ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЗАКАТ ЕВРОПЫ
Поиск

Bundesarchiv_Bild_183-R06610_Oswald_Spengler.jpgТак называется философский труд, написанный в начале ХХ века немецким ученым Освальдом Шпенглером. Спустя столетие данный труд не потерял своей актуальности.
В современных условиях наиболее модной темой в сфере политики является тема евроинтеграции Украины. Слова о Европейском выборе Украины звучат из уст правящей элиты как заклинания. Смысл такой, что географически мы и так в Европе, а ментально украинцы всегда были европейцами, надо только оформить это все юридически. «Наш народ привержен ценностям западноевропейской цивилизации», — заявляют лидеры государства.
Короче говоря, мы по всем статьям европейцы и готовы хоть сейчас раствориться в евроатлантическом социуме.

Но так ли это? Может быть, как представители Православной восточнославянской цивилизации мы в чем-то другие? И как же мы должны измениться, чтобы стать настоящими европейцами? Оставим в стороне политику, экономику, идеологию, посмотрим только на наиболее распространенные тенденции в западной Европе и Америке, чтобы выявить некий усредненный тип отношений.
Оскудение любви
Известный писатель, 15_Trostnikov-portret.jpgфилософ и историк В. Тростников говорит в одном интервью о поразившем его факте из американской жизни: американские родители высылают дополнительные деньги родным детям, которые учатся в других городах или штатах, чтобы те не приезжали домой на каникулы и тем самым не нарушали привычный для родителей образ жизни. Вы можете представить нечто подобное со стороны не только украинских, русских, белорусских, но и сербских, словацких родителей? В. Тростников называет эти явления оскудением любви в мире и делает пессимистический вывод о конце не только западноевропейской цивилизации, но и вообще мировой истории, ибо Господь закрывает это предприятие, (имеется в виду жизнь и деятельность людей на земле) как исчерпавшее свои возможности. Если исчезает любовь, то к чему весь этот процесс?
В Европе довольно распространены пансионаты для пожилых людей, в которых они живут на полном обеспечении, избавленные от всех бытовых забот, в обстановке комфорта. Время от времени их дети приезжают повидаться с ними. Стоит это немалых денег, следовательно, и родители, и дети люди обеспеченные. Но вот не хотят они жить вместе, нет у них потребности в общении.
А кто же те людfgyhuijokm.jpgи западной цивилизации, которые удаляют от себя детей, а потом и дети удаляют от себя их, своих родителей. Это не деклассированные маргиналы, а респектабельные, обеспеченные, уважаемые в обществе люди. Они не творят никаких жестокостей, наоборот, они создают все условия для нормальной, обеспеченной жизни, в первом случае для своих детей и во втором — для родителей. Вот только они не желают, чтобы их беспокоили, не желают о ком-то заботиться, не желают работы души, не желают вникать в проблемы своих детей или родителей и, следовательно, волноваться. Этот крайний эгоизм — общая черта западного общества. Это одна из первых особенностей, которая поражает наших соотечественников, поживших и в какой-то степени натурализовавшихся в евроатлантическом социуме. Их окружают внешне благожелательные люди, белозубые улыбки, предупредительность и т.д. Но вот случилось какое-то горе или просто неприятность. Не вздумайте поделиться с кем-то из тех, кто, кажется, так дружески расположен к вам. Ваш собеседник будет просто шокирован, а в его глазах прочтете: «Чего тебе от меня надо, это твои проблемы, при чем тут я?».
Не любовники, а партнеры
Этот эгоизм и внутренняя отгороженность коснулись и взаимоотношений женщин и мужчин. Подумайте, откуда к нам пришло это выражение — «сексуальный партнер»? Бывает партнер по бизнесу, партнер в спорте и т.д., а тут вот сексуальный партнер. Организму требуется осуществить некую функцию, для чего требуется партнер. Вот и все.
Некоторые люди, из числа наиболее «продвинутых» в вопросах европейских ценностей слово «любовь» воспринимают исключительно в юмористическом ключе. Героев же русских классических романов они воспринимают как идиотов. Драться на дуэлях, стреляться, бросаться под поезд, страдать, на коленях признаваться в любви и т.д. Разве не идиоты? Ну, отвергает тебя этот сексуальный партнер, ну найди другого.
Что же можно сказать о тех, кто в свое время эмигрировал на Запад и сумел удачно устроиться там, сделать карьеру, организовать бизнес и т.д.?
