ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - О БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Поиск

2711_mainfoto_03.jpgПод христианской социальной педагогикой понимается всё дело воспитания в обществе: в экономике, духе власти, в армии, в чистоте языка, культуры, искусства, в благообразии СМИ... Воспитание человечества для Царствия Небесного есть общее дело всех людей, всех видов служения в жизни.
Великую тайну через Н.А. Мотовилова передал нам преп. Серафим Саровский. Христос сказал ему: лишь при одном условии спасется человечество — всепроникающем единении светской и церковной сфер жизни. Как это осуществить в теперешней цивилизации, привыкшей всё разделять? Как пронизать Христовым духом управленческие, экономические, производственные и иные отношения?
Неожиданные подсказки пришли с Востока.


Из японского бизнес-центра был мне звонок. Просили о лекции для японских управляющих компаниями на тему «Православная душа России». Их искренний вопрос был следующий: «если у вас такая хорошая вера, почему так некрасиво живете? И почему в Японии такой добрый порядок?»
Если говорить о нас, то и Господь удивляется: зачем плохо живем. Не лучше ли жить лучше? Ответ же прост: сбежав от православных устоев, получили доказательство их жизненной силы от противного.
А почему в Японии добрый порядок? Потому, сказал я, что она, не зная о том, возвысила экономическую жизнь к христианским идеалам.
Пример — переворот мирового масштаба в методах управления на «Тойоте». Он дал рывок фирме и подражающим ей. В чем открытие? Обычная управленческая пирамида строится сверху. А на «Тойоте» снизу.
Откуда это?
Величайший переворот в управлении впервые на планете совершила не «Тойота», а Христос. Древний способ Он заменил новым. Сам пришел послужить, а не чтоб Ему служили. И нам так заповедал жить. Хочет кто быть большим? — Будь всем слуга. Так и стали звать добрых работников — министр. Министр по латыни — слуга. От слова minus «меньше». А до Христа начальников звали не министрами, а, наоборот, магистрами, от magus – маг, колдун, magnus — «великий». В христианскую эру жажда святого служения Богу и Божьему делу на земле проросла в жизнь, дала импульс ее благоустроению во всех областях — политической, образовательной, экономической, культурной. Так было обеспечено неоспоримое преимущество христианской цивилизации перед языческими.
Теперь наоборот. Новации «Тойоты» удивили христианский мир, ибо в методах глобального управления скатился он к язычеству. Нужен пример? Пожалуйста. Болонский процесс. Если в простоте пересказать его суть, то управленцы как бы говорят: перестроим вас, чтоб нам приятней было управлять вами. Московской консерваторией питается мир? Что нам до того? Не усложняйте нам жизнь. Музыкантов, химиков, математиков, писателей пострижём под одну гребенку. И страны — тоже. Смысл не в том, чтобы земля во славу Божию цвела талантами. Смысл — в комфортности нашего управления. Мы укрепим его золотым изобретением: приоритетом наших законов над национальными. Не мы земле, а земля да служит нам.
Как реагировать снизу на нажим сверху? — Не откликнуться вдохновением радости. А японская система пробуждает дух стопроцентной творческой инициативы.
В отличие от Запада, «Тойота» не прячет секреты. Напротив, верит: воздастся ей за жертву открытости в служении миру. Все ж эффективность фирм, подражающих Тойоте, не поднялась выше 70%. Решающий фактор — сам работающий человек. Возвысить его дух — первейшая задача управленца. Воспитанию служит корпоративная этика. Её кредо уже в контракте фирмы с работником. Еще пример: лекция председателя совета директоров одной из японских корпораций перед иностранцами, желающими работать на фирме. Признав важность их целей учебы-работы-заработка, он углубил их, пояснив, что любовь к ближнему зовёт к отказу от чувства обособленности. «Среди вас, говорит он, нет ни одного, кто за последние 20 лет не дышал бы воздухом. Все мы дети Божьи и пользуемся Его милостями. Если вера в Бога не проявится в поступках, это равнозначно неверию... Взаимопомощь в любви рождает милосердие. Немилосердны неотзывчивые, равнодушные, чванливые, стремящиеся к наживе. Японская пословица гласит: если хапнешь, пожнешь Божью кару. Но если работать в любви, в достатке будут семья, друзья, страна». Рай, учит председатель директоров, обретается в деятельной любви.
