В мире много парадоксов, и пока не все они решаемы. Вопрос "русскости" - один из них. Не открою секрет, что в Англии никто и никогда не рассуждает от особой «английскости» коренного населения, как и нет дебатов во Франции о «французском» характере. Интересен факт, от которого не уйти, что почти все национальности в мире определяются через существительное. Немец, итальянец, китаец, канадец, чилиец. И только принадлежность к русской национальности указывается прилагательным через вопрос «Какой?» Ответ - РУССКИЙ.
В 30-е годы прошлого века советские языковеды, собиратели фольклёра проводили в разных культурных гнёздах СССР - разных местах страны - исследования. И, как оказалось, слову «Русь» соответствует значение «Светло». Выходит, что прилагательное обозначение слова «русский» , как «светлый» , указывает не этническую принадлежность человека , а на его родовой духовный признак. Именно духовный, поскольку нельзя же всерьёз принимать домысел того, что западные славяне так разнились телесным обликом от русов, что последние нарекли себя сами «светлыми» именно по этой причине.
И этот признак - возможно предназначение для всей русской исторической общности людей, данное провидением и промыслом Божьим с перспективой на будущее. Вот сейчас мы и видим, что в период новой мировой смуты и духовного оскуднения Запада, Русский мир становится Ноевым ковчегом с крестом Православия. Русский мир - это не социальный дарвинизм фашистской идеологии, не шовинизм, и не крестовый поход средневековой Европы. Это то, что собирает под знаменами Веры и Правды, а не разобщает сатанинскими искушениями либерального индивидуализма. Быть русским - это не значит иметь именно такой биохимический состав крови, такие ДНК, форм черепа и цвет глаз. Для меня цельным воплощением русского духа всегда был и будет абиссинец Пушкин, посланный свыше на землю России, гений хоть в поэзии, хоть в прозе. Психологию русского характера, в частности русских бунтов, надо изучать в школе по «Капитанской дочке», а не по нудным скучным учебникам. Только русский Емельян может помиловать классового врага Гринева, и подарить со своего плеча шубу как подарок на свадьбу. Это жест раскаяния перед Богом, пробуждение совести и покаяние в предчувствие Божьего Суда. Есть замечательный пример того, кто может быть причислен к русскому миру. Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции: — Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале? — Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество! — Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей. — Тогда где же русские? — спросил Кюстин. — А вот все вместе они и есть русские.
Очень занятно порассуждать на эту тему. Например, мы свободно в обиходе говорим и пишем «американский еврей», но даже в голову не может прийти сказать «еврейский американец». Или английские латыши, но никак не латышские англичане. Почему так? А всё дело в том, что указывая на страну пребывания, или даже гражданство, представители данной этнической группы указывают на сохранение своих родовых корней, своей телесной оболочки, своего национального духовного мировоззрения. То есть прикрепляют себя на чужбине к своей родословной, к своей национальности. По гражданскому признаку он готов ассимилироваться, но по духовном - НИКОГДА! Мир состоит не из государств, а из народов, наций, их религий и традиций. Исторической судьбой русские люди рассеяны по всей Планете Земля. Но никому и в голову не придет назвать их американскими, немецкими, еврейскими, эстонскими, латышскими русскими. Только так - русский американец, русский немец, русский еврей, русский эстонец, русский латыш. А почему так? Русский не привязан к своем телесному и духовному облику рода, этноса, месту рождения или проживания. Русский дух всемирен, общ для всех, поскольку несет в себе понятие справедливости, осмысленности человеческого бытия. Сегодня в Прибалтике мы наблюдаем дискриминацию людей, постоянно проживающих в Эстонии, Латвии. То есть волею случая по рождению есть «граждане», а есть население, пораженное в этих правах. Якобы такая демократическая процедура необходима в интересах безопасности этих государств. Само по себе это бесчеловечно, но кроме того и палка о двух концах. Понятие гражданин возлагает на себя не только права, но и обязанности, которые как раз и формируют патриота своей страны. А если нет гражданской Родины-матери в стране проживания, то обитель Русского мира не откажет своему сыну в духовном приюте. И здесь не властны любые бюрократические препоны, потому что с человеком можно многое плохого сотворить, но нельзя заставить его думать иначе как он мыслит. «Если слово не научит, то и палка не заставит» говорил Сократ. Дешевая колбаса и кружевные трусики не делают русского абсолютно счастливым, и это 100 лет назад понял большевик Ленин. Потому идеи коммунизма, как смысл человеческого бытия, могли быть привиты только в России. По сути антихрист ввел русский народ в искушение, расчленив его православную душу. И брат пошел на брата, а сын на отца. Таков был Промысел Божий, ибо на суд Господа, а не человеков должно приходить только раскаявшимся...
Земля русская - это Планета Русь, это эфир Николы Тесла, который не видим, но всюду осязаем! На этой планете есть место всем расам и народам, ибо там есть Истина и правда. Ведь если я с Богом, то кто против меня!
Валерий Деркач
Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2016