Печать
Просмотров: 316

194873.b.jpgСтарец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Каппадокийский, крестивший младенца, дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».
После армии последующие сорок пять лет Паисий провел в суровых подвигах на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Он стал одним из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины XX века, известный и почитаемый во всем православном мире. Тысячи паломников приходили к благодатному старцу и обретали руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам.


Его наставления написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он во всей полноте воплотил в своей собственной жизни. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный Божественной мудростью.
Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь — к Творцу и всему Его творению.
12 июля 1994 года старец Паисий почил. Место его погребения стало святыней для всего православного мира. А его духовное наследие продолжает приносить неоценимую пользу страждущим душам современных людей.
Его избранные советы и наставления вошли в сборник под названием «Алфавит духовный старца Паисия».

 

Аскетизм
— Насколько угоден Богу чрезмерный аскетизм?
— Если причина его — духовное горение, то и сам человек имеет утешение, и Господь радуется о Своем ревностном чаде. Если человек утесняет себя от любви, то это наполняет его сердце духовным весельем, а если от самолюбия, то это причиняет ему страдания. Как-то человек, подвизавшийся из самолюбия и утеснявший себя с неспокойной душой, воскликнул: «Господи! Врата, устроенные Тобою, слишком узки! Я не могу пройти сквозь них». Но если бы он предавался подвигам со смирением, то врата эти не были бы тесными для него. Тот, кто самолюбиво подвизается в посте, бдении и других телесных подвигах, изводит себя без пользы, потому что бьет по воздуху, а не наносит удары диаволу. Он не отгоняет от себя бесовские искушения, а, наоборот, принимает их все больше, и потому сталкивается со множеством трудностей и постоянно терзается душевным беспокойством. Тогда как у тех людей, которые строго подвизаются с глубоким смирением и упованием на Бога, душа ликует и воспаряет к небесам.

Безразличие
Люди бывают настолько безразличными, что и Божественного происхождения Церкви не признают, и на свой народ смотрят свысока, однако, чтобы оправдать свою лень, говорят: «Апостол Павел не позволяет интересоваться мирскими вещами» — и остаются равнодушными. Но апостол Павел говорил о другом. В его время власть была у идолопоклонников. Некоторые, уверовав во Христа, разрывали связь с государством, и их апостол наставлял: «Не заботьтесь о делах мира сего», для того чтобы они отделили себя от мира, целиком языческого. Но с тех пор, как к власти пришел Константин Великий и утвердилось христианство, постепенно возникло великое христианское наследие с храмами, обителями, церковным искусством, богослужебным уставом и т. д. И, следовательно, мы в ответе за то, чтобы все это сохранить, не позволить врагам Церкви это разрушить. Мне доводилось слышать даже от духовных лиц: «Не надо этим заниматься». Если бы они были великими святыми и с помощью молитвы достигли бы такого состояния, что их ничто не волнует, — я целовал бы им ноги. Но они безразличны оттого, что хотят в глазах всех быть хорошими и жить беззаботно. Безразличия не должны позволять себе даже мирские люди, а уж духовные тем более. Человек искренний, духовный ни в чем не должен быть равнодушным. Пророк Иеремия говорит: «Проклят творяй дело Господне с небрежением».
Безразличие к Богу влечет за собой равнодушие ко всему остальному и ведет к разложению. Великое дело вера в Бога! Для человека на первом месте стоит служение Господу, а уже потом — любовь к родителям, к своему дому, своей родне, своей работе, своему селу, своему краю, своей стране, своему Отечеству. Тот, кто не любит Бога, свою семью, — ничего не любит. Разумеется, он не любит и свою Родину, ибо Родина — это огромная семья. Я имею в виду, что все начинается с этого. Человек, не верящий в Бога, не будет считаться ни со своими родителями, ни с семьей, ни с односельчанами, ни с Отечеством. Это все и хотят сейчас расшатать, поэтому насаждают такую разнузданность.