Всё это не новость для нас. Удивляет практика социальной педагогики: истине дарящей жертвенной любви учат преображенные фирмами производственные отношения. Мы-то было, поддавшись Марксу, полагали, что они как бы уже и не человеческие, а уж видеть в них духовную силу, любовь, милосердие, рассматривать их как обмен жертвой и дарением — для нас и вовсе запредельно. Опыт же «Тойоты» приоткрыл нам: производственные отношения людей в идеале не могут быть ничем иным, как христианскими отношениями, воспитывающими людей в духе служения.
В течение 20 дней, я преподавал в Японии, будучи участником проекта «Международной художественной деревни». Например, когда фирма «Ямаха» выставила высокую плату за прокат роялей, и денег не хватило, чтобы обеспечить инструментами множество одаренных молодых пианистов, съехавшихся в горы со всей Японии для учёбы, то рабочие международной деревни пожертвовали свои рояли.
Добрые трудовые отношения не чужды традициям России. Но сейчас признаем: японцы из малого сделали великое. А что мы? Как отражаются Божьи откровения в нашей социальной жизни? Ради нас, как написано, «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Христиане последних веков разрознили храмовую и внехрамовую стороны жизни, а японцы соединили веру и жизнь.
У нас бывает: прихожане в восторге — дивную проповедь сказал батюшка! На этом всё кончается. Что сказать о педагоге, который только б уговаривал ребенка играть на скрипке, а играть не учил? И мы зря надеемся учить лишь словами. Церковь — семья Божья, живущая Его благодатью и красотой по заповедям. Если отказываемся от практики социальной христианской педагогики, одновременно возвышающей все сферы жизни и все служения, — где ж наша соборность?
Апостол Пётр назвал христиан царственным священством. Насколько удалось нам освятить жизнь? Японские управленцы научились освящать даже деньги. Приезжающим к ним учиться работе говорят: деньги, которые вы получите, принадлежат не вам, а вашим семьям, вашей родине, как и обретенные навыки доброй жизни. Без заботы о родителях, детях, государстве человек некрасив. Кто роскошествует — плюет на людей, родину и подает плохой пример.
Деньги как мера любви — вещь, очень для нас не привычная! Насколько удивительны для нас моральные нормы управленчества! А вот в Японии приезжающим на бизнес-семинары демонстрируется выгодность тех или иных организационных подходов, например, даются расчеты, доказывающие многократную выгоду совместного питания, задаются контрольные вопросы: готовы ли вы доверить друг другу личные деньги, поступиться пристрастиями в пище, уступать друг другу, учиться отношениям взаимовыручки, бороться с преступлением лени, от которой расслабляется дух жизни, теряется мужество, одолевают соблазны?
В православии зачастую присутствует негативное отношение к управленчеству, как к чему-то низкому. Писание же причисляет его к величайшим дарам Святого Духа. Оно является низким, если служит эгоизму. Но оно может вести и к святости — когда умножает веру.
То же деньги и экономика. Поразительно: в христианском мире великое понятие «Икономии», домостроительства Божьей благодати, деградировало к стяжательской экономике. А у язычников поиски добра в экономике шли в противоположном направлении. Ведь слова Христа: «не можете служить Богу и маммоне» — относились к денежным расчетам! Сребролюбивые фарисеи посмеялись тогда над Христом, а японцы хотят исполнить Его заповедь. Великое дело! Надо отдать им должное, как и они всегда воздавали России. Например, наградив капитана крейсера «Варяг» высшим орденом Японии и поместив описание его подвига в школьные учебники, чтобы японские дети восхищались и учились доблести. Ведь легендарный крейсер пошел в бой с целой эскадрой, тут же потопив японский крейсер, выведя из строя другой, нанеся ушерб эсминцам, а лишившись под смерчем встречного огня своих орудий, открыл кингстоны и под звуки гимна «Боже, Царя храни!» непокоренный пошел ко дну.
Если мы обрадуемся их любви к правде, то Бог обрадуется нашей радости. Это условие правдивого, доброго диалога цивилизаций как неотъемлемой стороны христианской социальной педагогики. Мы не должны закрывать нехристианам путь ко Христу.
