Печать
Просмотров: 1924

ekfle.jpgТолько что состоявшееся вручение наград победителям III сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва побудило нас обратиться к поэту, преподавателю Литинститута им. Горького, редактору конкурса Сергею Арутюнову.
- Сергей Сергеевич, почему подобные конкурсы важны для подрастающего поколения?

- Дело, пожалуй, в том, что подрастающее поколение русских литераторов ловко перехватывается ещё на подлёте такими институциями, как «Дебют» и «Липки» - по сути, ультралиберальными форумами, исповедующими своего рода отрицательный отбор.
То есть, первые места на этих ристалищах, как правило, занимают те авторы из числа молодых, которым удаётся с необыкновенной живостью передать отвращение к России, и притом таким слогом, который легко поддавался бы переводу на европейские языки; модернистским, не учитывающим ни одной из традиций русской классики, словно бы «наскально-пещерным».
Конкурс «Лето Господне» противостоит, как мне кажется, такой ротации молодой российской литературы уже тем, что старается выявить и приободрить тех пишущих с учётом традиции слога напевного и – любящего.


Да, такой слог сейчас не «в тренде»; у него много слабостей (некая сусальность, растроганность), он несколько сентиментален, и потому выглядит порой искусственным, но наши дети так думают и чувствуют. Они исследуют не только, как предписано школой,  прочитанные книги, но свои чувства, впечатления от паломничеств и просто путешествий отнюдь не только «к святым местам», и саму судьбу человеческую, прежде всего – свою и своих предков. В ней они пытаются различить контуры своего будущего. Иногда пишут настоящие, и порой весьма талантливые рассказы (косвенно талантливость наших детей подтверждают их публикации в толстых литературных журналах «Дружба народов», «Москва», «День и Ночь»).
Да, наши дети не больно-то искушены в постмодернистских или каких-нибудь там деконструктивистских приёмах, они пишут просто, потому что всего-навсего школьники, но с ними, с их наивными, но честными исканиями русской литературе будет, как мне кажется, в отличие от скандальных однодневок, весьма и весьма по пути.
Именно наши дети будут не «бродить вокруг традиции с берданкой», но именно что держать её в уме и памяти, и писать при этом – на человеческом языке, а не на собачьем наречии русофобов.

 

- Почему участие и победа в этом конкурсе детей с Донбасса была важна?

- Мне было важно в процессе обсуждения работ обратить внимание на сочинения именно тех конкурсанток, которые 

17492766_10154446561438017_6871135654450987739_o.jpgприехали из Донецка. Из ЛДНР поступило около 60 работ, но в число финалисток попали всего двое – Алина Сидорова и Виктория Ктитарова. Это не удивительно, учитывая, что всего на конкурс поступило около 1200 работ, и отбор был чрезвычайно жёстким.
…Новороссия – моя вера, прообраз будущей России без коррупции, с крепким, истинно народным самоуправлением на местах, и мне, конечно, хотелось, чтобы имена девочек из Донецка прозвучали и в числе победительниц.
- Расскажите подробнее о сочинениях девочек.
Вступительная работа заочного этапа у Алины была посвящена теме любви у Куприна, а у Виктории – смыслу послания» братьев Стругацких в романе «Трудно быть богом». Работы получились зрелыми, точными, обоснованными.
Очный этап также выявил несомненное лидерство донецких конкурсанток; Вика развила целую философию «прямого действия», а Алина написала живую, страстную работу о фронтовом Донецке, в которой напряжённо звучит горячая вера в будущее города.
По счастью, особой борьбы на обсуждении работ с другими экспертами мне вести не пришлось: было единогласно признано, что Алина и Виктория достойны наград.
Я поздравляю их и всех, кто болеет за наши самопровозглашённые республики с ещё одной победой – на конкурсе «Лето Господне». Пусть это сравнительно малая победа, но она – настоящая.

Наталья Овчинникова