Печать
Просмотров: 231

5ba51730a8f1a7e43a41cf097d9871fe.jpeg

Земля — это место действия не только природного, но и идейного климата. Великие идеи, овладевают массами людей, сталкиваются и подобно жерновам, перемалывают человеческую самость и гордость в муку. Твердые зерна нашей самости, устоявшихся представлений, попадая в эти жернова, лопаются. 
И в этой войне всех против всех, каждый вооружается ножом собственной правды.

Лезвия этих ножей затачивает дьявол и услужливо подает правдолюбцам. На Украине в 2014 году дьявол одной рукой глумливо отливал ослепленному властью Януковичу золотые батоны, а другой раздавал оружие для его же заклания.
Правдолюбцы с энтузиазмом лезут на баррикады, гибнут сотнями и тысячами, иногда миллионами, а плодами их борьбы пользуются негодяи, которые, в свою очередь, сами являются орудиями врага рода человеческого.
И вот получается, исполнившись благих намерений, человек отстаивает абстрактную правду, бьется за нее, а, по итогу, становится реальным транслятором зла. На деле выходит, что правда и справедливость — это емкость, которую каждый наполняет своим содержанием.
Все ищут правду, но, если всмотреться, то можно увидеть, что, правда нужна как бульдозер, расчищающий площадку под наш проект и уничтожающий чужие. Люди рисуют цели и мчатся к ним по своим беговым дорожкам. Дорожки пересекаются, путаются и бегущие по ним неизбежно сталкиваются. 
Все, что не укладывается в нашу правду — зло! 
Философ Сартр по этому поводу говорил: «Зло — это чужие».
Выходя на битву за Правду, считая именно себя добром, борцы не считают лишним навести страх на оппонента. Вспоминается известный разговор Александра Македонского с философом Диогеном.
— А меня ты боишься? — спросил Александр.
— А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
— Добро, — сказал тот. 
— А кто же боится добра?
И лишь после этого покоритель мира был окончательно повержен фразой философа ставшей хрестоматийной: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце».
Оценив услышанное, Александр сказал с чувством: "Я хотел бы быть Диогеном, если не был бы Александром".
Но почему же мы везде видим врагов? Может потому, что за рамками нашего узкого обзора остается таинственная область незнакомого, малоизвестного, пугающего и оттого мгновенно наполняющегося химерами. Пугливый разум ищет и быстро находит врагов. Как фонарик в ночном лесу, что-то высвечивает лучом, но луч света все же плотно объят чудовищными тенями и непроницаемой пугающей тьмой. И правдолюбец не в состоянии разогнать фонариком своей ограниченной мысли, тьму ужасных химерических теней, и в этой окружающей его мгле обычно больше воображаемого ужаса, чем реального. 
Гребенщиков пел «Когда я был младше, я ставил весь мир по местам».
Невежество дающее любой ответ из серии: «слоны — животные полезные!» делает человека одержимым своей правдой, уподобляет гончей собаке, которая гонится за людьми как за дичью. И, по сути, рубит лес ради щепок. А потом правдолюбец недоумевает, почему же он сам неизменно оказывается у разбитого корыта несбывшихся надежд. 
Разящий окружающих мечом своей правды, неминуемо получает не менее суровый встречный удар чужой правды. 
Как точно поет Шевчук в одной из своих песен:
Правда на правду 
Вера на икону,
А земля да на цветы,
Это я да это ты. ...
Обычно светлые лозунги — это прикрытия, скрывающие намерения, далекие от высоких идеалов.
Вспомним, как внешне справедливый лозунг — борьбы с «преступной владой» на Украине, скрывал в себе угрозу дальнейшего духовно-материального порабощения южно-русского народа, волею Ленина и Хрущева оказавшегося в составе Советской Украины. Но народ Крыма и Новороссии распознал угрозу и восстал против поработителей. Даже то, что уже произошло можно назвать чудом, ведь это произошло в современном мире, регламентированном всякими законами, подзаконами и прочими узами, но народ восстал и порвал узы. И это несмотря на всемирное давление и на явную нерешительность России, поддержавшей референдум только в Крыму. Рост самосознания южно-русского народа многих испугал, в том числе и в самой России. Сейчас мы видим, как плетутся новые, с виду прочные петли, но и они неминуемо порвутся. Ведь можно терпеть отдельно гнет материальный, отдельно гнет религиозный. Но гнет материальный и религиозный человек терпеть не может!
Апостол Павел писал в послании Коринфянам: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». Мировая история свидетельствует об этом. В человеке есть несжимаемая часть — душа. Частица вечного Образа Божьего, которая не подчиняется диктату временного.