Бесовское воздействие
Сейчас в мире очень распространилось беснование. Сатана не на шутку разошелся, потому что современные люди предоставили ему широкие права. Люди подвержены ужасному бесовскому воздействию. Один человек очень точно подметил: «Прежде диавол занимался людьми, а сейчас ему это не нужно. Он просто выводит их на свою дорогу и желает «счастливого пути», и люди сами идут по этой дороге». Это ужасно.
Если бесы не нападают на тебя, не думай, что ты уже достиг такого уровня, что они тебя боятся. Знай, что это милосердный Бог защищает тебя, как маленького цыпленка от ястреба, потому, что ты еще духовно беспомощен.
Некоторые люди не верят в существование сатаны и все объясняют с точки зрения психологии. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они стали бы лечить их электрошоком. Христос отнял у диавола право делать зло. Он может творить зло только лишь когда человек сам предоставит ему эту возможность. Если человек не участвует в церковных таинствах, то он дает нечистому такие права и делается открытым для бесовского влияния. Кроме того, отличительные черты диавола — это умствование, рассудочность, желание противоречить, возражать, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдность. Человек становится открытым для бесовского воздействия настолько, насколько ему свойственны такие качества. Однако когда душа его очищается, в него вселяется Дух Святой, и он исполняется благодати.
К сожалению, в наше время люди не хотят искоренять свои страсти, свою самость. Они не слушают ничьих советов, разговаривают бесстыдно и тем самым отдаляют от себя Божию благодать. А потом человек ни в чем не может преуспеть, потому что он открыт для бесовских влияний. Он уже себе не принадлежит, потому что им руководит сатана. Человек, лишившийся благодати, становится хуже диавола, потому что тот не сам все делает, а людей подбивает на зло. К примеру, он не совершает преступлений сам, а подстрекает к этому людей, и они от этого делаются бесноватыми.
Если бы люди, по крайней мере, исповедались духовнику, бесовское воздействие исчезло бы, и они бы одумались. Покаяние, исповедь отбирают у сатаны права на человека. У диавола нет никакой власти над верующим человеком, который ходит в храм, исповедуется, причащается. На такого он может, как беззубая собака, только лаять, но не кусать. Но огромную власть диавол имеет над неверующим. Он обладает властью над душой в той мере, в какой она сама дает ему права. Если человек попал в плен к диаволу, надо найти причину этого, чтобы отнять у беса его права, иначе сколько бы ни молились за этого человека другие — лукавый не уйдет и искалечит его. Священники отчитывают беднягу, а ему в результате становится хуже, потому что сатана терзает его еще больше, чем прежде. Человек должен покаяться, исповедаться, чтобы отнять у диавола те права, которые сам ему дал, только тогда нечистый дух оставит его, а иначе он будет страдать.
Диавол искушает и старается выбить из колеи не посредственных людей, а подвижников. Лукавый не будет попусту тратить время и совершать тщательную работу с тем, кто сам не занимается тщательной работой над собой. К тому, кто шьет толстой иглой, он и беса посылает с толстой иглой, к тому, кто занимается тонким рукодельем, он отправит беса, который силен в тонком рукоделье, к искуснейшему вышивальщику — мастера по очень изящным работам, к тому, кто работает над собой грубо — грубого беса, к новоначальным — новоначального беса.
Людям с чуткой душой, благоговейным и ранимым надо быть внимательными, потому что диавол старается сделать их еще более чувствительными, чтобы довести до уныния или даже, не дай Бог, до самоубийства. Сатана хотя и подзуживает человека идти против своего ближнего и ссориться, сам никогда не действует наперекор. В нерадивом он поощряет нерадение, успокаивая такими мыслями: «Ты нехорошо себя чувствуешь, у тебя голова болит, не беда, если ты не встанешь на молитву». Благочестивого он делает еще благочестивее, чтобы тот впал в гордость, или же подбивает на непосильный подвиг, чтобы старательный прежде подвижник обессилел, духовно разоружился и капитулировал. Жестокосердного человека бес старается сделать еще более черствым, впечатлительного — слишком чувствительным.
Как же много людей — кто-то от чрезмерной чувствительности, кто-то от измотанных нервов — страдают бессонницей, сидят на таблетках или мыкаются без толку по больницам! Сейчас нечасто можно встретить спокойного человека. Многие люди превратились в сгустки энергии, будто у них внутри электрический разряд. А кто не бывает на исповеди, к тому же подвергается бесовскому воздействию и обладает какой-то дьявольской энергетикой, потому что находится во власти нечистого духа.

