В чём заключается фарисейство? Конечно же, в неспособности и нежелании ходить пред лицем Небесного Отца и в тайне сердца обращать к Богу «души прекрасные порывы». Всё человечество делится на две части: фарисеев, которые изображают то, чего у них нет внутри; и детей во Христе, которые не стремятся играть и изображать, но с лёгкостью, радостью, простотой общаются и с правым, и с виноватым, пробуждая в людях «чувства добрые».
Итак, что такое фарисейство? Это сухость сердца, это буквоедство и ложная ревность о формальном исполнении закона.
Это скорое негодование, выражающееся в словах презрения, соответствующих минах, жестах – в отношении к тем, кто смеет преступать «предания старцев». Фарисейство – отсутствие внутренней культуры, деликатности, бережного отношения к людям, широты и великодушия, скорой готовности понять, принять, простить, оправдать человека. Фарисейство – неумение и нежелание жалеть. Фарисейство – желание лишь жалить и отравлять токсинами осуждения невинные сердца, привлекая их на свою тёмную сторону. Фарисейство – жизнь «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».
Обязательно ли Православие порождает фарисейство? Конечно, нет. Его нет там, где присутствуют самоукорение, непрестанная тайная молитва, приветливость как свойство, идущее от сердца, желание будни сделать праздником для ближнего; там, где имеется внутренняя потребность умножить в этом мире красоту, порядок, чистоту и любовь; там, где есть искреннее стремление следовать за Христом, никого не расталкивая на своём пути; там, где обретается готовность, по выражению Ф. М. Достоевского, «стушеваться», дабы молодая, гордая и красивая прошла перед тобою с транспарантом: «Я – самая благочестивая, я – первая буква алфавита»…
Итак, истинный дух Православия уничтожает фарисейство в зародыше. Думается, это печальный жребий тех, кто в Церкви родился, но не укоренился и, как веточка, отломился от плодородной маслины. Это удел тех, кто не носит в себе духа Таинств Христовых, хотя и приобщается к ним. Потому опасно быть фарисеем, что многое спросится с человека, почивающего на законе, но при этом забывшего, что суть и смысл закона – любовь и человеколюбие.
(Прот.Артемий Владимиров).
Обидчивость - это одна из самых серьезных страстей. Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно. Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили. И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи.
(Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника).
Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2020