Печать
Просмотров: 285

proshenie.jpgВот совет батюшки о. Николая, всячески предостерегавшего своих духовных чад от опасности потерять смирение и впасть в гордость. «Нужно стараться и не смотреть за тем, как другие живут и действуют, а непрестанно следить за собой, что и как делаешь.
А если человек перестает строго следить за собой, то естественно сейчас же обращает внимание на других и начинает судить их: тот или этот не так живут, как следует, а вот сей не так, как подобает. Но пройдет немного времени, смотришь, а сам судивший и осуждавший других, за осуждение и гордость так расстроится, ибо благодать отступает от него, что не знает, как и быть, как исправиться, поправить свои обстоятельства, и сам начинает допускать такие поступки, каких и другие, осужденные им, не делали, и не может перестать их делать, хотя и самому стыдно, и от Бога и людей осуждение. И сам, без особой милости и помощи Божией, пока не покается, не может выйти из своего поистине бедственного состояния.

Всегда должно помнить, что каждый сам за себя даст ответ Богу. Но если тебе попущено будет, продолжает батюшка, за гордость и тщеславие, чтобы ты подвергся такому наказанию или впал в грех, а то просто, чтобы постигли тебя за грехи разные испытания, несчастья, неприятности, скорби, то всячески старайся не допустить в себе и на малое время жить унынию, этому самому ядовитому и погибельнейшему плоду гордости и тщеславия. Что бы ни случилось с тобой, не показывай и вида печали, скорби, уныния. Враг не знает того, что в глубине души христианина скрывается, а узнает о сем только из того, как человек ведет себя. Ища только повода, чтобы «морочить» человека, заметив, что он начинает унывать от чего-либо, враг сейчас подносит ему еще и еще что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить печаль и скорбь и незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели, когда человек, как говорится, голову потеряет, опустит руки и не хочет даже придумывать и просить у Бога помощи найти какие-либо средства для выхода из бед и несчастья.
Если заметишь, что согрешил в чем-либо, познаешь себя в грехе, сейчас, немедля ни минуты, иди к Богу и кайся, проси у Него прощения, ибо несть грех, побеждаешь человеколюбие Божие. Мы должны в этом отношении уподобляться малому дитяти, которое, если во время игры упадет, или ушибется, или его кто обидит, то сейчас же бежит к отцу или матери, ища защиты и утешения. А мать тотчас берет его на руки, утешает его, и оно сейчас же забывает о своем несчастии и снова весело начинает играть и бегать. Так бывает и с душой человека: согрешила ли она или впала в какое-либо несчастье, если тотчас же с искренним покаянием и усердной молитвой прибегает к Богу, то снова получает благодать и помощь от Бога и снова радуется и утешается милостью Божией. Мы должны стараться, чтобы всегда иметь радость о Бозе неотъемлемой. Жизнь нам дана не на печаль, а на радость, и потому каждый должен стараться всегда быть веселым: это освежает все силы человека, воображение, память, ум. При унылом же и сумрачном, печальном настроении все в душе бывает сдавлено, стиснуто, а это только и нужно диаволу: он особенно нападает на мрачно настроенных, унывающих и угрюмых.
Работу, послушания свои разные нужно исполнять со смирением, прося усердно у Бога помощи. Успех же дела должно предоставлять воле Божией и не особенно о нем беспокоиться. А главное — никогда не хвалиться и не говорить с похвальбой: я то и то сделаю,— потому что, если за тщеславие благодать отступит от человека, то хотя бы он и начал работать, например писать какое-либо сочинение, то уж не будет в нем той силы, какую давала благодать. В чем есть нужда, сейчас к Богу, проси Его, потому что Он Сам сказал: просите и дастся вам. Если просим, то и получаем, а не просим, то и не получаем. Во всем должно на Бога надеяться, а не на себя, на свои силы, способности и средства; тогда Бог никогда не оставит Своей всесильной помощью и благодатью, ибо сказал: скорее мать забудет свое дитя, чем Я забуду тебя.

 

Иеросхимонах Николай, духовник Киево-Печерской Успенской Лавры

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011