Печать
Просмотров: 384

puteshestvie-na-valaam-valaamskii-monastyr.jpgВалаам не Канары. На Канары летят, о Канарах бредят, Канары — тема анекдотов и новояза.
Валаам забыт. Да и то правда. Сегодня харьковчанину попасть на Канары, (были бы шальные деньги!) легче, чем на Валаам…
Но существенно и другое. Канары для удовольствий, они как визитная карточка для входа в «высшее общество».
Валаам же для тех, к сожалению не многих, которые верны России, не отреклись от веры праотцев. Валаам для них памятник нашей истории.

Не случайно на Валааме или вокруг него родилась легенда о свойском короле Магнусе (14 век). Хотел Магнус овладеть Валаамом, потерпел неудачу и едва не погиб. Уцепился при кораблекрушении за доску, прибило ее к Валааму. Спасли и выходили его монахи. Остался Магнус на острове, принял православие и завещал не нападать на Россию (повторил слова Александра Невского и предвосхитил Бисмарка). Сохранились якобы и рукопись Магнуса и его могила. Историки, начиная с Каразина, усомнились в реальности Магнуса. Но в данном случае несомненно: легенда более весома, чем реальность.
Исключая отдельные периоды, когда Валаамом овладевали шведы и финны, он всегда был Россией. И всегда был оплотом ее веры: церковная архитектура и монашество — главные признаки Валаама.
Дорог Валаам и почитателям Русского Севера.
Валаам — пленник суровой и холодной Ладоги. Несмотря на это, на острове свой микроклимат, не уступающий южным широтам.
Прежде всего, лес — 3600 гектаров — и его разнообразие: от 30 метровых сосен до лиственных пород. В садах, — замечал исследователь Валаама (70-е годы 19 в) А.П. Андреев — разведены яблони и вишни, крыжовник, смородина и малина». Обилие грибов на все вкусы, орехов…
Валаам памятен и дорог тем, кому близки русская литература и искусство.
Проникновенные строки посвятил Валааму запрещенный Советами и возвращенный читателю сегодня Иван Шмелев.
Воспели Валаам поэты:

 

Кругом глубокая такая тишина,
Что нарушить ее боялся я дыханьем,
Деревья стройные, как небеса светлы…
А. Апухтин

Где ельник сумрачный стоит
В лесу зубчатом темным строем,
Где старый, позабытый скит
Манит задумчивым покоем.
И. Бунин

Валаам вдохновил темы Первой симфонии Чайковского, картины Шишкина, Васильева, Куинджи, Рериха.
«Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристы. Потемнелые леса мудры. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны». Рерих.
Архитектура Валаама сложна и многообразна. В ней специфика монастырей, отражение природных особенностей, черты Карелии и средней России.
Какой же он, Валаам?
Название «валаам» неоднозначно. Оно относится к главному острову, площадью 2845 гектаров и множеству небольших и малых (до полусотни), образующих архипелаг. На всех — скиты, монашеские пустыни, часовни, кресты, памятные знаки и надписи.
Топоним «валаам» объясняют различно: по одной версии это финское «valamolle» — высокая земля. По другой — относится к прорицателю Валааму (Библия, Числа гл. 22-33). Связь с именем сирийского или финского божества Ваала сомнительна.
Отдельные острова имеют по несколько названий и все они русские — Святой, Яблоневый, Предтеченский, Пень, Козел, Крюк, Кабан, Мудреный Луковый, Ржаной и т.п.
В первые советские годы Валаам был в забвении. После войны на главном острове расселили инвалидов войны и одиноких. В 70-х годах появляется интерес к нему как к природному и историко-архитектурному памятнику. Только теперь ему полностью возвращено его главное назначение православной святыни.
Предпочтем Валаам, будет представляться выбор между ним и Канарами.

Семен Авербух

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2007