ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО
Поиск

nikolay_serbskiy.jpg"Экономическую проблему не могла решить ницшеанская Европа – а такой была вся западная Европа – ее может решить только славянское православие, непретенциозное, ненаучное"
Владыка Николай Сербский (Велимирович)
Экономическая мысль сербского епископа Николая, неисследованная до настоящего времени, раскрыта в работе «Средний путь – между плутократией и киновией». Эта работа базируется на идее христианского человеколюбия и взаимной человеческой ответственности – на совести, а не на внешней силе и давлении, т.е., на отказе от либерального типа экономики. Славянофильскую идею Николай перенял у русских мыслителей, прежде всего, у Достоевского и Хомякова. Эти идеи присутствуют во многих его работах, но компактно изложены в небольшом произведении «Сон о славянской религии (который снится всю жизнь)». Будущее общее славянское государство представляется ему «широким океаном».
Оно должно базироваться на религии, а не на науке, искусстве и экономике. Религия, которая выступает основной объединяющей, интернациональной силой славянского государства, должна иметь три следующие характеристики: святость, соборность, апостольство.


Во время Второй Мировой войны, по словам генерала фон Лера, сам Адольф Гитлер лично приказал арестовать Патриарха Сербской Православной Церкви (СПЦ) Дожича, Митрополита Зимонича и Владыку Николая Велимировича. Конец войны владыка Николай встречает в концлагере Дахау, где он и написал свою знаменитую работу, посвященную Европе, – «Беседы с сербским народом сквозь тюремную решетку». После краха нацистской Германии – уезжает в Америку, где умирает 18 марта 1956 года в русском монастыре святителя Тихона.
У сербов, замечает владыка Николай, никогда в истории (до конца Второй Мировой войны) не было ни теоретической, ни практической попытки создания общего, национального или государственного коммунистического строя. В этом никогда не было необходимости. С тех пор, как сербы обратились в веру Христову, они спонтанно, без особых теорий и философий приняли, усвоили и сохранили до наших дней «систему усреднения» как уклад жизни жителей села и города.
Благодаря этой «системе усреднения» сербский народ не вел в своей истории экономических и земельных войн, которые веками раздирали Европу. Сербская «система усреднения» состоит в том, что существует личное и коллективное имущество. Каждый человек обладает своим личным имуществом (полученное в наследство, нажитое), наряду с которым может пользоваться и коллективным. Коллективное имущество существовало на селе и в городе.
В селах существовали хранилища. Сельские хранилища были огромными, намного большими, чем хранилище самого богатого хозяина в селе. Их было несколько. Осенью специальным налогом у всех зажиточных крестьян собиралось зерно, которым наполнялись хранилища. Следующей весной (так как весна самый тяжелый период для бедных крестьян) из этих хранилищ брали и делили зерно между неимущими. С тем, что оставалось, поступали следующим образом: если год был урожайным, то излишек продавался, чтобы освободить хранилища, если же понимали, что год неурожайный, то жито хранилось для тех, у кого его нет. В этом заключалась сербская сельская система.
В городах существовали цехи. Каждый цех владел движимым и недвижимым имуществом и своими цеховыми кассами. На доходы от этого имущества содержались бедняки цеха. Возьмем для примера портняжный цех. Этот цех владел своим движимым и недвижимым имуществом. Если бы заболел или истратил имущество какой-либо из членов этого цеха, он получил бы помощь из доходов цеха на основании решения правления цеха. Если бы он умер в бедности и оставил детей, правление цеха должно было проследить, чтобы его дети изучили их мастерство, содержать их до получения звания мастера. При достижении звания мастера цех давал заем, чтобы они могли начать свое дело. Если же цех не мог сам поддерживать и содержать своих бедняков, он получал помощь со стороны городской общины. Наряду с этим существовал общинный выгон, где могли пастись городские козы и коровы. Также была практика, когда богатый член цеха, у которого не было своих детей, завещал все или часть своего имущества цеху для содержания бедняков.