Именно поэтому восстал народ, живший на Юго-востоке Украины, и родилась Новороссия. Из многих областей большой Новороссии пока только Донецку и Луганску (в какой-то мере) удалось отстоять свободу. В остальных областях, задавленных властью хунты, все ищут правду, и этот поиск привел движение сопротивления к крайней стадии разобщения, атомизации. Амбиции и химера взаимной подозрительности, как коррозия, разъели ряды русских патриотов. 
Та что же такое искомая правда? Кто же выстоит в этой борьбе за высокий идеал? Может быть, тот, кто не заразится в этой борьбе ненавистью и не потеряет в битве человеческий облик. Ведь, правда без любви — это не что иное как навет дьявола.
Высокие лозунги — это нож, которым бьют наотмашь, чтобы убить. Но жестокому дьявольскому правдолюбию законников противостоит Закон Любви.
Известный фильм Тарантино «Криминальное чтиво» начинается с цитаты книги пророка Иезекииля: «И узнаете, что я Господь, когда накажу вас деяниями яростными». После чего раздаются выстрелы по плохим парням.
Весь фильм звучат перед выстрелами слова героя-законника считающего себя справедливым судьей, но не был бы фильм интересен, если бы в конечном эпизоде герой, задумавшись, не сказал очередному оппоненту: «Правда в том, что ты слаб, а я тиран и злодей, но я очень стараюсь, чтобы не быть им».
Трезвый взгляд на себя, осознание именно себя злом и эгоистичным чудовищем, вот с чего начинается подлинная борьба за Правду и за подлинную Свободу, ведь – только там «где Дух Господень, там свобода».(Кор.3.17)
Ярослав Гашек в одном из рассказов описывает сюжет, как матерый преступник погибает в перестрелке с полицией и попадает на тот свет. Он просматривает всю свою неблагополучную жизнь, как рос сиротой, попал в банду и прочее… И к своему изумлению видит, что в зал судебных заседаний заходят судьи, но это не Бог и не ангелы, а вполне земные люди и он спрашивает Господа, восседающего в качестве зрителя: «Как же так? Почему не Ты судишь меня, а опять эти люди?».
А Господь отвечает: «Как же я могу Судить? Ведь, Я все понимаю!».
Не потому ли только от человека, которому мы дороги, мы готовы выслушать ту правду, которая не уничтожает.
Сам Апостол Павел поначалу был пламенным правдолюбцем Савлом, обличавшим и предававшим смерти первых христиан. Но после встречи с Господом и услышанных слов: «Савл, трудно тебе идти против рожна», вдруг увидел себя не защитником Бога, а страшным богоборцем. Ведь оказалось, что именно он и есть зло! Савл ослеп, но был исцелен и стал Павлом. 
А пламенный, крепкий верой, ревностный апостол Петр, порывавшийся защитить Господа силой оружия и ударивший одного из тех, кто пришел с Иудой в Гевсиманию, впоследствии смалодушничал и трижды отрекся от Христа.
Что должен был сделать с обоими Христос, если бы судил только по закону? Но воскресший всезнающий Господь лишь так же трижды спросил Петра об одном: Любишь ли ты меня?
И смирившийся и познавший свою немощь Петр, в котором уже не осталось гордой самоуверенности, ответил: «Ты же знаешь Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя»! И услышал в ответ: «Паси агнцев Моих».
Как писал Архиепископ Иоанн Шаховский: 
«Мы ходим средь ужасной высоты 
Повсюду пропасти и всюду есть мосты, 
Соединяющие все любовью».
Казалось бы, просто, но, привычное нам слово но оно подобно тени, за которой скрывается сущность. Не имея  опыта и не поднявшись на высоту духовного ведения, не понять, о чем все же идет речь. Ведь это слово столь простое, широко употребляемое. А слова от употребления, как говорил Маяковский: «Ветшают как платья».
Но помню, как я был потрясен, когда впервые открыл для себя слова Апостола Павла из 13-й главы первого послания коринфянам. Может кто-то из читателей тоже откроет для себя эти строки впервые.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»
Человек думает сердцем — именно расположение души дает направление нашей мысли. С чего начинается реализация главной Заповеди: Возлюби Господа всем сердцем и ближнего как самого себя.
Как подойти к этой Евангельской величине? Может с внимания к другим? С заботы о человеке. Надо хотя бы посмотреть вокруг и мысленно вникнуть в нужды окружающих. Предстояние за них сначала мысленное и потом, по возможности, деятельное.
Шел я как-то вечером домой и смотрел на звездное небо, вспомнил друзей, которые остались в Харькове. Сколько людей разбросано по разным городам и весям, с которыми хотелось бы увидеться. Представил, какое счастье будет, когда мы снова все вместе соберемся в освобожденном Харькове и во мне яркой вспышкой высветилась простая истина: вся наша жизнь построена на простом двоичном коде разрушительной ненависти и созидающей любви. 
И нам дано счастье носить в себе, великое, созидательное чувство, на котором держится вся вселенная!

 

Сергей Моисеев