Однажды на российском канале НТВ в своей передаче «НАШИ» Лев Новоженов беседовал с одним таким удачливым эмигрантом. О степени состоятельности собеседника Новоженова говорит хотя бы тот факт, что в его доме только спален аж семь штук. Слетать на родину, повидаться с друзьями для него и его жены ничего не стоит. Но через некоторое время его жена отказалась посещать Родину, ее стали раздражать бывшие друзья и знакомые. Они склонны вести какие-то серьезные разговоры, эмоционально обсуждать какие-то проблемы, говорить о каких-то своих личных невзгодах и несчастьях. Во все это надо вникать, сопереживать, утешать. Зачем ей это нужно? Она давно от этого всего отвыкла. Это у нас в горе женщина может броситься к своей подруге и та, если и не сможет помочь, то хоть поплачут вместе. И станет легче. В Америке для таких случаев есть психоаналитики, которые за определенную плату выслушают вас и все разложат по полочкам. Наша эмигрантка уже «сменила кожу». Такие вещи как сопереживание, сочувствие, потребность в душевном общении, присущие нашей православной восточнославянской цивилизации, для нее уже чужды. Общение? Это или обмен информацией, или разговор о спорте и рыбалке для мужчин, о модах и романах кинозвезд для женщин. И ведь эту потребность в душевном общении кое-кто пытается представить как некую слабость, от которой надо избавляться (чтобы уж совсем стать европейцами).
Патриот или космополит?
Известная советская писательница Вера Панова писала: «Должно быть, у всякого человека в некий период жизни возникает особенно горячее чувство кровного родства со страной, в которой он появился на свет и прожил жизнь. И когда это чувство кровной близости появляется, тогда уже человека не собьешь ни россказнями о прелестях жизни в других странах, какими бы они ни выглядели процветающими, ни посулами всяческих благ, какие он может в этих тридевятых царствах получить». Но не у всякого появляется это чувство кровного родства со своей страной, и именно блага, получаемые в чужой стране, и составляют их счастье.
Но ведь человеку этого мало. У человека есть еще и надличностные ценности. К числу их и относятся, по-видимому, любовь к Родине и сознание кровного родства со своим народом. Но если кому-то чего-то не дано, то уж не дано. И человек патриотический превращается в человека космополитического — где хорошо, там и родина.
Человек функциональный.
Что еще удивляет наших соотечественников в людях западной цивилизации, так это нежелание разговаривать на отвлеченные, общие темы, то есть узость интересов. Особенно это касается, конечно, американцев. Вот допустим, эмигрант из СНГ попадает на американскую корпоративную вечеринку. Желая завязать разговор, он ищет для этого тему и начинает говорить, допустим, о современной американской литературе. После вежливого молчания кто-то говорит ему, что у него есть знакомый в местном университете, который специализируется по американской литературе, и он их с удовольствием познакомит. Через некоторое время, познакомившись с профессором, наш эмигрант действительно имеет возможность обстоятельно поговорить о литературе. Увлекшись, он переходит на политические вопросы, не замечая, что его собеседник вдруг утратил интерес к разговору. После вежливого молчания профессор предлагает познакомить его со свои кузеном, который занимается политикой, является функционером республиканской партии и т.п. Наверное, понятно, о чем речь.
Многие в этом как раз видят позитив. А наши ночные интеллигентские разговоры на кухнях, когда младшими научными сотрудниками, математиками, биологами, инженерами до хрипоты обсуждались проблемы философии, истории, литературы, разгорались идеологические споры, доходящие чуть ли не до вражды, считают не более чем сублимацией. Как только возникла возможность направить свою энергию на зарабатывание денег с развитием рыночных отношений, люди занялись реальными делами. Наверное, это только отчасти правда. Наверное, надо смотреть глубже. Это все-таки наша особенность, нет на западе такого понятия «интеллигенция». Так от каких особенностей нам надо будет отказаться? Какие же качества отличают восточных славян, в чем мы другие? Попробуем перечислить только некоторые, далеко не все, и не давая никаких оценок.
Вот они: славянская удаль, привычка надеяться на русский «авось», привычка лениво дремать на печи и, вдруг спохватившись, начать «вкалывать» так, что только кости трещат, на удивление иноземцам, привычка ругать свою Родину, но в страшный для Родины час ложиться грудью на пулемет или бросаться с гранатой под танк, защищая ее, (как писал Константин Симонов: «По русским обычаям только пожарища по Русской земле разбросав позади, на наших глазах умирают товарищи, по-русски рубаху рванув на груди»), наша любовь к справедливости и нелюбовь к закону, (что резко противоречит стереотипам западного общества), наше стремление во всем доходить до предела (если пьяный разгул — пропить последнюю рубашку, если впасть в аскетизм — то пудовые вериги, до рассвета коленопреклоненная молитва, один сухарь и кружка воды, вот и весь суточный рацион, а на пасху яичко только поцеловать и отдать нищим (хотя и сам такой же нищий), способность выживать в условиях нестерпимых для западного человека, долготерпение, отвага и стойкость в бою, бескорыстие, (которое уже понемногу уходит, заменяясь западным прагматизмом и расчетом) и, конечно, еще не вытравленная любовь к Родине. Сюда же отнесем наше стремление к соборности, к общинности в противовес взбесившемуся индивидуализму Запада, где стремление к свободе личности чуть ли не переходит в формат свободы животных. Многое надо менять. Например, следует поменять свое несколько юмористическое, слегка брезгливое отношение на уважительное и почтительное к «священной корове» западного общества — сексуальным меньшинствам. Иначе вас выгонят из приличного общества. Как это недавно произошло в Европарламенте, когда один чиновник имел неосторожность процитировать Библию, где написано, что гомосексуализм — это грех.
