ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - УМЕРИТЕЛЬНИЦА СМУТ
Поиск

-056744321.jpgДревняя Русь, начало XII века. Строятся великие древние храмы, расцветает Новгородская школа древнерусского искусства, возводится София Новгородская, которая и сейчас поражает своей простотой и одухотворенностью. Не менее поражают и иконы того периода.


 

Однообразен тёмный цвет,
Но в этом греческом письме,
Но в этой простоте старинной
Есть тайна, внятная душе.
Они шлют горестям покой,
И укрощают дух волненья.
На сердце, сжатое тоской,
Они наводят умиленье.

Свойство души человеческой тосковать по любви и пониманию дало повод к возникновению иконопочитания.
На перекрестке дорог у града Китежа стояла часовенка. Иконе, которая находилась в этой часовне, приписывают очень древнее происхождение. В некоторых источниках ее создателем считают апостола Луку. Она напоминает Владимирскую икону и по иконописному изводу тоже относится к типу «Умиления».
Князь Георгий Всеволодович Псковский хотел перенести икону из часовни в город Китеж. Но икону сдвинуть с места было невозможно.
Тогда вместо часовни был устроен Городецкий монастырь.
Было это в 1164 году. И икона, имеющая на обратной стороне изображение святой Параскеавеи Пятницы, стала храмовой святыней Городецкой обители.
Монастырь сгорел во время нашествия хана Батыя. Все скорбели, думая, что погибла и святыня.
В то время в Костроме княжил Василий Квашня — родственник Александра Невского. 29 августа в день третьего орехового Спаса князь Василий выехал поохотиться в окрестных лесах. Но люди в городе обратили внимание на прекрасного воина, шедшего по улице Костромы с иконой в руках. Он был невероятно похож на изображение святого их покровителя Феодора Стратилата, и горожане в изумлении смотрели ему вслед, пока он внезапно не скрылся из виду.
Преследуя зверя в лесу, князь вдруг увидел на дереве сияющую икону. Несколько раз протягивал он к ней руки, но икона поднималась выше и выше. Князь и бывшие с ним охотники пали на колени и лишь когда прибыло духовенство и был отслужен молебен, икону понесли в город. Народному ликованию не было предела, Светлый Образ был поставлен в Соборном Феодоровском храме Костромы и назван Феодоровской иконой Матери Божией.
Собравшиеся в чудесно обретенной иконе узнали икону из сгоревшего Городецкого монастыря.
В лесу на месте явления иконы князь Василий основал Запрудненский монастырь.
Несколько лет спустя в соборе случился пожар, но огонь не тронул Святыню.
В 1260 году к Костроме подступили татары, тогдашний костромской князь Георгий Васильевич взял икону в ополчение, и когда началась битва, ее с молебнами несли за войсками священники. И вот произошло чудо — лик Богородицы засиял нестерпимо ослепительным светом, татары были потрясены и в ужасе бросились бежать.
В последствии на месте этой битвы у озера возникло селение Святая Весь.
Феодоровская икона пережила еще один пожар, собравшиеся горожане явно видели как икона явно стояла в воздухе над пламенем, затем опустилась на городской площади. Вскоре был построен новый каменный храм в честь Успения Богородицы, а в нем придел святого Феодора Стратилата и туда была перенесена Феодоровская икона.
В начале XVII века на Руси разразилась страшная смута. Нация стала на грань порабощения польскими оккупантами.
Мы уже описывали в прошлом номере (№23) как состоялось освобождение Москвы, и как Земский совет и Великий Собор решили звать на царство Михаила Федоровича Романова-Юрьева. Это был единственный сын Федора Никитича Романова-Юрьева и его супруги Ксении Ивановны. К тому времени они были уже в схиме с именами Филарет (позже был патриархом российским) и Мария.
После освобождения из польского плена Марфа увезла сына в Ипатьевский монастырь.191d922ebaf5538ecc03c646aab0ddc6.jpg
27 марта 1613 года в Кострому прибыло посольство. В монастырском храме, собравшиеся умоляли мать благословить сына на царство. Старица была непреклонна, она опасалась бремени царской власти, которая могла погубить ее единственного 16-летнего сына.
Наконец глава посольства епископ Феодорит и келарь Троице-Сергиевской лавры Авраамий Палицын поднесли Образа (среди которых была и Владимирская икона Божией Матери) к Марфе и Михаилу и сказали, что должны они ради Богоматери сотворить повеленное им от Бога.
Старица упала на колени перед Феодоровской иконой Божией Матери и благословила ею своего сына на царство.
Так взошел на престол первый самодержец из рода Романовых.
Благодатная сила сняла напряжение смутного времени.
Чудотворный список с Костромской Феодоровской иконы Марфа Ивановна и сын ее Михаил увезли в Москву и поставили в придворной церкви Рождества Богородицы.
Святейший патриарх Филарет молился перед этой фамильной святыней дома Романовых, прося Царицу Небесную дать мудрость и терпение его сыну в трудном деле управления державой.
Обращаясь к этой иконе просят о мире, о избавлении от огня, меча, нашествий иноплеменных и междоусобной брани. Дабы отвратила всякий гнев и даровала всем время на покаяние.

 

Дина Кондратьевна Дегтярева

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004