Благой пример
Почему святитель Кирилл Иерусалимский утверждает, что мученики последних времен будут выше всех других мучеников? Потому что прежде было много столпов духа, а в нашу эпоху почти иссякли благие примеры, — я имею в виду Церковь и монашество в целом. Сейчас избыток слов и книг, но не хватает практического опыта. Мы благоговеем перед святыми подвижниками нашей Церкви, но не понимаем, насколько огромны были их труды. Для того чтобы это понять, надо самим приложить усилия, надо всей душой полюбить святых и потрудиться над тем, чтобы стать похожими на них. Конечно, благой Бог учитывает и особенности нашего времени, и условия, в которых мы живем, и будет судить нас соответственно этому. И если мы будем хотя бы немного подвизаться, то получим венцы большие, чем древние христиане.
В древности существовал дух подвижничества. Все старались подражать друг другу в добре, и ни порок, ни нерадение не могли укорениться. Было обилие добродетелей, царил подвижнический дух, и поэтому нерадивый человек не мог долго пребывать в лености. Его захватывал всеобщий поток добра. Но в наше время, когда человек хочет жить по совести, духовно, ему приходится тяжело, мир отторгает его. И если он не будет бдителен, то его увлечет за собой мирской поток.
В старые времена добро было в изобилии, хватало образцов для подражания, и зло тонуло в потоке добра. Те нечастые безобразия, которые случались в миру и в монастырях, не бросались в глаза и не приносили вреда другим людям. А сейчас что? Дурных примеров множество, а то малое добро, что еще сохранилось, никто ни в грош не ставит. То есть теперь ситуация противоположная: немногое добро тонет во множестве зла, и власть принадлежит злу.
Если в человеке есть подвижнический дух и он преуспевает в духовной жизни, это не только на пользу ему самому, но и немало помогает другим, тем, кто с ним общается. Так же и с человеком разболтанным — он тоже оказывает влияние на окружающих. А если распускается один, распускается другой, то медленно, незаметно вокруг не остается ничего хорошего. Поэтому там, где царит расслабленность, очень помогает подвижнический дух. Необходимо быть крайне внимательным в этом отношении, так как, к сожалению, современные люди до того дошли, что издают законы, поощряющие распущенность, разболтанность, и заставляют их исполнять даже тех, кто подвизается. Поэтому подвизающиеся не только не должны попадать под влияние духа мира сего, но даже и сравнивать себя со светскими людьми не могут. В сравнении с мирскими христиане начинают казаться себе святыми, теряют рвение и в конце концов становятся хуже тех, с кем себя сравнивали. Образцом для подражания для них должны быть не мирские люди, а святые подвижники. Трудясь над каждой добродетелью, полезно вдумчиво читать житие святого, который такой добродетелью отличался. Тогда благодаря этому человек поймет, что он пока ничего не достиг, и будет со смирением продолжать свои духовные труды. Спортсмены на стадионе не оглядываются, чтобы посмотреть, как бегут последние, потому что если они будут глядеть на отстающих, то сами окажутся в хвосте. Если я пытаюсь подражать тем, кто преуспел в добродетели, моя совесть становится более чувствительной. Видя же тех, кто сам еле плетется, я оправдываю себя тем, что по сравнению с их недостатками мои не так уж велики. Я утешаю себя мыслью, что есть кто-то хуже меня. Так я усыпляю свою совесть, и в конце концов мое сердце делается таким черствым, как будто его обмазали штукатуркой.

Архив газеты "Русь ТРиединая", Москва, 2017