Печать
Просмотров: 330

yhuijokpl.jpgТак как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф.25,40.
От ближнего зависит наша жизнь и смерть.
Преп. Антоний Великий.
Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью близких. Как пишет св. Иоанн Кронштадтский: «Наши душевные расположения; даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других.
Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом, и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство сообщения наших душ между собою, кроме телесных чувств».


Отсюда всякая наша духовная болезнь неизбежно вызывает страдание и у близких к нам. И если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Как пишет игуменья Арсения: «Греховность наша отзывается и на других, на всем мире. Мы не даем нашим близким того, чего они вправе требовать или ожидать от нас Ни любви, все носящей, все терпящей, всем жертвующей, ни силы опытного слова, ни примера терпения и благой деятельности, ничего мы не даем им».
Итак, наши грехи и упадок духа ведут к тому же и у наших близких. И наоборот — наша бодрость, жизнерадостность, крепость духа и радость ободряет, укрепляет и радует близких. Отсюда наше духовное здоровье нужно не только ради нас самих, но и ради всех нас окружающих.
Как пишет московский митрополит Филарет: «Поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, — и не только ему, но через него — и приближающимся к нему».
Так подвиги благочестия, спасая самого христианина, влияют и на судьбу его ближних в вечности. Ангел так говорил Корнилию, римскому сотнику, которого молитвы милостыня «пришли на память пред Богом» через слова апостола Петра: «Спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10; 4,6).
Преподобный Серафим говорил сестре праведницы Марии Мелюковой (схимонахини Марфы, скончавшейся 19-ти лет от роду): «Душа ее — в Царствии Небесном близ Святой Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет».
И те, кто все силы прилагают к своему духовному выздоровлению (т. е. стяжанию Духа Святого Божия) и об этом заботятся более всего на свете, не суть «эгоисты», как часто их называют.
Пусть они не задаются высокими социальными задачами — устроением мира на «идеальных» (обычно субъективно понимаемых) основах — они, и именно они являются «солью земли», факторами духовного прогресса для окружающих. «Стяжите себе дух мирен, и около вас спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим.
Спасутся, потому что будут тянуться к ним, видя в них дух мирен» и духовный свет. Спасутся, потому что будут сами одухотворяться их любовью, верой и горением духа. Спасутся, потому что через них будут приобщаться к тому просвещающему и согревающему огню, про который сказал Господь: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12, 49).
Вместе с тем, надо нам всегда помнить, что в каждом из ближних мы должны видеть брата Самого Господа, который сказал: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Поясняя эти слова, схиархимандрит Софроний пишет: «Каждый человек есть непреходящая вечная ценность, большая, чем весь прочий мир, и дорог перед Богом каждый, единый из малых сих.
Показателем достигнутой степени самопознания вернее всего является для человека его отношение к ближнему (т. е. степенью его любви и служения ближнему). Если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать». Поэтому свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен прежде всего обратить внимание на отношение свое к ближним».
По словам пр. Исаака Сирианина, «блаженный Антоний Великий никогда не решался сделать что-либо более полезное для себя, чем для ближнего, в том уповании, что выгода его ближнего — наилучшее для него делание».
Итак, христианину нужна крайняя внимательность к своему, отношению к ближним, и в этом у него не может быть чего-либо «малого». Здесь все «великое». Здесь «верный в малом» «над многим будет поставлен» (Мф, 25, 21).
Здесь дело идет, прежде всего, об исполнении самой основной из всех заповедей — заповеди о любви, на которой Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Люди очень нужны друг другу.
Нужны они друг другу общностью природы своей, которая есть любовь, и различием даров своих призваны ко взаимному восполнению».
Будем же бояться того нашего состояния, когда, по словам философа В. Эрна, «Божьего в людях мы почти не видим и бессмертного существа их не чувствуем. Мы живем с человеком долгие годы, но ни разу лик его не просияет для нас вечностью».
Из книги «Где просто — там Ангелов сто»

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010