И как ясно всё при правильном взгляде: посмотрим, какая часть богатств страны идет, скажем, на зарплату учителям. И всё! Больше ничего не нужно говорить об отношении страны к детям и будущему: портрет духовного состояния нации прописан доподлинно, комментарии излишни. Выбор между Богом и маммоной совершён и исчислен с точностью. Я успел коснуться сфер управления и экономики — малой, хотя важной части христианской социальной педагогики. В освящении нуждается вся внехрамовая жизнь, поскольку святость — не теория, а практика. Мы живем в океане святости и премудрости Божией. Ничто не наше, ибо и сами мы Божьи. Чье дыхание у нас? Божье. Может ли кто хоть на миг продлить последний вздох жизни? Итак, воздадим славу Богу — и жизнь засияет святостью, станет училищем Божьей красоты.
В заключение от сторон социальной педагогики перейдем к её сердцевине. Сердцевина — Божье слово, полное благодати и истины. Благодать в греческом оригинале означает неизъяснимую красоту, любовь, милосердие, благодарность. Таким должно быть и человеческое слово — чистым, прекрасным, сильным.
Корень всякого человеческого слова, учит Господь, — в сокровище сердца, то-есть в последней цели, ради которой живет человек. Доброе сокровище — Христос. Прорастая вглубь личности, цель обожения в Боге возвышает дух и душу, ум, волю, сердце, делает чуткой и чистой совесть, умножает добродетели веры-надежды-любви, крепит молитву и ревность в исполнении заповедей. Над всем же — благодать Божья. А злой целью сминаются силы души и духа, бесчинствуют ветры бесовских внушений.
Вся эта глубина слова и человека, открытая Господом, с фотографической точностью запечатлевается интонацией, неотъемлемой сердечной глубиной слова, а мы навык распознавания ее духа утеряли. «Эксперименты» показали: дети перестали различать интонему гнева, поскольку вся жизнь прониклась злобой. Безобразная интонация жизни отразила глубину падения звучащего в мире слова и убила слух сердца.
Вот бежит за апостолами служанка, крича: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17). Не правду ли кричит? Но апостол возмутился и изгнал из нее беса.
А мы? Как поступил бы XXI век? Вскричал бы: какая проповедница! Микрофон ей в руки: да огласит стадионы словом истины. Какой контакт с массами — догадалась же вещать о Христе на сленге и подмигивать толпе! Древний Колизей визжал бы от восторга вместо того, чтобы мучить христиан. Вся земля в мгновение ока приняла б Христа!
Дух бесноватой служанки пролился в жизнь. А мы призваны к целомудрию. Проблема №1 в нашей жизни — ее интонация, немыслимо злая и кичливая. Из ничего делаем раздоры вместо пробуждения в людях радости веры и любви.
Как умножить веру? Апостолы просили о том Господа, и Он указал на ее безмерность.
А теперь и сама чрезвычайность мировых обстоятельств подвигает её к высшему напряжению.
Два факта определили лицо наших дней.
Первый — вымирание коренного населения христианских стран северного полушария земли за предательство Христа.
Второй, продолжение первого — великое переселение народов Юга в пустеющий Север.
Что дальше? Сколачиваемая глобализмом блудливая сверхцивилизация смерти обречена. Восемнадцатая глава Откровения описывает ее грандиозное падение. Народу Божию советует отойти подальше. Миллиардам жителей Востока предвещено долгожданное просвещение светом неповрежденной веры.
Место России в грядущем — центральное. Историей определено ей хранить на планете высоту исходного вселенского православия. Хранить, закопав в землю? Нет: ленивый раб, так поступив, наказан вечными муками. Хранить — значит возрастать в святости. Не вечно быть нам соблазном миру, угождая маммоне, а не Богу. Что Господь хочет сделать, Он сделает. России предстоит воскресение. Через радость или муку? От нас зависит! maxresdefault.jpgОт решимости перестроить жизнь no-Божьи. Важен фактор времени. Ввиду сугубой ответственности пред Богом лучше б нам исправиться быстрее, не дожидаясь суровых внушений Божественной педагогики.
Доклад прочитан на «XVI Рождественских чтениях» 28 января 2008 года.

 

Вячеслав Вячеславович Медушевский, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2008