Такой экономический строй сербов, делает вывод св. Николай, был проникнут духом христианского человеколюбия и взаимной человеческой ответственности, основанный на совести, а не на внешней силе или давлении. При этом строе каждый человек ощущал себя свободным, а не рабом, поскольку существовало личное (частное) и коллективное (общественное) имущество. Тот, кто терял все свое имущество из-за какого-то своего порока или незнания, мог получить поддержку из коллективных (общественных) доходов. Поскольку он не был отрезан от общества, то и не ощущал себя беспомощным и лишним. Благодаря помощи коллектива человек всегда жил надеждой, что заведет и личное имущество. Сербам не были знакомы ни картели богачей, ни голод бедняков.
Святитель Николай считает, что возобновление «системы усреднения» было бы желательно, но невозможно.
Почему?
Сербию отбросили в экономическом отношении назад ее родные сыновья, которые учились у народов с экстремальными экономическими теориями и практикой. «Но такие экстремальные системы господствовали среди других народов только потому, что у них не было “системы усреднения”. Это не поняли сербские сыновья, которые учились на поте своих родителей и своего народа, посылавших их помочь, а не навредить ему. Между тем, вернувшись на родину, они навредили, а не помогли, уничтожили, а не сохранили».
«Система усреднения», по мнению владыки Николая, апробированная веками и освященная верой и традициями, хранила и сейчас хранит сербский народ от двух мировых зол: картельской плутократии и насильственного коммунизма, а значит от рабства – угнетения человека человеком и человека государством. Неизвестно, что из этого страшнее и недостойнее человека. Христос принижается в обоих случаях. Личность человека угнетается и уничтожается в обоих случаях. При «системе усреднения» плутократия (форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей), была невозможна, а насильственный коммунизм был не нужен, не было оснований для его возникновения.
Картели, т.е. либеральный тип управления Святитель Николай отбрасывает как нечеловеческую систему. «О, картели богатеев! Картели для приобретения, безграничного приобретения личного имущества! Представьте, если бы они преобразовались в картели для помощи народу, если бы они отдавали вместо того, чтобы забирать, если бы они установили общее имущество для возобновления “системы усреднения”, они совершили бы доброе дело не только для своего народа, но для себя и народа».
Анализируя опыт христианской монашеской киновии (коммуны) святитель Николай приходит к следующим выводам:
- имущество первых христиан было общим на основании свободной доброй воли, без какого-либо внешнего давления и насилия;
- земля была общим имуществом людей с одной душой, одним сердцем, одной верой, одними надеждами; людей, для которых земельное имущество имело второстепенное и небольшое значение, поскольку главными их заботами и трудом было очищение своей души, исправление своего характера, угождение Богу и достижение Царствия Небесного.
Общество киновийского типа может существовать при трех условиях:
1. Все члены этого общества придерживаются одной и той же религии и одинаково стремятся в Царство Небесное;
2. Все одинаково честны и искренни;
3. Все относятся к одной расе и народности.
К этому владыка добавляет следующее: «Но такую коммуну особо ни Христос не проповедовал, ни апостолы не рекомендовали и не называли единственным и необходимым способом существования имущественного и общественного слоя и спасения человеческого».
В конце работы владыка предлагает сербам вернуться к «системе усреднения» (выражает надежду, что у сербов и русские переймут эту систему). Он говорит так: «Запомните, сербы, что “система усреднения” с экономической точки зрения украшает вашу историю не меньше, чем слава Косовской битвы и слава восстания под предводительством Карагеоргия. Поэтому равняйтесь на нее, а не смотрите налево и направо, не крутите зря головой. Вы не найдете ни рядом, ни далеко такой народ, который бы упорядочил свою жизнь во всех отношениях, в том числе и в материальном. Когда-то ты, сербский народ, был обманут и тебя ввели в заблуждение, ты отступил от своей собственной системы, “системы усреднения”. Возвращайся как можно скорее домой. Твое будущее, твое спасение и твоя слава между народов Божьих на земле зависит от того, вернешься ли ты в богобоязненном духе своих предков к “системе усреднения”».
Зоран Милошевич
Доктор социологии, профессор Института политических исследований (Белград)

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013