Печать
Просмотров: 483

36778_900lokijuhytgr.jpgСвятые угодники Божии еще при своей земной жизни силою Святого Духа совершали чудеса исцелений от тяжелых недугов души и тела, и после ухода из этого мира они продолжают помогать нам в житейских скорбях наших.
Святого мученика Трифона просят спасти от «злого очарования» (в народе это называется сглазом и порчей). Ему молятся при нашествии на сады и огороды вредных насекомых. В детстве, в селе я слыхала, что для избавления от жуков, гусениц, мышей — врагов будущего урожая — на перекрестке трех дорог читают молитву святому Трифону.
Прекрасной была императорская дочь, образованной и умной. Венценосные женихи ловили на пирах ее взгляд и улыбку. Но не спешил отец с выбором зятя.

Большие надежды возлагал он на выгодный для дальнейшего укрепления Римской империи политический брак.
Но вот римский император Гордиан, царствовавший с 238 по 244 гг. нашей эры, впал в отчаяние, удрученный большим горем — в его любимую дочь вселился бес, нечистый дух, причинявший юной девушке невыносимые страдания. Врачи не могли помочь ей.
И вот однажды император в полусне услышал завывающий голос беса, с торжествующим хохотом сообщивший, что никому не под силу прогнать его кроме Трифона из Комсады.
Юноше Трифону было в то время всего лишь 17 лет, но уже немало исцелений и спасения принесла благодатная сила его молитвы.
Древний мир. Третий век дал миру великих святых. Именно в это время жили святая Татьяна (дочь знатного римлянина, имевшего мужество быть дьяконом церкви в римских катакомбах), замучены Павел и Иулиания (брат и сестра), утоплены в море мученики Виктор, Клавдия, Галина, Ника (Виктория), замучены за чистоту жизни и великую веру Хрисанф и Дария (икона этих святых супругов есть в харьковском Благовещенском соборе).
В третьем же веке пострадали за Христа все три наших православных святых Валентина: два из них были священниками, один — воином.
Георгий-Победоносец и царица Александра. Тогда в III веке лютый гонитель христиан, император Домициан, послал на смерть свою жену — императрицу, и любимого офицера, центуриона Георгия, за исповедание христианства.
В этом же веке замучен был 12-летний ребенок — святой Витт, которому была дана благодать от Господа помогать в черной немочи, падучей, пляске святого Витта. В народе считается, что молитва ему помогает при эпилепсии. (Косма и Демьян — врачи-бессеребренники, Пантелеймон-Целитель), а в 258 году казнены были святой папа Сикст II (изображенный Рафаэлем на Сикстинской Мадонне) и его священники. День их в православном календаре — 23 августа, (день освобождения Харькова); Андрей Стратилат, святые мученицы София и Ирина; святые покровители сна — семь мучеников Эфесских — совсем еще дети-подростки, призванные на военную службу; Неонилла, Парискева-Пятница; Анастасия-Узорешительница (иконку ее и молитву передают в места заключения и берут с собой на суд, надеясь на справедливый приговор или освобождение); Гурий и Самон (Гурий, Самон и Авив считаются в православии покровителями семьи и брака, защитниками обиженных жен).
Их икона так же есть в Благовещенском соборе, и я за многолетнюю свою деятельность реализатора икон по датам рождения не раз слыхала о благодатной помощи этой иконы. Святая Евгения (чистая, нежная, мужественная римская дева, бывшая игуменом мужского монастыря), святые Екатерина и Варвара Великомученица жили в конце этого века.
И это ведь далеко не полный перечень святых мучеников III века — наших великих покровителей и заступников, имена которых даны нам при святом крещении.
Страшное это было время, но христианская церковь, святая вера выстояли. Свет Макковеев, Фаворский свет, нежное сияние Веры-Надежды-Любови освещали им путь в будущее. Сердце человеческое тоскует по сочувствию, по любви. Земной путь Христа, жизнь христианских мучеников — это жертвенная любовь. Это непобедимо.
И вот, в первой половине этого тяжелого III века во Фригии, близ города Апамеи в селении Комсаде, в семье бедных необразованных, но духовно богатых благочестивых родителей рождается мальчик.
Не знал он ни школьного образования, ни чтения книг, знал лишь тяжелый труд земледельца.
С малых лет много дней проводил он на пастбище, где в тишине много размышлял и молился.
В житии святого Трифона пишется, что, не познав книжной учености, рожденной человеческой мудростью, познал он премудрость Божественную и удостоен был от Господа дарований Святого Духа. Со слезами молился он Богу, посещал храм, помогал бедным, несчастным, больным. Сердце его наполнено было любовью, и заслужил он любовь народную. Еще ребенком наделен он был благодатною силою чудотворения.
О нем заговорили по окрестным городам и селам, и стали собираться люди в его доме как для спасительной беседы, так, особенно, с надеждой на исцеление, и он исцелял.
Весть о простом крестьянине дошла до римского императора Гордиана. И вот, этот чистый светлый юноша, прекрасный ароматом любви и сострадания цветок полей дальней Малоазиатской провинции великого Рима Фригии, страны со столицей, соименной императору — городом Гордианом, в окружении императорских посланцев-воинов едет на быстром коне по дорогам, ведущим в Рим, где бьется в конвульсиях и рычит не своим голосом несчастная царевна.
