Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокажённых, и как неблагодарны оказались девять из них.
Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам.
Чудо, совершённое Господом Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокажённых, ибо проказа одна из самых страшных, самых ужасных болезней.
Проказа очень заразительная болезнь, от неё умирают люди, заживо гниющие, и потому в древнее время прокажённых изгоняли из городов и селений, и они не смели входить в них, не сме¬ли близко подходить к людям, Милостыню просили издали. И ныне несчастные прокаженные изолируются от здоровых; их помещают в лепрозории, где до самой смерти остаются они.
Итак, величайшее благодеяние подучили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один, самарянин, возвратился к Господу Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слёзно благодарил за исцеление. Заметьте, это был самарянин, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу Израильскому.
И я в долгой жизни своей убедился давно в том, что многие из людей, чуждых миру христианскому, гораздо более благодарны, чем мы, русские и даже православные. Я видел и продолжаю видеть самую трогательную благодарность за исцеления мои врачебные от евреев и мусульман - гораздо б?льшую, чем благодарность русских. Тяжело это.
Тяжело было и Господу Иисусу Христу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы благодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко укорил, сказав:
«Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»
А самарянину, благодарившему Его, сказал:
«Встань, иди: вера твоя спасла тебя».
Лк. 17. 17-19.
Он не только подучил исцеление страшной болезни, он за веру свою, за благочестие своё подучил и спасение вечное.
А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать, что если в то древнее время нашёлся один из десяти благодарный, то в наше едва ли найдётся один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв.
А эта язва очень тяжела.
За что, за что оскорблять Господа Иисуса Христа, Который Свою Божественную Кровь пролил за нас на кресте, Который Тело Своё пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего.
Оскорблять Его неблагодарностью - о как это страшно!
Древний пророк говорил о неблагодарности, говорил сильными словами, такими сильными, какими умели говорить только пророки. Вот что говорит пророк Иеремия:
«Внемлите вы слову Господню: был ли я пустынею для Израиля? Был я страною мрака?
Зачем же народ Мой говорит: мы сами себе господа; мы уже не придём к Тебе».
Иер. 2.31.
- Не придём - Ты не нужен нам. Благодарить не будем, устроим сам жизнь свою как нам хочется. Закон Твой нам не нужен уже - уходи со Своим законом.
А св. пророк Исаия так говорит:
«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего и осёл - ясли господина своего; а народ Мой не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, презрели Святого Израилева — повернулись назад».
Ис.1. 2-4.
«Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому, что я в пустынях дам воду, реки - в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою, а ты, Иаков, не взывал ко Мне, ты, Израиль, не трудился для меня».
Ис. 43. 20-22.
Новый народ изберёт Себе Бог, народ более достойный, чем народ, не имеющий благодарности к Богу, не чтущий Бога.
В пример для подражания ставит нам пророк, к нашему величайшему стыду, вола, знающего владельца своего, шакала и страуса, которые благодарны за то, что Бог даёт им воду я пищу в пустыне.
Этот народ верный Он Себе избрал, а неверных и неблагодарных Он отверг.
Разно не страшно это вам слышать, что шакалов и страусов ставит вам в пример Сам Бог?
Так ужаснитесь того, чем заслужили это тяжкое Божие осуждение - ужаснитесь неблагодарности!
От Апостола Павла в послании его к Тимофею знаем, что чем ближе будет время Страшного Суда, тем более и более неблагодарными будут становиться люди, и не только неблагодарными, но и дурными во всех отношениях.
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, не примирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы».
2. Тим. 3. 1-4.
Мало ли видим мы и среди нас, и вокруг нас таких людей? Страшно сказать, немало видим, а так быть не должно: не должны мы навлекать на себя страшных Апостольских слов о неблагодарных.
Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни её, что питает её?
Вникните в это, подумайте кто благодарен и кто неблагодарен? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему.
Если на улице упадет слабая старушка, то разве не поблагодарит она того, кто поможет ей подняться? Непременно отблагодарит низким поклоном.
Благодарят больные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем.
Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными.
А корень благодарности именно в смирении - благодарными бывают только смиренные.
А кто неблагодарен? Все гордые, лишённые смирения.
Человек богатый, человек власть имущий, занимающий высокое положение в обществе всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, считает он за должное, только за должное, ибо настроение его таково, что как высшему из всех окружающих, все должны служить ему.
Такие гордые, лишённые смирения, превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом неблагодарности.
Люди богатые, а в особенности сколько-нибудь высокопоставленные считают, что они мало имеют, а должны иметь гораздо больше и выше стоять.
Об этом так говорит великий Святитель Василий Великий:
«Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодетелю за то, что имеют, а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, высчитывают, чего у них недостаёт, и не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы лишились своей собственности.
Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе - что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей подсолнечной, но что есть ещё народы, не подклонившиеся под его скипетр.
Из всего же этого выходит то, что Благодетель ни за что не получает благодарности».
Вот где корни неблагодарности - в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше.
А разве мало получаем мы от Бога?
Если шакалы и страусы благодарят Бога за воду, которую дал Он им в пустыне, то разве мы получили меньше?
О, неизмеримо больше!
Нас Бог почтил разумом, которого не имеют скоты; нам дал Бог закон Свой, указывающий путь жизни.
О нас Бог заботится, конечно, больше, чем о шакалах и страусах.
Для нас произрастают плоды земные, нам даёт все нужные злаки земля. Нам Он во всём содействует, во всём помогает.
На нас светит солнце, на нас идёт дождь, изливаясь одинаково на добрых и на злых.
Но что ещё безгранично больше и важнее — то, что даже не пожалел Бог Сына Своего Единородного послать на землю, чтобы распяли Его на кресте, чтобы уничижали, и оскорбляли Его.
А нам всё мало! Все мы неблагодарны.
О окаянство наше, о страшное окаянство!
Ещё древний мудрец Иисус сын Сирахов так сказал: «Bсё, что не приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив».
ИСС 2. 4.
Принимай охотно, с благодарностью принимай всё, что посылает тебе Бог, ибо всё нам на благо: все наш скорби и горести посылаются нам от Бога для спасения нашего. Ими ведёт нас Бог к благу, а от нас требует, чтобы мы всё, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью.
Даже когда отнимает у нас Бог ближних наших - отца и мать, братьев и сестёр, детей наших - и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей - всегда благой, всегда спасительной - и за всё, за всё, даже за самое тяжёлое благодарить Его.
Как мало среди нас таких, которые всегда и за всё благодарят Бога, которые не ропщут, когда посещает нас Бог страданиями и горестями.
Но те немногие, которые всегда и за всё благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать.
Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше.
Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; научающимся следить за собой, замечать то, чего не видят люди распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные, получаем способность более глубокого сосредоточения.
Полное очищение сердца и благодарность наша, Богу даёт нам великую Божию благодать.
Вот почему так важно, так необходимо всегда благодарить Бога.
Вот почему Апостол Павел так говорит в послании Колоссянам:
«Всё, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.
Кол. 2. 17.
Все дела, все помыслы должны быть направлены к Господу Иисусу Христу.
Весь строй нашей жизни должен быть таким, чтобы она была сплошным непрестанна славословием Богу чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Вот видите, как огромно значение благодарности, видите, как глубоко, дурно и погибельно быть неблагодарными.
Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма Давидова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
Пс. 115. 3.
Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах наших!
Всегда повторяйте: «Что воздам я, несчастный и погибающиё Господу моему, так много воздавшему мне?»
ПРОПОВЕДИ
Архиепископа Луки В Симферополе
1949 - 1952 гг.
Том VI Книга II
17 декабря 1950 г.
Неделя 29