Печать
Просмотров: 351

f42bb0baaaf9d05e9fd6c2c977aa9ffb.jpegРежиссер Никита Михалков написал манифест под названием “Право и правда”, в котором он критикует либеральные ценности, вместо них предлагая России просвещенный консерватизм. Труд Михалкова уместился в 30 страниц. Выступая с позиции государственника, режиссер зовет всех в мир социального братства, где господствует не капитализм и не социализм, а просвещенный консерватизм. “Эйфория либеральной демократии закончилась!” — подчеркивает режиссер.
Нынешнее положение дел Михалкова явно не радует. Современный общественный строй, представляет собой “гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола “местных начальников”, всепроникающей коррупции” и “не устраивает большинство россиян”. России, “необходимо новое мировоззрение”, а именно просвещенный консерватизм. Это такая идеология, которая “позволяет проводить в жизнь динамично-стабильную внутреннюю и внешнюю политику”.


Базовые ценности предлагаемой Михалковым идеологии могут вызвать в обществе жаркие споры. Особенно такие из них, как “укрепление вертикали власти”, “гибкое сочетание “рынка и плана”, “лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе”, а также “осторожность перемен”. “Пришло время сказать: революции закончены — забудьте!” — пишет Михалков.
Отдельно в манифесте говорится об объявленной президентом России Дмитрием Медведевым модернизации. Модернизация, указывает автор, “не должна подменяться вестернизацией” (“мы - не Гондурас”) и будет успешной только в том случае, если ее проводниками станут деятели просвещенно-консервативной ориентации. “А “разруху в стране и головах” творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций”, — пишет Михалков, не называя конкретных имен.
Помимо чисто идеологических соображений о том, как нам обустроить Россию, в тексте читается и готовность к политическим действиям. Например, есть глава под названием “Наши избиратели”. Это “огромное немногословное большинство”, которое не доверяет митинговым демагогам и опирается на закон и порядок.
Свободу же Михалков делит на внешнюю (это право) и внутреннюю (это дар Божий). При этом “наша личная свобода не может вести к нарушению закона и общественного порядка, служить бунту, революции и госизмене”.
Михалков также считает, что “в будущем в России должны остаться три партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая”. И даже обозначает “главные организационно-политические задачи нашего движения” — это “тщательный отбор политических кадров, выдвижение ярких лидеров, формирование новой политической элиты и объединение вокруг нее всех честных и порядочных людей нашей страны”.
Сам Никита Михалков так прокомментировал свое обращение.
— Манифест просвещенного консерватизма “Право и правда” — это совокупность соображений, большая часть которых уже была так или иначе высказана мною по разным поводам. Как документ это оформлялось около года, но сама идея появилась давно. Исходной точкой можно считать публикацию в издательстве “ТРИТЭ” брошюры Ивана Ильина о России. После чего я погрузился в этого гениального философа и понял, что он относится к тем русским людям, вынужденным покинуть страну, которые в изгнании сохранили первозданную Россию, сублимировали ее. Надеюсь, все это — многовековая история, культура, традиции — есть в нашем манифесте. Почему я говорю “в нашем” и почему в тексте, подписанном моим именем, часто возникает слово “мы”? Мы — это те, кто разделяет изложенную точку зрения. Как знакомые мне, так и предполагаемые единомышленники. Мне кажется, в руководство страны должны приходить люди, идеологически связанные с теорией просвещенного консерватизма. Кто это будет конкретно — я не знаю. Лично я не собираюсь создавать политическую партию либо общественное движение. Просто, мне кажется, настало время высказаться и развеять ряд опасных заблуждений. Хватит именовать хаос и анархию свободой, а хамство и клевету соответственно свободой слова. В манифесте отсутствует всякое отрицание: “не хочу”, “не люблю”, “не нравится”.
Я пишу о том, что волнует меня практически всю жизнь, что видится мне правильным и очень важным для дальнейшего развития российского общества. Я не направлял этот документ руководителям государства. У меня нет амбиций влиять на наших лидеров и на политическую обстановку в стране. Упоминание о необходимости внесения определенных поправок в Конституцию также является моим частным мнением. У кого-то другое мнение, у меня — вот это. Я не обладаю властью, чтобы преобразовать теорию в практику, но уж высказывать собственную точку зрения имею полное право — это и есть демократия. А если люди, от которых зависит будущее страны, прочтут манифест и найдут там что-нибудь полезное для себя, я буду рад. Если у кого-то упоминание в манифесте Божьего промысла, религиозных традиций и православных корней вызывает ярость до пены на губах — это их проблемы. Я православный человек и не могу рассуждать иначе. Материальные ценности страны существуют только ради возрождения ценностей духовных — в этом я убежден.
В “Единой России” считают манифест Никиты Михалкова знаковым событием общественной жизни. Об этом заявил журналистам заместитель секретаря президиума Генерального совета ЕР по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов:
— Мы не можем не приветствовать появление документа, в котором подчеркивается значение традиционных ценностей, ценностей российской культуры, - отметил он. - Думаю, что манифест будет иметь позитивное влияние на общественное развитие современной России.
Юрий Шувалов добавил, что манифест “нуждается в спокойном изучении”, поскольку “при беглом просмотре со многим в нем можно согласиться, а с чем-то поспорить”. Идеология консерватизма близка “Единой России” как никакой другой партии. На своем прошлогоднем съезде ЕР приняла программный документ, в котором впервые четко обозначила свою идеологию как российский консерватизм.

 

Константин Дворниченко

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010