Летом надо найти время на перезагрузку. Давно собирался и, наконец-то, получилось с женой Ольгой посетить Оптину Пустынь. Обитель находится в Калужской области, на древнем пути из Киевской Руси во Владимиро-Суздальскую Русь.
По дороге обратил внимание на славянские названия рек и населенных пунктов. Названия отличаются от тех, что распространены в Московском регионе. В Московском превалируют угро-финские названия, например, река Икша, просматривается наследие татаро-монгольского ига, типа Деденево, от имени хана Деденя (убит в 1295 году в этом месте).
В Калужской области, к примеру, текут реки Рудня и Рудянка. Названия этих рек напоминают еще о дохристианских временах, в них угадываются имена богов Рода (у славян).
Город Перемышль напоминает о периоде миграции русского народа с Юго-Западной Руси в Русь Северо-Восточную. Многие города и поселки Северо-восточной Руси носят те же названия, что и города Руси Юго-Западной.
Перемышль Галицкой Руси в данное время находится на территории Польши и дал свое название Перемышлю Калужской области. Тоже можно сказать и о городах Муроме и Владимире. На Волыне есть Владимир и Муром в Черниговской области. Идентичные названия городов — это о том, что когда-то русский народ проживал на землях Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. Это наглядно опровергает современный украинский концепт.
Дорога из Москвы в Оптину нелегкая, не трасса «Дон», много светофоров, населенных пунктов, мест с ограничением скорости. Зато вдоль трассы можно увидеть красивейшие пейзажи — холмистая лесостепь открывает величественные картины. На подъезде к Оптиной взору открываются луга и леса с исполинскими дубами. В детстве я представлял себе, что именно в таком дремучем лесу должен обитать соловей-разбойник.
Считается, что нельзя попасть в святое место, если тебя не позвали святые этой обители. Когда мы ехали в Оптину, попали в сильнейшую грозу, но обитель встретила нас ласковым солнцем.
По дороге, мы подвезли женщину, она оказалась местным экскурсоводом, рассказала про героическую оборону города Козельска от войск Батыя в 1238 году. При осаде Козельска, которая длилась семь недель, татары потеряли изрядную часть элиты своего войска — именитых чингизитов. За что Батый назвал Козельск злым городом.
К слову, город по живописному ландшафту мне напомнил мой родной Чугуев в Харьковской области. Видовая на реку Жиздру и лес - буквально идентичная чугуевской с видом на Северский Донец. На круче воссоздана одна из деревянных башен древнего Козельска. Именно так я себе представлял реконструкцию башни чугуевской крепости. После освобождения Чугуева от укро-нацистов надо будет этот проект реализовать.
Мало кто знает, что в середине 14 века Калужская земля оказалась в составе земли Литовской. Литовское княжество в то время было фактически дублером Московского, православным русским государством. Если бы Литва не заключила бы Кревскую Унию с Польшей в 1385 году и Литва не стала окатоличиваться, то сейчас, возможно, центром Русского мира была не Москва, а Вильно.
Более столетия Калуга, основанная литовским князем Ольгердом, и Калужские земли входили в состав Литвы, но воля и решимость Великого князя Ивана Великого, заступившегося за православных людей в Литве и не побоявшегося вступить в войну с коллективным Западом, все изменили. В результате нескольких Русско-Литовских войн огромная территория от Калуги до Чернигова вошли в состав России. После этого Иван Третий стал первым Государем всея Руси!
По легенде, еще во времена литовского владычества на этих землях со своей шайкой разбойничал атаман Опта. Но в один момент он покаялся в своих злодеяниях и основал монастырь. Впоследствии монастырь, основанный разбойником, станет важным оплотом Православия.
То, что Опта выбрал для обители живописное место, сыграет впоследствии важную роль. После Петровской монастырской реформы к концу XVIII века Оптина Пустынь крайне оскудела.
Митрополит Московский и Калужский Платон, однажды посетивший Оптину, поразился красотой местности и принял меры для восстановления монастырской жизни. Духовный рассвет Оптиной Пустыни связан с именами ее великих старцев преподобных: Льва, Макария, Моисея, Исаакия, Антония, Амвросия и их последователей.
