Недавно довелось побывать в русской глубинке. Проехаться по Тверской области. Войны в Тверской области не было более восьмидесяти лет, но такое ощущение, что война здесь никогда не заканчивалась. Из телевизора нам вещают о цифрах столько-то тон собрано, столько-то миллионов освоено, но в центральной России эта освоенность не видна глазу. Дороги между небольшими городами представляют собой сплошное нагромождение заплаток из асфальта, поэтому если даже захочешь превысить скорость, этого сделать не получится. На одном из участков в районе городов Кимры и Бежецка, на сотню километров пути не попалось не одной заправки!
А ведь в четырнадцатом веке Тверское княжество было центром русских земель и здесь после татарского нашествия на Русь, раньше, чем в других возобновилось каменное строительство. Богатые тверские купцы торговали по всему миру. Купец Афанасий Никитин добрался до Индии и оставил важнейшее историческое свидетельство «Хождение за три моря».
В начале четырнадцатого века именно Тверь, а не Москва была центром Руси. Князь Михаил Тверской в 1305 году обрел Золотой ярлык и первым из князей был произведен митрополитом на престол Великого княжения и впервые венчан Шапкой Мономаха как Великий князь всея Руси!
Именно поэтому сейчас на гербе Тверской области изображена шапка Мономаха на царском троне.
К слову, Шапка Мономаха имеет именно византийское происхождение, а не татарское, как доказывали советские, а теперь и либеральные историки.
Михаил Тверской первым ощутил, как тяжела Шапка Мономаха. В 1318 году он прибыл в Орду, но по навету московских князей был подвергнут пыткам и убит. Впоследствии Михаил Тверской был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного князя.
В 1327 году в Твери группа татар ограбила одного дьячка по прозвищу Дудко, забрав у него лошадь. Видевшие это мужики возмутились, избили татар. Те побежали за помощью. В итоге, из бытовой драки, как из искры, разгорелась общенародное восстание тверичан. Все татарские баскаки были перебиты.
Для Твери все это закончилось плачевно, восстание было жестоко подавлено, в том числе, и при помощи москвичей, находившихся в войне с тверичанами. А Золотой ярлык перешел в Москву.
Кто знает, шел бы дьячок со своей лошадью другой дорогой и не попался бы на глаза татарским баскакам, сейчас бы Тверь, а не Москва была бы центром Русского Мира.
В Тверской области было бы все обустроено, а Московская область бюджетировалась по остаточному принципу.
В 1370 году Золотой ярлык вновь вернулся в Тверь, но ненадолго. Соперничество Москвы и Твери окончательно закончилось в 1485 году присоединением к Московскому княжеству при Иване Третьем Великом.
Тверская область — родина рода президента России Владимира Путина.
Об этом напоминает лишь то, что дом рода Путиных отреставрирован, а в других селах о том, что тут кипела жизнь, напоминают каменные остовы церквей и остатки заброшенных бревенчатых домов.
Много слышим о том, что деревня – это корневая система России. Борис Гребенщиков, когда был еще в разуме, пел: «Чтобы стоять, я должен держаться корней.»
Но сейчас территория, освоенная и заселенная русскими людьми более тысячи лет назад, малолюдна.
Едешь десятки и сотни километров, а вдоль дороги видишь руины домов и мерзость запустения, думаешь какая же титаническая работа была проведена за минувшее столетие по уничтожению корневой системы русского народа!? Сначала независимое крестьянство мешало советской власти, (и мой прадед по матери Панов Иван Степанович был раскулачен), а после распада Советского Союза крепкие хозяйственники стали мешать крупным капиталистам.
Хозяевам денег нужен только офисный пролетарий и гастарбайтеры.
Людей скучили в огромных агломерациях, в которых они озабочены арендой жилья, опутаны кредитами и живут от зарплаты до зарплаты. Нищих легко контролировать, ведь они заняты выживанием. Нищие не бунтуют.
Особо меня поразил центр крупного поселка Горицы. В самом центре поселка, у главной дороги стоит здание, похожее на Дом культуры с выбитыми стеклами, а рядом с этим зданием стоят другие заброшенные двухэтажные дома. Я слышал, что в Белоруссии Лукашенко принял меры к тому, чтобы все дома вдоль дорог были приведены в надлежащий вид, чтобы люди не видели разбитых «окон Овертона». По принципу Овертона вся разруха начинается с одного разбитого окна. Если это окно не застеклить, то разруха, подобно эпидемии, распространяется на все сферы жизни.
