ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЦАРСКАЯ ЧАША
Поиск

Imperator_Nikolai_II.jpgВ преддверии Царских дней, дней памяти наших Царственных страстотерпцев, на телевидении, в печати и в разговорах вновь и вновь возникает тема личности Николая Второго и попытки проанализировать и оценить его роль в трагической судьбе России и в его собственной судьбе.
Кто-то упрекает его в мягкости, кто-то в жестокости, кто-то в неспособности своевременно провести политические и социальные реформы. А еще надо было не вступать в войну (возможно она прошла бы мимо), проводить жестокое преследование революционеров, прогнать Распутина, реформировать Церковь и так далее вплоть до того, что надо поклониться и принять наставления умных людей с запада. Популярная в советское время книга М. Касвинова была названа «23 ступени вниз», пытаясь таким образом характеризовать 23 года царствования Николая Второго.


Читая книги, стараясь понять и объяснить себе самому, что же произошло в моей стране в начале 20-го века, я очень долго воспринимал судьбу Русского Царя как-то отвлеченно с олимпийским спокойствием пытаясь оценить все за и против. При этом, воспитанный во время развитого социалистического общества и будучи позитивистом, я во всем пытался увидеть историческую необходимость а значит целесообразность. Только в 18 лет я открыл для себя, что вместе с Царем и Императрицей были расстреляны пятеро их детей и это никак не укладывалось в позитивистскую картину мира.
В то время, сразу после августа 1968 года, мы много времени проводили в дискуссиях. Мы встречались в читальном зале библиотеки им. Некрасова, что на Большой Бронной и до ночи обсуждали прочитанные книги, стихи, историю, политику и конечно, прежде всего, Чехословакию - именно ввод войск в Чехословакию стал стартовой точкой самых горячих дискуссий. И вот однажды во время довольно мирного обсуждения прозвучал и повис в воздухе вопрос о царских детях. Пять невинных детей были расстреляны вместе с родителями.
А разве это не тоже самое, о чем писал Достоевский в «Братьях Карамазовых», и не является ли это высшим злодейством и нет таких социальных преобразований, которые могли бы оправдать его. Я, как сейчас помню, свою растерянность как будто шок, надо сказать, что я только что прочитал этот роман и был под глубоким впечатлением от него. До этого времени я каким-то образом умудрился не замечать судьбу детей, как будто их не было вовсе. С этого времени я не переставал думать о нашем Царе и его семье. Во мне произошел переворот, нет я не сразу изменился, но на место холодного постороннего рассуждения приходило требование сердечного участия – только с его помощью можно было понять тайну происшедшего тогда. Как понять, на какие факты опереться, с кем сравнить. Сердце сразу находит ответ, но ум продолжает копаться в фактах - почему он не боролся, почему покорно пошел навстречу судьбе.
Возможно, Государь раньше других предвидел грядущее - из предсказаний монаха Авеля хранившихся сто лет по указанию императора Павла I, возможно были и другие источники, коими Божья воля может быть доведена до людей. Возможно, он даже знал как можно избежать предначертанной судьбы и перед ним стоял выбор пути. Он молил Господа о Чаше ему уготованной — искал опору, чтобы продолжить свой путь, думал о здоровье сына - даст ли Господь ему силы и время бороться за спасение России. Он искал опору в брате, в друзьях, в великой русской родовой элите,  но не было поддержки - все были или одурманенные или ослепленные. «Все уклонились от истины, все негодными стали, нет творящего благое, нет ни единого», - Псалтырь 13-3.
Впереди лежал путь на Голгофу, путь жертвы, путь великой жертвы за Россию, за свой народ. Перед таким же выбором в ночь на 15(28) июня 1389 года был Святой Лазарь Сербский, которому накануне Косовской битвы явился Ангел и вопросил: «Царство земное или Царство Небесное?» Князь выбрал Царство Небесное и, как считают сербы, предопределил этим не только свою судьбу, но и судьбу всего народа. На другой день сербское войско было разбито турками, князь Лазарь казнен.Lazar.jpg
И все же 28 июня для сербов – не день траура, а день величайшей победы. «Лучше совсем перестать существовать, чем стать как нелюди, - писал Патриарх Сербский Павел. – Другого выбора для нас нет.»
Этот выбор – способность принести себя в жертву, отказаться от временных благ, славы, богатства и власти ради возможного счастья оказаться самым малым в Царстве Небесном.
Сейчас часто сравнивают портреты Николая II и его кузена – короля Англии Георга V. Но мне видится, при всей схожести черт, огромная разница в их лицах. Зато сколь много общего в ликах Николая II и Лазаря Сербского!
Отмечая в эти дни 630-летие Великой Косовской битвы и славной кончины Князя Лазаря, мы вспоминаем единственное желание сербского Святого: чтобы его народ оставался народом Божьим.
Будем же помнить, что наш страстотерпец Государь и его семья отдали свои жизни не ради того, чтобы кто-то стал богаче американцев или трудолюбивее немцев, а ради того, чтобы на нашей земле еще какое-то время оставался народ Божий.

 

Сергей Скворцов