Печать
Просмотров: 1186

DXRzeMIX0AA1Fqz.jpgВсякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется — Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.

Агафьины видения
Жила-была в Нижегородской губернии дворянка Агафья Семеновна Белокопытова. Замуж она вышла за богатого помещика, но в браке была недолго. Муж ее вскоре умер, и осталась она с малюткой дочерью на руках. Решив посвятить себя Богу, Агафья вместе с младенцем отправилась в Киев, в окрестностях которого в ту пору было великое множество монастырей.

В одном из них Агафья и осталась. Но однажды явилась к ней Божья Мать и говорит: «Ступай в земли, которые тебе укажу. В землях тех обоснуешь женскую обитель, которой я стану покровительствовать так же, как моим землям в Иверии (Грузия), Афоне и Киеве».
Посоветовавшись со старцами, Агафья Семеновна отправилась в путь. Было это в 1760 году.
Бродила Агафья с дочерью по Руси, пока не увидела еще один сон. Вновь явилась ей Богоматерь и сказала: «Место, где ты сейчас находишься, и есть то самое, где должно вознестись обители, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете...».
Случилось это в Дивеево. Очнувшись ото сна, пошла Агафья в ближайшее село, где ее вместе с дочерью приютила одинокая вдова. Через четыре года девочка внезапно умерла. Ничто теперь уже не связывало Агафью с мирской жизнью. На средства от распроданного огромного имущества она в 1767 году начинает строительство каменного собора на том самом месте, где явилась ей Богоматерь. А в 1788 году соседская помещица, которая знала историю Агафьи Белокопытовой, пожертвовала новому храму 1300 сажен земли. Так было положено начало Дивеевской обители.

 

diveevo-21.jpgЕдва исполнилось Агафье 55 лет, как силы стали оставлять ее. Предчувствуя свою смерть, попросила она трех монахов из соседнего Саровского монастыря исповедовать ее. Был среди них тридцатилетний Серафим, которому Агафья передала духовное попечительство над Дивеево. Ничего не ответил тогда ей Серафим, ибо, следуя своему пути, уходил в многолетнее затворничество.

Всегдашняя игуменья
Строительство Дивеевского монастыря продолжилось лишь в 1825 году, когда истекло время Серафимова отшельничества. Теперь уже ему стала являться Богоматерь, чтобы руководить строительством своей обители. В своей предсмертной исповеди Серафим скажет, что «ни одного камешка» он в Дивеево «по своей воле не поставил». Высшими силами было указано, где должны встать постройки, из какого материала сделаны, продиктован устав обители. А еще названы имена трех послушниц, которым надлежало вырыть Канавку, и даже указаны ее размеры — три аршина глубиной и три — шириной (аршин — 71 см), велено насыпать вал, а склоны засадить крыжовником для укрепления грунта.
Канавку ту сестры-монахини рыли три года: летом и в зимнюю стужу, когда из-под топора, которым рубили мерзлую землю, летели снопы искр. Рылась Канавка затем, чтобы оградить обитель от злых сил. Дивеевской обители и России предстояла одна судьба — вот Канавка и должна была стать всем нам охранительным рубежом. И еще сказано было, что, если кто нарушит данный свыше порядок в обители, быть в России беде.

Огненная стена до неба
Серафим Саровский, прославившийся в народе чудесами и пророчествами, любил повторять, что Саров — только рукав, а Дивеево — шуба. А еще говорил он, что приедет в Дивеево царь со своей семьей, и станет обитель единственной в мире лаврою (лавра — как правило, мужской монастырь, подчиняющийся только патриарху). «Станут все приходить к нам... запираться для отдыха... станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать, а нам уже не нужно, много своих тогда будет...
Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с Канавки брать на исцеление, и будет нам она вместо золота.
Но когда придет изобилие во всем, тогда уже всему будет конец. Канавка эта одна всегда заступит вас, став огненною стеною до неба!
Немало по лицу земли Русской славных храмов, монастырей. Многие из них будут до основания сметены нечестивцами. Этой же обители суждено долголетие и благоукрашение. И будет стоять она до скончания века.

Возродится Канавка — воскреснет Россия». Исполнение пророчеств

file_520.jpgКак ни трудились сестры над Канавкой, она все же не опоясала сомкнутым кольцом Дивеевский монастырь. Остался в ней разрыв в целых 125 метров, на месте которого предполагалось возвести храм. Из-за разрыва того или по другой какой причине, но начались для Дивеево черные времена. После смерти Саровского в обители объявился некий Иван Толстошеев, назвавшийся последователем покровителя-чудотворца. Толстошеев изменил устав обители, начал сносить некоторые постройки, назначил новую игуменью — свою ставленницу. Только в 1861 году самозванец был разоблачен. Но сокровенный план обители нарушился. Уход за Канавкой прекратился. Более того: Толстошеев хотел засыпать ее всяким сором, а потом и вовсе разровнять. Но успел только, вопреки заветам Серафима, через Канавку понаделать переходов и мостков, а потом по священной тропе стали ездить на лошадях и в экипажах.
В 1862 году с приходом новой игуменьи началось возрождение Канавки. А в 1905 году в Дивеево приехал император Николай II с семьей, при огромном стечении народа по Канавке был совершен крестный ход. Согласно монастырским преданиям, когда царь собрался возвращаться в Петербург, ему сообщили, что монастырские ворота заминированы. Пришлось ему покидать обитель другой дорогой...
После воцарения в России атеистической идеологии Дивеево под видом трудовой артели продержалось до 1927 года. Но настал день, когда 794 обитательницам монастыря было приказано убраться в семидневный срок. Все они остались жить «на поселении» в близлежащих деревнях. К 70-м годам на Канавке поставили трансформаторную подстанцию и школу-интернат. Тогда же к Канавке стал возрождаться поток паломников. А спустя ровно 70 лет после разорения началось ее полное восстановление. По краям снова посадили крыжовник и даже Serafim.jpgкое-где углубили и расширили ее, потому как сестры не везде соблюли пропорции, заданные Богоматерью. Не зря Саровский любил повторять, что настанут времена, когда Канавку «дороют». Тысячи паломников срывают траву и цветы, берут землю с Канавки, ибо все, что с ней связано, почитается наделенным исцеляющей силой.
А икона, с которой начинался монастырь и которую привезла в «свой» храм Агафья Белокопытова, сейчас находится в Фатимском монастыре. Один из списков с нее — в Ватикане. До того, как список этот оказался у Римского Папы, он побывал в Америке. Тамошние христиане пытались собрать средства, чтобы построить для нее храм. Предлагали даже написать сценарий для Голливуда, в котором была бы рассказана ее история.
Когда-нибудь придет время и дивеевские иконы вернутся домой, и, наверное, уже наши дети удивятся новым чудесам. Если к тому времени люди вообще не разучатся чему-нибудь удивляться.


Владимир Щербаков