Печать
Просмотров: 520

23350409_1208879868_54d8102ff31be29594c98e3a455fdfe51.jpgВ застой Ира закончила престижный истфак, работала затем преподавателем истории, на волне перестройки подалась в «крутой» бизнес. Преуспела. Сотрудничество с бельгийской фирмой, собственный магазин со всеми вытекающими атрибутами «крутизны»: комфорт, надежность, преуспевание — все, чему не должно быть и не будет конца. Так казалось. И вдруг, в один из дней эта красивая молодая женщина просыпается с четкой установкой: оставить бизнес!


А дальше пошли совершенно невероятные вещи: чуть ли не в тот же день нашелся покупатель. Ирина благополучно сбросила весомую ношу и, оставшись налегке, стала думать, как ей жить дальше. И тут произошла еще одна удивительная вещь: после службы в храме к ней подошел батюшка и сказал: «Будешь возить паломников по святым местам!» От неожиданности Ирина не знала, что ответить, и молча кивнула. Случилось так, что в следующее воскресенье в храм на Клубную Ирина придти не смогла, а когда там появилась, отец-настоятель уже ждал ее.
— Куда же ты пропала? Уже и люди собрались, надо ехать.
Эта первая поездка прошла у Ирины на удивление успешно, и она охотно согласилась отныне заниматься паломнической службой. Снова собрали группу, наняли автобус, поехали. И вот тут-то все и началось...
Говорят, сколько людей, столько и мнений. Ирина считает: сколько людей, столько и искушений. В поездке, особенно паломнической, человек виден, как на ладони. Одному нужно одно, другому — абсолютно противоположное. Вот где прекрасная возможность испытать свое смирение, проверить великодушие, проявить элементарную порядочность. Увы, именно в паломнической поездке чаще проявляются наши самые уязвимые стороны. И кому больше всего достается? Ну конечно же, именно руководителю группы.
Ирина запаниковала. «Я не столь совершенна в духовном плане, чтобы мне ездить и набираться греха», — примерно так сформулировала она свою мысль батюшке и взмолилась: освободите!
Оставить паломническую службу батюшка не благословил. На сегодняшний день Ирина возит паломников уже третий год. Поездки бывают более и менее удачными, «обыкновенной» не было ни одной. Про каждую Ирина может рассказывать часами, о всех тех удивительных, выходящих за рамки привычного эпизодах, которые в сущности и составляют разницу между простым экскурсионным туром и духовным деланием, которое зовется паломничеством.
Смирилась ли Ирина со своей «участью» руководителя группы? Правильнее было бы сказать: пришло осознание своего долга, осознание, как говорили раньше, «если не я, то кто?» Постепенно пришло ощущение, что она на своем месте. И был такой примечательный эпизод. В российской глубинке в одном из храмов посоветовали им обратиться со своим наболевшим к многоопытному старцу. Пока паломники обдумывали свои вопросы, вышел старичок и сходу каждому дал рекомендацию по самой сути волновавшей человека проблемы.
На Ирину, которая, и не собиралась старца ни о чем спрашивать, это явление прозорливости произвело столь сильное впечатление, что она решилась лишний раз испытать судьбу и выяснить у духовного лица, стоит ли ей так плотно заниматься паломнической деятельностью, богоугодно ли, наконец, это занятие (в чем у Ирины оставались еще на тот момент сомнения).
— Богоугодно. Не тревожься, — ответил старец, — о другом сокрушайся: как мало времени осталось этим делом заниматься.
Почему он так сказал? — задумалась Ирина. И чем больше размышляла на этот счет, тем более укреплялась в мысли, что не зря она оставила престижный бизнес, неспроста — Господь призвал. По всему видно, что грядут испытания. Впрочем, если по большому счету, разве были когда-то времена легкими для православных за всю двухтысячелетнюю историю христианства? Никогда и нигде, начиная с гонений на первых христиан. А сегодня, как никогда, на всей постсоветской территории явная угроза исходит от агрессивно настроенных экспортеров Христа в страну с тысячелетней православной культурой.
Цену хваленой западной «духовности» она знает не понаслышке. Доводилось ездить в командировки, общаться и с нашими «там», и с коренным населением. Не согласилась бы остаться за рубежом ни за какие посулы. Отчуждение, крайний индивидуализм, распад самых близких родственных связей (родители-дети, братья-сестры). Ощущение, что единственная цель их существования — стать богатыми и сытыми.
Ира рассказала, как в Бельгии переводчица оставила ее у своих бельгийских знакомых. Квартира — типичная для Запада, где гостиная плавно переходит в кухню, а затем в спальню, так называемая «студия». Время было обеденное. Семья готовилась кушать. Ира есть не хотела и стала судорожно активизировать свой английский для вежливого отказа. Но языковая практика не состоялась. Никто не побеспокоился пригласить ее к столу. Они совершенно естественно повернулись к ней спиной и принялись трапезничать. Присутствие постороннего человека их нимало не сконфузило.
Переводчица, пришедшая за Ирой, нисколько не удивилась. «Хлебосольство здесь не в моде», — пояснила она. Даже когда родители отводят ребенка на полдня к бабушке (что случается крайне редко), обязательно несут пищевой паек, дабы не заморить чадо голодом.
И эти люди засылают к нам своих эмиссаров учить нас духовности!
Не далее как в октябре минувшего года в г. Боголюбове, в женском Боголюбском монастыре столкнулась Ирина вот с каким чудом. Человек занимался реставрацией иконостаса. По его просьбе там была сфотографирована старинная роспись, во время проявления пленки пресвятая Богородица преобразилась: привычный плат и хитон сменили шлем и кольчуга. Архимандрит Нифонт, настоятель Дальних пещер Киево-Печерской лавры, в личной беседе с Ириной прокомментировал это явление так: «По всей видимости, своим чудесным преображением Пресвятая Богородица показала нам, что готова защищать Православие». Факт отрадный.
Впрочем, насколько все было бы проще, если бы все сводилось к тому, чтобы победить врага внешнего. Главный враг Православия запрятан в нас самих, — считает Ирина.
Послушайте, о чем мы рассуждаем в наших паломнических поездках: кто как стоит, кто как сидит, у кого платок как повязан, у кого какой длины юбка... Только себя мы не видим.
Ира цитирует Игоря Рослякова (убиенного Оптинского монаха о. Василия):
Молюсь зело,
Пощусь отменно,
Стяжал большую благодать,
И лишь одну имам проблему —
Своих грехов мне не видать.
Узнаваемо, не правда ли? Православные неофиты — проблема номер один. А другой враг — уныние, отчаяние, опасение, что Бог не простит наши бесчисленные прегрешения. Упал — надо немедленно подниматься и двигаться дальше.
Познав эту истину, Ирина старается ей следовать, а еще она уверена: крест свой надо нести с благодарностью. От Господа он!

 

Светлана Юрьева

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005