ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ФОРМУЛА СЛУЖЕНИЯ
Поиск

f0_336809641654334.jpgМы продолжаем серию публикаций, посвященных книге Фомы Кемпийского «О подражании Христу».
В 1598-м году один Иезуит, путешествовавший в Аравию, пишет, что он видел «Подражание» в библиотеке Мавританского Короля, который сказал, что он уважает ее более всех Магометанских книг.
«Подражание» читали повсюду, в конце XIX века на русский язык его перевел не кто-то, а сам К.П. Победоносцев, которого католиком уж никак не назовешь.
Государственный деятель, ученый-правовед, публицист. Он преподавал законоведение наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880-1905 обер-прокурор Святейшего Синода.


Победоносцев был фактическим главой Русской Православной Церкви. Это был образованный, умный, глубокий, по-своему одухотворенный человек, со сложной внутренней жизнью.
Победоносцев предполагал сделать главным инструментом «внутреннего перерождения людей» Православную церковь. При нем заметно увеличилось число монастырей, церквей и церковных народных школ.
Хотя были у «Подражания» в России и принципиальные противники, в частности святитель Игнатий Брянчанинов: «Как прав был тот помещик, который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, вырвал у нее из рук, и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман».
Действительно, мистический опыт, основанный на методическом развитии воображения, может привести верующего к полному духовному и душевному расстройству.
Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения».
Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам».
Лишь мера отделяет лекарство от яда. Встречаются люди со всеми признаками обольщения, которые читают только Священные Писания. Но главное отличать духовное от душевного и святость от мечтательности.
Некоторых беспокоит, что книга, которая производит сильное действие на кровь и нервы, написана католиком, но на самом деле Православная вера и русская духовная традиция ничем не могут быть вытеснены.
Сами католики до сих пор переводят Иоанна Кронштадского, «Откровенные рассказы странника» и проповеди митрополита Антония (Блума).
Мистические настроения самоуглубления и отрешенности, пронизывающие «Подражание», выражали, хотя и не вызывающее, но довольно решительное неприятие внешней, формальной и громоздкой официальной религиозности, которая заменялась здесь религиозностью глубоко личностной и сугубо моральной. Поэтому при первоначальном появлении, книга была осуждена Латинской Церковью, и преследовалась Инквизицией. Преследование было прекращено и обратилось в покровительство, когда было усмотрено, какое действие производит «Подражание» на людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение.
Многих смущает слово «Подражание» в этом можно усмотреть имитацию, ведь человек должен оставаться подлинным, а не точной копией.
Вряд ли есть иной путь познать небесного Бога, кроме как приобщившись к любви здесь, на земле. Книга не о подражании любви. Она — о таком созерцании самой глубины сущности любви, которое эквивалентно участию в бытии Бога, который сам есть любовь.
А исполнение заповедей является лишь видимым внешним проявлением любви к Богу, но это не единственный критерий любви.
Автор сам развеивает опасения, когда пишет: «В Слове Божием не нужно искать тщетного услаждения, но должно внимать им в молчании и принимать со всем смирением и любовью».
Как-то перед сном я читал «Подражание» и во сне я увидел картину, на которой люди идут в одном направлении с Христом, но они одержимы страстями, заняты собой и тьма обступает их со всех сторон, в центре — Иисус его лицо спокойно и невозмутимо, он несет крест, который одновременно является источником света. Единственное цветовое пятно, это кровь из-под тернового венца.
Утром ко мне зашел знакомый художник Славик Котенко и я подробно описал ему впечатление от сна. Вечером он прибежал ко мне с готовым рисунком.
Гораздо позже я узнал, что голландский художник позднего средневековья Иероним Босх именно под впечатлением от «Подражания» выразил идею книги, написав картину «Несение креста». Разница лишь в том, что там персонажи предстают в средневековой одежде. За пять столетий существенно поменялась одежда, но не модель поведения.
Конечно, невероятно трудно жить в миру и одновременно осуществлять деятельное служение Господу.
Эта книга призывает не бояться жизненных ситуаций, она помогает судить о вещах по существу, а не по мнениям людей. Житейское море не захлестнет, потому как вы всегда будете над ситуацией, вы как бы заглянете за иллюзорный «покров майи».
Вечные истины универсальны, разнятся формы, в которых они нам подаются, если в Шримад-Бхагаватам приводится такой образ, — поврежденная природа не позволяет человеку созерцать Господа и чистый преданный может подняться лишь до лотосных Его стоп, то Фома, не зная индийской традиции, пишет тоже самое, только вместо слова лотосные у него — дивные.
Когда воспитатель императора Александра Первого Лагарп был предан революционному суду и затем освобожден, то он с восторгом говорил своему другу: «В заключении я случайно увидел книги: Псалтырь и «Подражание» Фомы Кемпийского, начал читать их, и благодать Христа Спасителя коснулась моего ума, омраченного заблуждениями: я повергся на колена, зарыдал и тут же почувствовал, что я как бы переродился. Скоро та же благодать помогла моим адвокатам оправдать меня перед заседавшими в новом якобинском синедреоне судьями, и я теперь уже христианин».
Советник Александра Первого граф Михаил Сперанский был жертвою интриг и как следствие тяжких обвинений в государственной измене, не только неосновательных, но и прямо нелепых; но книга Фомы Кемпийского, которую он переводил с любовью, посреди самых усиленных государственных трудов, постоянно поддерживала в нем твердость духа и покорность воле Божией.
Сергей Моисеев

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004