Недавно мой товарищ сдавал посылку на почте. Подошел к девушке и спросил, сколько будет стоить отослать ее в Калугу? Ее ответ: «Это под Житомир?» — спросила работница. «Нет, это в Россию, помните, Калуга, Циолковский?» — ответил мой друг. В ответ тишина. Человек вообще не понял о ком речь.
Такие вещи сейчас можно встретить во многих местах! Самым заурядным случаем считается, когда путают восставшего против римлян Спартака с футбольным клубом или Микеланджело художника с ниндзей-черепашкой с этим же именем. Так что же происходит? Почему наши дети не знают простых вещей, на которых воспитано не одно поколение? Как между нами, взрослыми и молодежью, образовалась духовная и культурная пропасть?
Ответ, на мой взгляд, следующий – наше государство сняло с себя ответственность за воспитание. Куда делись бесплатные кружки, пионерские лагеря, библиотеки… Если у родителей есть деньги и желание, ребенком занимаются за деньги. А если нет средств? Расти, как хочешь и будь как Бог на душу положет! На мой взгляд, страна, в первую очередь должна думать о будущих ее гражданах! О тех, кто будет ее строить, охранять, лечить и т.д.
Посмотрите вокруг, очень часто можно услышать из уст детей нецензурные высказывания, высморкаться или плеваться – норма, пить из бутылки пиво так же в порядке вещей! Это вам не Сингапур, с его драконовскими законами против всего выше перечисленного. Все это, за частую, формируется той информацией, которая обрушивается на молодежь с экранов телевизора, компьютера. Возьмем такие передачи как «Даешь молодежь», «Наша Раша» и им подобные. Тут показано, как надо себя вести, что говорить и как думать, похабные шутки возведены в ранг высокого юмора. Мультики для детей пестрят ужасами, страшилками и прочей нечестью. Наша советские добрые мультфильмы показываются не так часто, как хотелось бы… Литература находится в том же состоянии. На ряду с прекрасными современными изданиями, выпускаются ужастики некоего Л. Стайна, которые пугают детей демонами, злыми духами и прочей нечестью!
Я общался со многими взрослыми и пытался узнать, откуда у них есть определенный вкусы, понятия, взгляды на жизнь. В большинстве случаев многое закладывалось в детстве! Детство – это мир со своими книгами, фильмами, игрушками играми, хобби, которые формируют будущего гражданина. Ведь мы все хотим, чтобы наш сосед не бросал мусор из окна, чтоб на дороге водители друг друга уважали и выйдя на улицу, вы не видели сидящих с семечками и «Лонгерами» молодых людей.
К примеру, одна девочка в пять лет увидела по телевизору фигурное катание. затем ей попались марки на эту тему и в довершении всего родители купили ей коньки. Все ее детство прошло во Дворце спорта с выездами в другие города на соревнования. Все это время человек вспоминает с гордостью и умилением!
Другой случай – с мальчиком. В восемь лет он посмотрел фильм «Капитан Немо». Тут же прочитал книгу «20000 лье под водой», увлекся значками на эту тему, через пару недель сделал корабль из дерева, который спустил на воду под бурные аплодисменты друзей. Ему есть что вспомнить! Это детство яркое, интересное, познавательное. А что вспомнить сегодняшним детям? Как папа купил очередного монстра или просмотрели фильм, который забылся через два дня?
На сегодняшний день жизнь формирует детей не созидателями, а потребителями. Зачем что-то делать, если можно купить, зачем читать, если красочно покажут? У нас уже в кинотеатрах смотрят фильмы, жуя попкорн и запивая колой. Так формируется нация…
Мне лично хотелось бы, чтобы наши дети знали свою историю и культуру, достойно себя вели и уважали взрослых, чтобы между нами было взаимопонимание. Оно достигается, когда есть единая «база» - культурная, духовная, моральная. Страна, где церкви превратили в хлев – обречена! Но мы потихоньку возвращаемся к утраченным ценностям.
Сейчас нужно как можно чаще «опылять» всех нас, и особо – деток той полезной, позитивной информацией, проводится фестивали, встречи и т.д.
Каждое благое дело оставляет в душе ребенка семена, которые прорастут, и дадут хорошие плоды! На днях я посетил один класс, в котором год тому назад провел лекцию на тему «космос».
Из 30 человек двое начали собирать марки, один – значки и еще одному родители купили телескоп. Это всего одна лекция! А что было бы, если каждый день школьники соприкасались с подобными вещами? Остаются надеяться, что не все еще потеряно, по крайней мере я так уверен!
Лейко Валерий – организатор музей детства.
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011