И по мере приближения святого всадника бес, чуя свою погибель, все сильнее мучил ее и, наконец, с воем вышел из нее, и она полностью исцелилась.
С почетом встретив Трифона, император попросил показать нечистого духа воочию. Собрались во дворце приближенные, высокие военачальники, римская знать. Шесть дней постился святой, молился, затем приказал духу злобы явиться видимым образом.
И появился, выскочил страшный черный пес с огненными очами, который волочил свою голову по земле, не смея ее поднять. Свидетели этого зрелища были потрясены, и часть из них обратилась в христианскую веру. Император осыпал святого подарками, которые тот по дороге раздал нищим.
Однажды жителей родного села святой Трифон спас от голода, силою молитвы он заставил вредных насекомых, истребляющих хлебные поля, уйти.
И вот на престол вступает жестокий гонитель христиан император Декий, и скоро Трифон был подвергнут суду.
Когда посланные за ним экзархом Анатолии (Малой Азии) Аквилианом стражники разыскивали святого Трифона, его земляки, скрывая его, отвечали им вопросом: «Не пастух ли это гусей, искусством врач?» На иконах святой Трифон нередко изображается в окружении гусей или птиц (как, например, в нашем Благовещенском соборе) или с соколом. Он является также святым покровителем птиц. На суд он явился сам. Суд состоялся в городе Никее. Еще далеко 325 год — год I Вселенского Никейского Собора, на котором святой Константин Великий в присутствии святых епископов, в том числе и епископа Мирликийского — Николая Угодника, издал закон, запрещающий преследование христиан (как же потом нарушали этот закон, достаточно вспомнить Юлиана Отступника).
А сейчас — первая половина III века, и святой Трифон осужден был на смерть. Осужден потому, что твердо и бесстрашно исповедовал христианство и отрицал предложенное в обмен на жизнь язычество.
Долго и жестоко мучили его, заставляя согласиться, гнали, привязав к лошади, со вбитыми в ноги гвоздями, жестоко били, жгли. Наконец, святой мученик был усечен мечом. Это произошло в 250 году.
Никейские христиане доставили его мощи на родину, в селение Компсаду. Впоследствии мощи святого перенесены были в Константинополь, затем — в Рим. Часть их, чудотворных, исцеляющих, находится в Москве.
Чудесные избавления по просьбе к этому святому давно были известны на Руси.
В нижнем храме Благовещенского собора г. Харькова есть изображение святого Трифона на коне, с соколом на руке. Это так называемое Чудо святого Трифона.
В Харьковской области в поселке Комсомольский есть храм Св. Трифона.
Обетный храм
небесному покровителю
Не верил боярам грозный царь, всюду измена ему чудилась. «Псы государевы», опричники, рыскали по Москве со своим символом верности — притороченными к седлу собачьей головой и метлою, вынюхивая и выметая «крамолу». Сквозь пальцы смотрел Иоанн Васильевич Грозный на бесчинства своих молодцев. Руководил террором кат, проклятый Гришка сын Лукьяна Скуратова-Бельского. Прозвали этого палача, собственноручно удушившего праведного, любимого народом митрополита Филиппа, Малютой Скуратовым.
Осторожно вошел Малюта в царскую опочивальню, донести надобно было государю о бегстве опального князя Андрюшки Курбского в Литву. Удивленно уставился на блаженную улыбку царя. На плече у того сидел молодой соколишка и нежно поклевывал царское ухо. Из гнезда, еще не совсем оперившимся, поднес его Иоанну молодой опричник. Из царских рук вскормлен был птенец.
С гиканьем и свистом неслась по златоглавой ватага опричников во главе с царем-батюшкой, ехали с соколами, любил Иоанн IV соколиную охоту.
Удачливым добытчиком стал любимый царский сокол, много охотничьей дичи бил он на лету. Готовил эти соколиные трофеи для царского стола только старший куховар, угощались только очень желанные гости. Даже государи заморские наслышаны были о славном кречете.
И вот исчез сокол. В отчаянии рвал на себе волосы старший сокольник Тришка Патрикеев.
Три дня сроку дано было ему на поиски улетевшей птицы, гнев царский был страшен.
Долго искал он ее по окрестным местам и лесной чаще, призывно посвистывая опухшими губами.
В конце третьего дня в местности, названной впоследствии Марьиной рощей, сморил его чуткий сон. Помолился усердно перед сном своему святому покровителю, святому мученику Трифону. И как наяву увидел он вдруг яркий солнечный свет, и из-за расступившихся перед ним лесных деревьев — выехавшего на белом коне светлого, прекрасного юношу с соколом на руке. И услышал от святого всадника, что птицу он найдет. Проснувшись окончательно, увидел сокольник недалеко на сосне кречета, который с радостным клекотом слетел ему в руки. Счастливый охотник рассказал царю, да и всей Москве, о чудесной помощи, полученной от святого Трифона. На месте явления святого боярин Трифон Патрикеев сразу же со слезами благодарности построил часовню, а затем воздвиг церковь во имя святого Трифона.
Святой мученик Трифон, молися о нас, грешных, Владыке Христу и помогал нам победить мир, плоть и дьявола, многообразно воюющих против нас. Избави нас от врагов видимых и невидимых силою твоей молитвы.

 

Дина Дегтярева

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005