Ещё с давних времён в обществе проходили острые и напряжённые дискуссии по поводу будущего мироустройства, роли России и религий в жизни народа. При этом мнения радикально разделились. Одни видели в России прообраз великой страны, которая способна стать духовным светочем будущего для всего человечества, а другие, наоборот, считали, что она ни на что путное не способна, а может, в лучшем случае, быть на задворках Европы и “таскать для неё каштаны из огня” ценой своих многочисленных жертв.
В какой-то степени, эта проблема всегда была актуальной, но в современный период она ещё больше обострилась и приобрела огромное значение. На наш взгляд, это связано с тем, что мир стоит на грани роковой, то ли смертельно-разрушительной, то ли возраждающе-спасительной черты. И как пойдут события, во многом зависит от того, насколько решительными, своевременными и действенными будут действия тех людей, которые сохранили “религиозную энергетику”, как говорилось в Евангелии, являются “солью земли”, ради которых и хранится наш мир. Ради этого “плода праведности и святости” делаются титанические усилия, для того чтобы наша планета не погибла в пучине вселенских войн, разрушительных катаклизмов или стихийных бедствий. Эта небольшая статья является попыткой высказать свои соображения по поводу беспрецедентных событий, которые происходят в мире. Важно всем, кто ищет Истину и болеет душой за Справедливость, преодолеть своё малодушие и индифферентность, и стать ревностными защитниками Истины и Правды. В конечном итоге, это может стать той критической массой, которая предопределит будущее, потому что, воодушевлённые благими помыслами, великие идеи могут становиться могучим рычагом воздействия, а истинная Вера творит чудеса.
В своей статье “Россия и Европа”, написанной в 1888 году, известный религиозный мыслитель Владимир Соловьёв отмечал: “В начале своей “России и Европы” Данилевский поставил вопрос: почему Европа так не любит Россию?” – Ответ его извеcтен: - Европа боится нас как нового и высшего культурно-исторического типа, призванного сменить дряхлеющий мир Романо-германской цивилизации…”. Вместе с тем, в Европе громче всего раздаются крики нашего “национализма”, - заявлял Вл. Соловьёв, - который хочет разрушить Турцию (Османскую империю – В.С.), разрушить Австрию (агрессивную Австро-Венгрию), разгромить Германию (милитаристскую Германскую империю – В.С.), забрать Царьград (то есть возродить православие в ранее захваченном и осквернённом Османской империей Константинополя – В.С.). Владимир Соловьёв (подобно нынешним российским либералам) задаёт вопрос: “А когда спрашивают нас, чем же мы – взамен забранного и разрушенного – одарим человечество, какие духовные и культурные начала внесём во всемирную историю, -- то приходится или молчать, или говорить бессмысленные фразы”.
На эти возражения, с учётом огромного трагического опыта, на наш взгляд, можно ответить следующее:
1. Анализируя глобальные вопросы мироустройства, необходимо иметь ввиду, что речь идёт о борьбе России не как империалистического государства, а страны, по промыслу Божьему, несущей миру важнейшую христианскую идею всемирного единения во всечеловеческом братстве на основе христианского мировоззрения.
2. Надо различать корыстно-захватнические устремления, и миссионерские, самоотверженные усилия православного Русского народа, направляемого Православной Церковью с целью освобождения народов от угнетения, порабощения и оскорблений чуждых им иноземных держав.
3. Последующий ход истории, на наш взгляд, убедительно доказал, что Россия действительно содействовала ослаблению и разрушению указанных Владимиром Соловьёвым империй, в том плане, что так или иначе, поддерживала стремление угнетённых народов к освобождению от религиозного и социально-политического и экономического гнёта. В результате, после распада этих империй, окончательного после Первой мировой войны, были образованы новые независимые государства. До этого, они длительное время вели национально-освободительную борьбу, причём Российское государство, Православная Церковь и российская общественность оказывали всестороннюю и бескорыстную помощь многим угнетённым и порабощённым народам. Об этом Владимир Соловьёв не мог не знать и в 19 веке. Это касалось не только болгарского, сербского и греческого народов, но также чехов, словаков, русинов, валахов, молдаван, украинцев и белорусов, проживавших на территории Австро-Венгрии и Османской империи.
В результате эти народы получили все политико-экономические и социальные права, в том числе на равноправие в области культуры и религии. Роль при этом России и Православной Церкви трудно переоценить. Но как же быть с тем, что, несмотря на все усилия по защите, освобождению и помощи, угнетённым “малым мира сего”, причём ценой таких жертв, которых не было больше ни у кого, Россия оказалась в роли оклеветанного парии? На наш взгляд, вывод может быть таким: То, что в современный период в нашем низменном “прелюбодейном и грешном” мире, Россия выступает как некий “варвар и презренный изгой”, и мало кто испытывает к ней хоть малейшую признательность или благодарность из ранее освобождённых народов, совсем неслучайно. Если говорить с богословской точки зрения, это обусловлено тем, что полная Правда, не подверженная искажению (в соответствии со Священным Писанием) откроется только в конце времён на Страшном Суде. И второе, немаловажное обстоятельство: этот прелюбодейный мир, который является падшим, с точки зрения Высшей Правды и Божественной Справедливости, в корне порочен, а потому в мире происходит радикальное разделение на верных и неверных, но первых из этого числа, увы, гораздо меньше (“где дружба с миром грешным и корыстолюбивым, там вражда против Бога”, “не можешь служить двум господам, Богу и мамоне”). Исходя из такого понимания сути вещей, в соответствии с христианским взглядом на исторический процесс, Православной России (как наследнице Святой Руси) суждено быть оклеветанной и гонимой теми, кто в Свете Христианской Истины особенно видится сугубо греховным. Для того, чтобы идти славным, героическим “крёстным” путём святых мучеников надо иметь мужество, веру и терпение (“все старающиеся благочестиво жить будут гонимы”, “вы призваны не только исповедовать Бога, но и страдать за Него”, “блаженны, когда вас будут поносить, гнать и всячески злословить, велика ваша награда на Небесах, так гнали и пророков прежде вас”).
