Печать
Просмотров: 1942

1000-865-8c5557f0d7f63191553f642.jpgВ Москве существует храм -- Ризоположения. Посвящена эта церковь особо почитаемой в России святыне -- ризе, в которую в день мученической казни был облачен Иисус Христос. Согласно древнему церковному преданию, эта реликвия в первой четверти XVII века оказалась в Москве.
Легенда о Ризе Господней восходит к новозаветной первооснове -- Евангелию от Иоанна. Эпизод, кстати, отражает реальные нравы и установления того времени. Палачи -- в качестве вознаграждения за "работу" -- имели право взять себе одежды казненных.

"Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет... Так поступили воины".

 

Предания, записанные лишь на рубеже I-II тысячелетий, рассказывают о том, что среди тех воинов оказался некто по имени Елиос, грузинский еврей. Елиосу и достался по жребию хитон Христа. С этим "трофеем" он вернулся в Грузию. Дома он подарил хитон сестре своей Сидонии, до которой уже дошли вести о событиях в Палестине, о жизни, проповедях и мученической гибели на кресте пророка по имени Иисус. В благоговейном восторге прижала Сидония святыню к груди и скончалась.
Эту благочестивую женщину похоронили так, как она просила, -- с хитоном на груди. И на ее могиле вырос кипарис, почитаемый на Кавказе как священное дерево. Минуло три столетия, и христианство стало в Грузии государственной религией. Повелением первого грузинского христианского царя кипарис над погребением Сидонии был спилен, дабы воздвигнуть на этом месте храм. При строительстве его была использована значительная часть ствола кипариса. Оставшаяся древесина пошла на изготовление крестов, один из которых и сейчас хранится в этом соборе. Легенда утверждает, что корень древа, оказавшийся в основании храма, стал источать благоухающее целебное миро. Поэтому и назвали храм Свети-Цховели, по-грузински "Животворящий Столп". В первой четверти XVII века христианская Грузия стала жертвой опустошительного нашествия персидского шаха Аббаса. Из других легенд известно, что этот АББАС ПРИСЛАЛ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОСОЛЬСТВОМ В МОСКВУ РИЗУ ИИСУСА ХРИСТА.
В Кремле драгоценный ларец открыли, и патриарх Филарет бережно достал его содержимое. "И по досмотру, -- как записали в специальном акте, -- в том ковчежце оказалась часть (некая) полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давних лет, лице изменила, а ткань во льну (то есть льняная)."
Когда патриарх Филарет получил дар персидского шаха, он установил для себя и для своего ближайшего окружения семидневный пост с упованием на то, что "Господь Бог о той святыне проявит волю свою". И воля эта -- как утверждает предание -- была проявлена: "больные выздоравливали от прикосновения к ним Ризы Господней". В течение первой недели -- 14 случаев исцеления. А по 1 сентября 1625, года -- 67. Слепые прозревали, к глухим возвращался слух; страдавшие горячкой, а также парализованные, становились совершенно здоровыми.
10 июля 1625 года в Успенском соборе Московского Кремля, в алтаре первопрестольного российского храма, хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег. А в российском церковном календаре появилась новая запись: "Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве."
Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью - Русской. Во всем христианском мире ему посвящен один-единственный храм -- Московская церковь Ризположения на Донской.
Однако Грузинская церковь убеждена, что хитон до сих пор пребывает в неприкосновенности в соборе Свети-Цховели. И это убеждение грузинских собратьев по вере иерархам Русской православной церкви, несомненно, известно. Богословы Русской православной церкви сняли противоречие, объявив, что истинно и то, и другое, что речь идет о разных одеяниях Иисуса Христа. Любопытно, что в средневековье на обладание хитоном претендовали еще два десятка католических храмов. Со временем всех соперников оттеснил Трир -- один из древнейших германских городов. Интересно было бы исследовать возраст и происхождение этой ткани таким же образом, каким была недавно исследована ткань Туринской плащаницы. Что же касается реликвии Успенского Собора Московского Кремля, то судьба ее неизвестна. По всей вероятности, Риза Господня, вместе с другими особо почитаемыми реликвиями, была унесена из собора в 1918 году, после прекращения в нем богослужений.
И тем не менее в церкви Ризоположения, в числе его святынь имеется храмовая икона, изображающая событие, в память о котором построен храм. В середину иконы вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренной патриархом Алексием в 1951 году к 250-летию со дня основания Ризоположенского храма.