свою веру в Бога и в человека. В своей иконе я хочу показать пасхальные символы служения архиепископа Крымского, ведь он совершал подвиги во имя существования, возвращал к жизни солдат, воюющих за Отечество. Уподобляясь Христу, он излечивал безнадежно больных. Поэтому  я создал образ Луки Крымского в пасхальном одеянии. Икона – это не картина, икона и обозначает реальный символ, и являет его. Посвященная святому, икона должна излучать благодать, присущую святому. Не вдаваясь в глубины труда иконописца, когда должны быть задействованы, и сердце, и душа, и навыки, скажу, что много тому способствует цветовое решение. Здесь я использую основные цвета – золотой, красный, зеленый, белый. Золотой символизирует непрерывность христианской традиции, восходящей к Рождеству. Волхвы, приветствуя Младенца,  среди прочих даров поднесли Ему – злато. Золотой цвет также означает Высший – Святой Дух. Это сияние Бога. Зеленый фон иконы напоминает о цветении природы, это цвет Рождества и Вечной жизни.  Красный цвет представляет духовный огонь, присущий Господним святым. Это цвет мученичества, любви и Воскресения Христова. 

     Каноническая атрибутика и строгость лика святителя созвучны иконографии Николая Мирликийского. Белоснежный омофор архиерея – тоже символичен. Белый цвет - символ чистоты, святости, простоты. А еще этот цвет напоминает крымский инкерманский известняк, древний облицовочный камень, из него сложены многие сооружения в Севастополе, построены все монастыри Крыма. У меня нет сомнения, что не без помощи святителя, его предстоянием пред Богом русский полуостров бескровно вернулся в родную Русскую землю.   

     Читая духовные работы святителя Луки на богословские темы, восхищаясь их глубиной, правдивостью, я всегда  отмечал их простоту, доходчивость, как будто добрый учитель разъясняет сложные вопросы бытия. Создавая икону архиепископа Крымского Луки, я пытался передать свет просветительства, надеясь, что лик святителя привлечет верующих не только  для молитв о теле и душе, но вызовет интерес к истории Русского Православия и заставит уверовать в то, что есть пророки в нашем Отечестве.

Филипп Москвитин

Фото 1. Скульптурный портрет святителя Луки Крымского. Справа налево: скульптор Филипп Москвитин, уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Юрьевич Буцай.

Фото 2. Икона Святителя Луки. Иконописец Филипп Москвитин.

1 Подробно исследовано в трудах митрополита Константина (Горянова). См.: Константин архиепископ. Религиозно-философская антропология В.И.Несмелова.// И познаете истину. СПб. Родная Ладога. 2011 г., С.223-293.

2 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело.  Троицкое слово. Феникс. 2001 г., С.180.

3 Там же. С.81.