Печать
Просмотров: 511

krestnyfgyhu.jpgБжезинский, идеолог мирного развала и захвата СССР и советник Джоржда Буша считает, что невозможно окончательно завоевать пост-советское пространство, не искоренив православия. В этих условиях, нам, чтоб защититься от наступающей воды, нужно не стену городить, а восходить на гору.
Не следует путать предлагаемые ниже меры с попытками обновленцев как-либо реформировать православную церковь, внести новшества в каноническое правило.

Раньше и я поддавался искушению подправить то, что не поддавалось моему пониманию. Теперь я понимаю — если начнем, то никогда не закончим. Достаточно посмотреть, до чего дошли протестанты, учения которых дробятся в геометрической прогрессии, это скользкий путь, в конце которого может оказаться изречение Протагора — человек мера всех вещей и, как следствие этого, окончательный отход от Бога.
Церковь Богочеловеческая организация, а Бог вне времени, и, поэтому, именно православная церковь с тысячелетними традициями всем своим чином и обрядом свидетельствует об этом. Житейское море невероятно изменчиво то бурлит, то замирает в штиле. Но, заходя в храм, мы погружаемся в глубинное измерение жизни, в духовную глубину, где течение времени не столь очевидно. Ведь мы предстоим перед вечностью. Мы, воспринимаем те же образы и молитвы, что и наши предки, и можно только представить, как они радуются, в духовном мире наблюдая наше с ними единение через вневременную традицию. В этом смысле обмирщение церкви весьма опасно и может поколебать духовную незримую архитектуру православия.
Но, с другой стороны, многих православие пугает своей суровостью, недоступностью. Современный человек, с его психологией потребления, привык думать по формуле — клиент всегда прав. И при этом забывает, что вход в храм гроба Господня в Иерусалиме невысок, в него нельзя войти не согнувшись. И зачастую идет утолять духовную жажду туда, где широко распахнуты ворота.
Многие говорят — там нам несут слово, преподают Библию.
Действительно одной из задач, которую когда-то перед собой ставила советская власть, это превратить православие в набор непонятных треб. Убрать слово, чтобы суть и дух учения остался за бортом, а без этого понимания все православие может быть воспринято как магический культ и пережиток прошлого.
В этой связи необходимо усилить роль проповеди в церкви. Не стоит забывать о том, что в начале все-таки было слово, а потом возникло все остальное: требы, правила, золотые купола и хозяйственные нужды.
За последние годы церковь зримо возродилась, построено много, да и Иисус был плотником, но все-таки главное в другом. Он был воплощенным словом Божьим!
Понятно, что священника на все физически не хватает, поэтому православные воцерковленные граждане не сидите, сложа руки, проявляйте инициативу.
Нужно создавать при храмах евангельские группы катехизации. При этом каким-то образом нужно наладить взаимодействие и обмен опытом общин между собой.
Как писал Нестор Летописец: «Книги бо суть реки напояющие вселенную мудростию». Вдумайтесь в эти слова!
Многие ли позволят себе (в условиях постоянного роста цен) купить в церковной лавке, к примеру, книгу Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе» за тридцать пять гривен.
Поэтому учреждайте при каждом храме библиотеки святоотеческой духовно-исторической литературы. Отдельно собирайте пожертвования на закупку книг. Расклеивайте объявления на районе вокруг храма о том, что жители могут посещать библиотеку и брать интересующую литературу на дом.
Так же необходимо искать спонсоров и, по возможности, пополнять фонды городских библиотек духовно-исторической литературой.
Недаром говорят — Русь крестили, но не просветили.
Чтение святоотеческой литературы будет формировать самосознание и способствовать воцерковлению более широких слоев населения Украины.
Также важно организовать доступ людей к информации о местночтимых святых.
Скажу по своему опыту, — я сам стараюсь покупать и давать книги (в основном жития святых) знакомым и знакомым знакомых и убеждаюсь, как иногда они непостижимо действуют на людей, преображают их, меняют их отношение к вере и православию. У людей появляются общие темы для разговора, общие интересы, они обмениваются духовным опытом.
Все это будет содействовать возрождению при приходах общинного духа. Ведь сказано: « Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Е. М. 18:20).
Не спешите судить меня за это воззвание — один Бог знает, чем оно продиктовано моей гордыней или болью за Веру и Отечество.

 

Сергей Моисеев, редактор газеты «Тайны века»

архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005