ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - НОТЫ РУССКОЙ СИМФОНИИ
Поиск

notkomv.jpg

В фонде Славянской письменности и культуры на заседании общественного клуба «Русское чаепитие» состоявшемся 22 мая 2016 г., при поддержке ХООО «Русь Триединая» в качестве эксперта выступил известный общественный деятель, дипломат, писатель, историк, руководитель сообщества «Переправа», член «Изборского клуба» Александр Иванович Нотин. Он поделился своим видением происходящего в современной России. Озвучил ряд тезисов, ответил на ряд вопросов. Заседание вел Сергей Моисеев.
В какой-то степени результатом этой беседы стал новый труд Александра Ивановича
"Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь" с фрагментом которого предлагаем ознакомить нашего читателя.



Промыслом Божьим России и её народу в ХХ–XI веках попущено было столько тяжелейших скорбей, сколько не знала ни одна страна за всю историю человечества. Две мировые и Гражданская войны, крушение самодержавия, гигантские социальные потрясения и потери, распад СССР и неолиберальный реванш 1990-х — таковы основные вехи на этом скорбном пути. Впрочем, были на нём и столь же беспримерные взлёты и достижения, акты величайшего народного мужества, творчества и героизма. В чём высший божественный смысл перенесённых нами испытаний? Наиболее ярко и рельефно этот смысл выражается и осознаётся сегодня, когда чуждая духу России и навязанная ей Западом либеральная общественная модель близится к краху. «Многими скорбями подобает внити в царство небесное», — учит Спаситель (Деян., 14:22). Сквозь муки и лишения Россия, как последний в историческом времени Рим («Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать» — старец Филофей, XV век) подобно евангельскому «блудному сыну» (Лк., 15:11–32), испытав на себе горькую участь отступления от Бога, возвращается в Отчий дом. В очередной раз русскому человеку с его врождённой жертвенностью и тягой к запредельному предстоит спасать мир. Ответственность за выполнение этой поистине судьбоносной задачи возложена Господом на православную церковь в лице Её народа — народа Божьего.
1. ДУХОВНЫЕ КОРНИ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
На рубеже третьего тысячелетия в истории современной цивилизации обозначился крутой перелом. Системный кризис — суд Божий поразил все сферы жизни человечества и принял, похоже, необратимый характер. Бесчисленные попытки международных институтов и правительств хоть как-то затормозить этот процесс ни к чему не приводят. Главная причина этой беспомощности в том, что корень глобального нестроения нужно искать не во внешних общественных формах, а в сокрытой от глаз тончайшей духовной сфере, «тайных делах человеков», от которых и зависят судьбы мира. Ибо «дух творит себе формы» (свт. Лука Войно- Ясенецкий: «Дух, душа и тело»). Состояние души человека, её устремлённости к добру или злу, Богу или дьяволу становится, таким образом, фактором геополитического значения. Где, с какой высокой трибуны, в каком ток-шоу ставится вопрос подобным образом? Практически нигде! Человечество в лице своих элит упрямо отказывается признать единственно верный диагноз своей тысячелетней болезни и продолжает пилить сук, на котором сидит.

2. ПОРАЖЕНИЕ ИНОСЛАВИЕМ
Одним из важнейших проявлений и одновременно причин такого удручающего положения дел является нарастающее отступление вселенского христианства в лице своего самого массового потока — инославия (католицизм, протестантизм и производные от них секты). Потеряв «узкий путь», указанный Христом, и присягнув дьявольской идее построения царства божьего на земле, Ватикан и западный мир всё дальше и дальше втягивают человечество в пропасть небытия. К сожалению, и Россия, где по воле Запада вот уже четверть века реализуется неолиберальный проект, в какой-то мере движется в том же направлении.

3. ОТСТАВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СПАСЕНИЯ
С самого начала, то есть с рубежа 1990-х, укоренение в России неолиберальной общественной модели — власти, законодательства, общественных институтов, системы образования, культурных форм, массмедиа и т.д. — пошло не так, как того хотели «западные партнёры». Не вдаваясь в детали, выделим существенное: Запад не смог или не захотел накормить и благоустроить Россию за её же деньги. В плане социального благополучия мы так и застряли в хвосте «цивилизованных» стран. И за это надо только благодарить промысл Божий, чьими заботами нас до сих пор не обошла беда западного человека, которого, по словам Фёдора Достоевского, «накормили, и он захрюкал». Все беды России, считал святой праведный Иоанн Кронштадтский, происходят от партии бытоулучшателей. Остаётся лишь благодарить Бога за то, что ни Михаил Горбачёв, ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин не вошли в историю как успешные бытоулучшатели России, тем самым вольно или невольно сохранив её драгоценный духовный потенциал.
Сегодня, на излёте неолиберального правления, можно констатировать: Господь одному Ему известными путями отцепил русский вагон от поезда постхристианской цивилизации, летящего в пропасть. Как важно понять, оценить, почувствовать смысл и цель этого избирательного благодеяния? Пора отбросить все разговоры об отставании России и предельно трезво, в категориях духовной целесообразности определить наше действительное место и вес в мировых делах. Приведём пример: по данным западной статистики, России принадлежат ничтожно малые 0,5% от объёма американоцентричной финансовой системы. Цифра звонкая, но насквозь лукавая!
Во-первых, как бы невзначай упускается из вида тот факт, что мировая финансовая система давно уже превратилась в гигантский мыльный долговой пузырь, который держится на честном слове.
Во-вторых, в понятие «реальные активы» на Западе включают до 90% товаров и услуг, относящихся к сфере развлечения, наслаждения и растления человека, то есть к тем смертельно опасным с точки зрения православия духовным искушениям и недугам, которые именуются «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской». Они-то и влекут человечество в пропасть.
В-третьих, реальный вес того или иного государства в истории никогда не определялся его казной — скорее, уж крепостью государственной машины, мощью армии и жертвенной сплочённостью населения.
С точки зрения действительно реальных активов наша страна с её неисчислимыми богатствами, славной историей и победным многонациональным народом была, есть и будет великой державой, как бы ни изгалялись на этот счёт бесноватые русофобы.

4. ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ИСТОРИИ
Трагедия нашей гибнущей цивилизации в том, что вместе с верой она утрачивает дар различения добра и зла. Духовная суть вещей и явлений вымывается из сознания обывателя безжизненной цифрой и голым фактом. Теряя благодать, современный человек, оглушённый информационными шумами, становится всё более одиноким, растерянным, слабым и... управляемым. Происходит ужасная метаморфоза, подмеченная ещё русскими славянофилами: человек, потерявший в себе образ Божий, неизбежно потеряет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином (Константин Аксаков).
Только духовное видение как бесценный дар Божий, только истинно религиозное миропонимание способны дать объективную и целостную картину происходящего — от мельчайших деталей до масштабов мироздания. Не вернув в научный оборот и повседневный обиход принципа первичности духовного по отношению к вещественному, мы обречены и дальше безнадёжно блуждать впотьмах иллюзий собственного (весьма, кстати, ограниченного) разума, с ужасом ожидая, когда сорвавшийся с узды научно-технический прогресс, управляемый безумными политиками, жуликами и милитаристами, окончательно раздавит своего творца — человека разумного. Никакие дальнейшие философские мудрования не спасут. Само зарождение философии как «науки о заблуждениях человеческого разума» (игумен Никон Воробьёв) было вызвано не «недостаточностью» Евангелия, а намеренным его упрощением, забвением или искажением «от ума». И это никакая ни случайность, но ложный путь, на который легковерное человечество увлекла лукавая дьявольская воля, прикрывающаяся такими лозунгами, как пацифизм, гуманизм, гендерное равенство, толерантность, борьба с международным терроризмом и иже с ними. Совершенство не подлежит усовершенствованию, Божье не дано улучшить человекам. Поэтому, чтобы спастись, мы должны двигаться не к новым фантазиям, а к Святым Отцам, несущим в мир и для мира правду о Боге в свете Истины Христовой.
«Рече безумен в сердце своем — несть Бог», — сокрушается по печальной участи человечества псалмопевец Давид (Пс., 13:1). Настоящее безумие — не замечать созидающей, оберегающей и направляющей руки Господа в каждом Его творении! Впрочем, не менее важный фундаментальный закон духовного познания состоит в том, что «духовное доступно только духовному». С уровня этой высшей силы души видны все нижестоящие уровни — душевный и телесный. Но не наоборот. Отсюда вывод: все наши мысли, поиски и дерзания, чтобы быть плодотворными, должны освятиться Духом Божьим, единственным проводником которого в мир служит Церковь Христова. Всеми доступными средствами и как можно скорее мы обязаны добиваться восстановления преступно расторгнутой миродержителем и его агентами связи между наукой и верой, прогрессом и религией, человеком и богом. Только при этом условии история способна свернуть с гибельного пути обмирщения, а человечество — вернуть себе почти уже утраченное подобие Божье. И то, если ещё не поздно, если не пройдена «точка невозврата» в той нисходящей воронке убывания, куда с ускорением скатывается забывшая Бога цивилизация.

Продолжение следует

 

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2016