Печать
Просмотров: 621

5ff4aef2505ff8cff49605564149fd95.jpgОдин великий старец имел ученика, который жил рядом с ним, но в особой кельи. Однажды старец услышал бесов, вопиявших: «горе нам от таких монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит никогда не видим его праздным». Слыша это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божия, в об ученике недоумевал: что это значит: «разоряет и строит?» Вечером он пришел к ученику и спросил: «как живешь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче».

Старец стал выпытывать у него, не впадает ли он в уныние. Тогда ученик указал рукою на лежавшие около него камни и сказал: «из этого камня я строю стены, а потом снова разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния».
Тут великий старец и понял, что бесы потому не могли приблизится к его ученику, что никогда не видели его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению труда. Другим же старец об этом говорил: «знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим; но за то поелику не был празден, бесы не находили времени, чтобы приблизиться к нему».
Итак, как показывает этот пример, труд есть надежное оружие против козней бесовских. Но как показывает пример, так, согласно с ним учат св. отцы. «Когда, говорит, например, преподобный Пимен великий, котел кипит снизу поджигаемый, тогда ни муха, ни другое какое-либо насекомое не смеют прикоснуться к нему; когда же остынет, то и мухи, и все насекомые садятся на него; так и к человеку, к честным занятиям прилежащему, враг рода человеческого не смеет приступить. Кто же живет в небрежении и лености, того низлагает он и без всякого труда» (Чет. Мин. Авг. 27). Если же, по всему этому, труд так надежен в борьбе с врагами нашего спасения, то держитесь его. Трудитесь и работайте во славу Божию, на пользу ближних и во спасение вашей души — и бесы будут далеко от вас.

 

Свойства ума
Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут различить добро от зла; и всего злого и вредного для души они избегают, а о добром и полезном разумно радеют и делают то с великой благодарностью к Богу.
Только они одни должны по правде называться умными людьми.
Антоний Великий

 

Что полезно для души

Однажды некоторый брат спросил преп. Арсения Великого о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему:

— «Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех».
Это сказал святой для того, чтобы показать, что все грехи и страсти рождаются от дурных мыслей, принимаемых сердцем и с услаждением удерживаемых; наблюдающий же за своими мыслями и отгоняющий греховные помыслы, тем самым погашает страсти свои и побеждает греховные вожделения.
Еще говорил преподобный:
— «Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна; они подобны гробам, снаружи разукрашенным, изнутри же полны костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою; истинно блаженны чистые сердцем (а не телом только) потому, что они Бога узрят.

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005