Печать
Просмотров: 532

dva-startsa.jpgИногда люди, не понимая, что главным в учении Христа является стремление к добру, к Божией Любви, начинают без такой ориентации своей души истязать себя голодом и другими лишениями, из боязни адских мук бросают выполнение земного долга.
Это может завести на ошибочный путь. Далеко не всем людям подходит монашеский образ жизни. Для основной массы людей больше подходит совет Иоанна Лествичника одному мужчине, который сомневался: можно ли жить по Божиему закону, имея у себя жену и обязавшись общественными заботами.


— Что только можешь делать доброго, делай, — говорит ему Иоанн,- никого не оскорбляй; ни у кого не кради; ни на кого не лги; ни перед кем не превозносись; ни к кому не имей ненависти; не уклоняйся от церковных собраний; будь сострадательным к нуждающимся; никого не соблазняй; будь верен жене своей. Если так станешь поступать, то недалеко будешь от Царства Небесного.
Да, каждому человеку, независимо от того, кем он является в земной жизни, надо помнить, что любой человек — это дитя Бога. Именно по нашему отношению к окружающим людям, определяется наше отношение к Богу — Источнику Вечной Жизни, Добра и Справедливости. Надо стараться быть достойным Небесного Отца, очищать себя от плохих качеств и воспитывать в себе с Божьей помощью те качества, которые открывают разумной душе дверь в Высшую Жизнь Царства Небесного: милосердие, скромность, терпимое и доброе отношение ко всем без исключения людям, умение прощать, чистоту сердца от пошлости и разврата, честность, веру в Бога. А для этого совсем не обязательно отрекаться от всего земного.
В «Откровенных рассказах странника» есть место, которое доказывает, что отречение от обычной земной жизни — не обязательное условие для спасения души и может породить даже разочарование и неверие в Бога.
Автор рассказов в лесу встретил мужчину, уже 10 лет бросившего свой дом и промысел. Hаслушавшись описаний адских мук, он из-за страха перед ними решил истязать себя голодом и лишениями. Но в итоге чуть вовсе не разуверился в Боге. Впрочем, вот как это описывает сам странник:
«...— Я был в деревне своей не последний человек, — начал рассказывать свою историю мужик, — имел мастерство, жил в довольстве, хотя и не без греха: обманывал по торговле, божился понапрасну; ругался матом, напивался и дрался. Был в нашем селе дьячок, у которого имелась старинная книжка о страшном суде. Он, бывало, ходит по православным да и читает; хаживал и ко мне. Вот я, бывало, и слушаю, сидя за работой, а он читает, какие нам будут муки в аду.
В одно время, когда я слушал это, мне стало страшно. Я подумал: уж муки мне не миновать! Постой, начну душу спасать, может быть, и отмолю мои грехи. Подумал — подумал да и бросил мой промысел, избу продал и, как был одинок, пошёл в лесничии с тем, чтобы мир давал мне хлеб, одежду да восковые свечи на богомолье.
Вот так и живу здесь более 10 лет; ем только по разу в день и то один хлеб с водою; каждое утро встаю с первыми петухами и до рассвета кладу земные поклоны... Днём же, когда обхаживаю лес, ношу вериги в два пуда на голом теле. Матом не бранюсь, вина и пива не пью, не дерусь ни с кем, баб и девок от роду не знаю.
Сначала мне так жить было в радость, а в последнее время нападают на меня неотступные мысли. Бог знает, грехи-то, отмолишь ли, а жизнь-то трудная. Да и правда ли в книжке-то написана? Где, кажется, воскреснуть человеку? Иной уже умер лет сто или более, его уже и праху-то нет. Да и кто знает, будет ли ад, нет ли? Ведь никто с того света не приходил. Кажется, как человек умрёт да сгниёт, то так и пропадёт без вести. Может быть, книжку-то написали попы да начальники сами, чтоб устрашить нас, дураков, чтобы мы жили поскромнее. Итак на земле-то живёшь в трудах и ничем не утешишься, и на том свете ничего не будет, так что же из этого? Не лучше ли хоть на земле-то пожить попрохладнее и повеселее?
Слушая это, странник огорчался за мужика, и думал сам себе: говорят, что одни только учёные и умные ничему не верят, но вот и наша братия - простые мужики какие замышляют неверия! Видно, тёмному миру попущено ко всем иметь доступ, а на простых-то, может быть, он нападает и поудобнее. Надо сколько можно укрепляться против врага душевного Словом Божиим.
Самому же мужику странник сказал: Сколько ни изнуряй себя, какие хочешь проходи телесные труды и подвиги; но если не будешь иметь всегда Бога в уме, да молитвы в сердце, то никогда не успокоишься от помыслов, и всегда будешь склонен к греху, при малейших даже случаях. Начни-ка, брат, творить молитву; ведь тебе это можно и удобно в этом уединении; ты скоро увидишь пользу. Не будут и помыслы безбожные приходить, откроется тебе и вера и страшный суд покажется тебе так, как истинно он будет. А в сердце-то будет такая лёгкость и радость от молитвы, что ты удивишься и не будешь уже скучать, да смущаться спасительным житьём твоим.
Святые отцы говорят, что уход человека от земных дел из-за боязни адских мук есть путь раба, а уход человека от земных дел из-за желания награды в Царстве Небесном есть путь наёмника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путём сыновьим, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и по-доброму, наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и в сердце.
Не обязательно отрекаться от земных дел, уходить в монастырь или убегать от людей в безлюдные места, чтобы идти по правильному пути жизни. Главное — прислушиваться к своему сердцу и стараться жить по совести — поступать с другими людьми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами, иметь милосердие к чужому страданию.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005