Вообще, легко нашему человеку попасть впросак. Один наш специалист, работавший в Англии, желая установить более теплые отношения с английскими коллегами, пригласил их в гости, устроив вечеринку. Готовясь к вечеринке, он выложился на сто процентов. После этой вечеринки он почувствовал ледяной холод со стороны своих коллег. Проявив настойчивость, он доискался до причины этой неприязни. Оказывается, предлагая одному из гостей присесть, он смахнул с кресла спавшего там кота. Это возмутило присутствующих: как он смел нарушить права кота? Недавно в Англии было создано общество с целью защиты лобстеров, больших морских раков. Все это весьма симпатичные качества. Но вот, что интересно: при всех своих гуманных качествах западный цивилизованный мир, объединившись, бомбит, убивает беззащитных сербов, разрушает их жилища, дороги, мосты — тоже во имя прав. Кстати помните, кто первый заявил о своих правах и свободах? Это был возгордившийся ангел Денница, более известный, как Сатана. Кровавый идол и теперь требует жертвоприношений во имя свободы.
Наше коренное отличие от Запада — это то, о чем писал Николай Бердяев: «Если русский Восток есть особый мир, отличный от мира Запада, то потому, что в основании русской истории и русского духовного типа лежит восточное христианство, православие». Это не только различия в церковных обрядах, это и другое мировоззрение, в основе которого вера, надежда, любовь, а не ловушка для гордых в виде абстрактной свободы, равенства и братства.
Разное у нас и отношение к богатству. Если православные считают, что горе богатым, ибо получили свое утешение, и что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное, то по западной протестантской этике богач — это божий избранник. А это уже диктует и стереотипы поведения. Как же издеваются люди, усвоившие моральные стереотипы западного общества над честным бессеребреничеством. Чего только не придумают: «Если ты умный, то где твои деньги?» То есть подразумевается что, ум человека должен быть направлен только на извлечение прибыли. Что же человек, на идеях которого построена вся космонавтика, и который, по сути, был нищим, был неумен? Ломоносов, живший в бедности и оставивший долги, был не умен? То есть, происходит подмена понятий.
Интерес европейцев к нам — это интерес удава к кролику. На западе не спешат исправлять нелепые представления о нас. В одном западном фильме по повести Гоголя «Тарас Бульба» запорожцы в русских косоворотках отплясывают трепака под звуки песни: «Калинка, малинка моя». Таковы стереотипы.
Не имеет значения, вступит или нет Украина в Европейский Союз, главное, включить процесс психологической перестройки. Люди, как на сеансе гипноза, закрыв глаза и вытянув руки, идут туда, к европейским ценностям, готовые отказаться от своей сущности, поклониться идолу. Это очень опасный путь, и напоминает финансовую пирамиду «МММ»: проигрывает тот, кто вступает позже остальных.
Западноевропейский суперэтнос достиг пика своего развития и дальше его ждет только упадок, об этом писал немецкий историк-философ Освальд Шпенглер. Наверное, сейчас уже мало кто верит в линейный прогресс развития человечества. Культуры зарождаются и умирают, как и люди. Этносы стареют, как и люди, только процесс этот занимает пару тысячелетий. Исчерпав свой духовный потенциал, культура перед смертью превращается в цивилизацию, отравляя соседние, более молодые культуры продуктами своего духовного распада.
Шпенглер писал, что будущее за славянской душой. Причем, он был настолько убежден в истинности своего видения, что даже явные расхождения с Гитлером и популярными теориями в 30-е годы ХХ века, которые выглядели очевиднее, его нисколько не смущали. Он еще в десять лет говорил, что ему суждено написать необычную книгу, но тогда ему недоставало знаний, эрудиции статуса ученого, чтобы его пророчество было воспринято современниками. Но нет пророка в своем отечестве, когда книга вышла в свет, на Шпенглера обрушились яростные нападки. В гитлеровской Германии, имя его было запрещено упоминать в печати.
Мы не должны забывать, что когда из культуры исчезает проповедь истинной, то есть жертвенной любви, исчезает и смысл культуры как таковой. А ее место занимает, может быть, менее технологически развитый, но духовно здоровый культурный феномен. Шпенглер знал, за кем будущее, да и мы с вами догадываемся. Поэтому не стоит бежать в широкие врата, лучше оставим мертвым хоронить своих мертвецов.

 

Григорий Листовский
Сергей Моисеев

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005 г.