В прошлом году я специально поехал из Санкт-Петербурга в Москву не по платной дороге, а по старой, по которой путешествовал еще Радищев. Картина открылась крайне неприглядной и ужасной. Вдоль некогда главной дороги Императорской России, Советского Союза, сейчас огромное количество заброшенных, почерневших деревянных домов. Никому нет дела до этой картины. Мы еще удивляемся тому, что Украина – это внешнее убожество русской глубинки постоянно использует в своих пропагандистских целях, апеллируя к тому, что если Русский Мир придет на Украину, то с Украиной случится тоже самое.
Подумал, неплохо бы провести следующий экономический форум где-нибудь в Красном Холме, привезти всех на электричке, которая ходит в этот райцентр только по вторникам и субботам, может тогда власть осознает, что надо что-то делать с глубинкой. Без корней русский народ обессилен, он немощен и связан, как остриженный Самсон.
И все же в Красном Холме местные жители уже счастливы! Ведь впервые с Советских времен у них недавно проложен новый асфальт до Твери!
В глухой деревне, в которую мы прибыли, чтобы поселить беженца из зоны боевых действий в одном из заброшенных домов, в данное время нет ни телефонной связи, ни тем более интернета.
В деревне есть почтовое отделение, но с некоторых пор в почтовых отделениях убрали телефоны.
Много пришлось похлопотать, собрать нужные вещи, инструменты и продукты. За продукты благодарность фонду «Руспомощь».
Пообщавшись с жителями, выяснили, что был период, когда в селе оставалось всего лишь три дома. В деревне не было работы, кто мог уехать, уехал. Сейчас мы насчитали в деревне 15 жилых домов.
Я и ранее бывал в Тверской области и эта картина упадка мне знакома. Но в этот раз я впервые заметил проблески другой тенденции. Кое-где, вдоль дорог, появились свежеокрашенные дома, и они перекрыты новыми крышами. Это связанно с тем, что в глубинку пошли деньги от солдат-участников СВО, которые родом из этих мест. Вопрос, надо было начаться войне, чтобы людям в русской глубинке в руки начали заходить хоть какие-то деньги?
В погибшей было деревне недавно организовался колхоз, появилась работа. Жизнь стала возвращаться, но в целом в Тверской области вдоль дорог очень много давно заброшенных полей, которые зарастают молодым лесом. Много сочных лугов. В Харькове, в июле уже вся трава сухая, а в Тверской области зеленая трава растет до осени. Сейчас о былом животноводческом рае напоминают лишь заброшенные коровники.
В деревне у соседки есть одна корова, мы за двести рублей купили трёхлитровую банку вкуснейшего домашнего молока.
В добротном, деревянном доме из сруба, в котором никто не жил с девяностых годов, мы привели в порядок печь, выгребли из трубы большое количество грязи и веток, подлатали крышу.
Навели в доме порядок: убирали пыль, грязь, во дворе спилили заросли деревьев, траву с человеческий рост укатали машиной.
Вообще по опыту понял, как важно в этой жизни на что-то решиться. Еще недавно мне казалось невозможным, что мы сможем оживить заброшенный домик, до которого около пятисот километров от Москвы. Но теперь это уже реальность.
А если только говорить о проблеме и самому ничего не делать — это значит уподобиться проклятой бесплодной смоковнице, которая только шумит листьями. Большое дело надо начинать с малой посильной лепты.
Как нам Заповедано: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю.» (Мф. 25:21).
В моем понимании вера православного человека измеряется не умением терпеливо вычитывать множество молитв (по поводу молитвенных многословий Христос не двузначно высказывался) и дотошно соблюдать все положенные Церковные правила, а умением решительно браться за сложное дело, которое можно одолеть только с Божией помощью. Вот этим измеряется вера! Настоящее православие — это вера решительных людей! Апостол Павел в одном из посланий восклицает: «Все могу во укрепляющем меня Господе!» (Фил. 4:13)
В Красном углу за шторками мы нашли иконы, а под ними дореволюционный помянник, написанный чернилами.
Мы помянули род русских людей, которые здесь жили. Дом, давший России не одно поколение людей, уже казалось безвозвратно погибал. В этом доме мне увиделся образ умирающей России, но теперь в нем вновь горит очаг, живет человек, бегают коты — жизнь вернулась. Кто знает? Может в таком доме с печкой и колодцем вдали от центров цивилизации и можно пережить ядерную зиму.
Сосед нам сказал, что один житель деревни погиб в 2022 году в СВО под моим родным Харьковом. Я тоже тогда был под Харьковом, но мне харьковчанину это как говорится по чину положено.Чем я мог отплатить? Может быть тем, что мы харьковчане зажгли еще один очаг в русской глубинке, чтобы она не погибла окончательно.
Название деревни не указываю сознательно, не ищите, ведь это общий символ центральной России дня сегодняшнего.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России