4. Попытка видеть в историческом развитии человечества лишь социально-экономический аспект, в соответствии с абсолютизацией материальной сферы бытия, является, на наш взгляд, не только ошибочной трактовкой, но и опасно вредной, так как фактически отрицает духовный аспект жизни (а это является хулой на Духа Святого), и неизбежно извращает нравственность и связанные с ней нормы общественной жизни.
В соответствии с такой выхолощенной трактовкой исторического развития и смысла жизни человечества, в корне искажаются приоритеты и принципиальные жизненные ценности. В результате возникают представления, будто бы материальный уровень жизни, производственно-техническое, торгово-экономическое, финансовое и научное развитие всецело определяют “прогресс” и “передовой” статус культурно-цивилизационного сообщества целых регионов мира и отдельных государств. Исходя из этого выдвигаются амбициозные версии и строятся ошибочные проекты относительно будущего мироустройства и вероятной эволюции мира. При этом духовными и даже культурно-интеллектуальными аспектами в общественном сознании просто пренебрегают. Кроме того, излишне абсолютизируются численные, в ущерб качественных составляющих показатели объёмов населения, природных и материальных ресурсов, количества вооружения, производственных и торговых мощностей. Всё это ставится во главу угла, а не духовно-интеллектуальная составляющая в стратегических оценках и выводах. В итоге доходят до того, что Китай, на основании только численных, вульгарно-статистических оценок и механического прироста продукции и технологической модернизации, относят к будущим лидерам мира. Между тем, агрессивные и разрушительные действия (в частности, в связи с конфликтом с Японией за спорные острова в сентябре 2012 года) наглядно продемонстрировали сравнительно невысокий политический и моральный уровень населения страны, как и многих других стран “третьего мира”. Такое явное несоответствие духовно-нравственного и культурного развития, вместе с бурным ростом материально-производственных и технологических достижений несёт в себе скрытую угрозу. И возможно это станет главной доминантой мирового катаклизма в нашем столетии!
Кроме этого, такое положение вещей свидетельствует о принципиальных ошибках, когда выстраиваются приоритеты и даются глобальные, стратегические оценочные прогнозы, игнорируя духовные и моральные аспекты жизни. Между тем, именно они и являются, на наш взгляд, определяющими. Это наглядно подтверждают бурные события в мусульманском мире после того, как стали широко известными факты глумления над религиозными святынями (как это было в Храме Христа Спасителя в Москве и при кощунственном надругательстве над крестом Господним в Киеве). Однако, из этого видно и то, что только высокая, позитивная и благородная духовность может быть конструктивной и нести мир и благоденствие всем народам мира.
В данном контексте, великая Россия и православный Русский народ, которые, несомненно, имеют богатейший опыт мирного, благотворного сожительства народов разных национальностей и вероисповеданий, может (и должна) стать оплотом духовности, а также гарантом мира и стабильности во всём мире. В то же время, противоположная сторона (принципиальный антипод Святой Руси), которая незаконно выдвигает себя на роль лжемессии -- идейного оракула, царя и пророка в одном лице, ещё раз доказала свою гнилую, порочную суть и историческую несостоятельность, основанную на кощунственном духовном нигилизме. Эта богоборческая Империя, претендующая на то, чтобы стать глобальной силой в мире, ещё раз отличилась циничным святотатством и кощунством. Однако нельзя забывать известную библейскую Истину, которую между тем, многие просто игнорируют на Западе: “Ревность Божия люта как преисподняя”. И за эту свою отъявленно-дерзкую бессовестность и беспрецедентное кощунство к Великой Святыне (будь она христианской или мусульманской), по попущению Всевышнего, Западаная цивилизация в лице своего лидера США стала объектом невиданной ненависти и пламенной ярости, величайшего публичного осуждения и отчаянного самосуда разъярённой толпы. Современные средства массовой коммуникации дают возможность увидеть всему миру, как эта “демократично-прогрессивная”, гордая и надменная цивилизация, теми, кого она стремилась обратить в свою безбожную веру “демократического прогресса” (извлекая из этого своекорыстный гешефт), публично выпорота, заклеймена как оскорбительница духовных святынь и выставлена на позорище перед всем миром. Она подобно мерзкой и алчной Вавилонской блуднице, подверглась такой ярости главным образом за то, что поклоняясь языческому идолу золотого тельца, присвоила себе абсолютную единовластную власть, отвергнув Господа Бога, и в качестве доказательств своего отвержения, дерзко похулив Его Святыни. При этом она самым грубым образом надменно отвергла чистоту и святость Божественного Закона, тем самым цинично оскорбив Дух Святой! Поскольку “свято место пусто не бывает, всем народам вместо святыни навязывается не просто антихристианский, но и в целом бездуховный образ жизни, основанный на всевластии мамоны. На наш взгляд, этот показательный урок дан человечеству неспроста. Он преподан для того, чтобы все, кто способен на это, поняли, что ждёт тех, кто посмеет совратить людей и оскорбить Святыню Господню, превратив человека, этот образ и подобие Божие, в растленное демоническое существо; а Храм Божий души человека обратить в развратный и порочный, сатанинский “разбойничий вертеп”.
Вадим Смирнов
Архив газеты "Русь Тиединая", Харьков, 2012