Перед революцией 1917 года в Оптиной было около трехсот монахов. Многие насельники и монахи стали мучениками и исповедниками.
В 1987 году после многих лет запустения древняя обитель вновь была передана Русской Православной Церкви.
В монастыре мы познакомились с Владыкой Иосифом (Иосиф Королёв, епископ Можайский, викарий патриарха Московского и всея Руси. Наместник Оптиной пустыни. Церковный историк, преподаватель Калужской духовной семинарии).
Я передал владыке издаваемые нами книги, рассказал об истории нашей организации «Русь Триединая» и нашей сегодняшней деятельности. Владыка Иосиф уделил нам около часа своего времени. Беседа была интересной и содержательной. Владыку порадовало верное определение «Русь Триединая».
Я вспомнил, что еще в 2005 году, когда решил именно так назвать организацию в Харькове, то осознал, что, когда понятие «Русь Триединая» станет фактом общественного сознания, то это уже будет залогом Победы!
Помню, что когда в Харькове доводилось участвовать в дебатах с украинскими националистами, то они буквально испытывали мучения, когда им приходилось слышать это словосочетание. Верный понятийный инструментарий — это важнейшая составляющая в сегодняшнем цивилизационном противостоянии.
Мы побывали и в Оптином Скиту пророка Иоанна Предтечи.
Посетили келью выдающегося старца Амвросия Оптинского (1812—1891 гг.) В келье мы физически, явственно ощутили присутствие Духа.
Монах, проводивший экскурсию, пояснил нам, что место настолько особое, что буквально все посетители отмечают, что испытывают здесь особые переживания. Амвросий Оптинский отличался особыми дарами: прозорливостью, рассуждением и утешением. К нему шел огромный поток людей со всей России, в том числе известные и сильные мира. Были Гоголь, Достоевский, и великая святая княгиня Елизавета Федоровна. Человек еще входил к нему в келию, а преподобный Амвросий уже знал его вопрос, знал какими словами его наставить и утешить. Но все же воля самого человека важна в деле исцеления. Известно, что Лев Толстой побывал у Амвросия, но гордыня ему не дала принять то духовное лекарство, которое ему дал старец. Известно, что знакомство с Амвросием Оптинским отразилось на творчестве Достоевского.
После экскурсии в келье Авросия нас помазали маслом от лампады.
В Оптине, мы поучаствовали в вечернем и утреннем Богослужении, прошли Таинства исповеди и причастия Святых Христовых Тайн, заказали требы, приложились к мощам Оптинских старцев.
Также мы съездили в село Губино, которое находится недалеко от Оптиной. Это село - образец того, как можно возродить русскую глубинку в сегодняшних условиях.
Еще недавно село представляло картину глубокого упадка. Многие дома стояли заброшенными и о том, что тут кипела жизнь напоминал остов разрушенной церкви начала восемнадцатого века. Но близость возрожденной из руин Оптиной Пустыни стало фактором возрождения и этого села.
Сейчас село Губино застроено новыми домами, а восстановленная Церковь Зачатия Иоанна Предтечи сияет ослепительной белизной.
Сегодня Губино в шутку даже называют Козельской Рублевкой.
В храме порадовало количество святых мощей. По одним святым мощам можно рассказать историю Церкви от святых апостолов до церквей Рима, Византии, и истории Руси. В храме есть мощи апостолов, древних подвижников и даже императора Константина Великого!
Важно понимать, что история Церкви — это подлинная история, которая не переписывается в духе того или иного времени. Именно из истории Церкви мы знаем, что освоение русских земель проходило в основном через сеть монастырей. Только учениками Серия Радонежского было основано сорок монастырей, в том числе и в дальних уделах Руси, таких дебрях, куда не ступала нога человека.
Монастыри становились духовными и культурными центрами, вокруг которых развивалась жизнь. Монастыри были оплотами и в буквальном смысле слова. За стенами монастырей в тяжелые времена спасали жителей от вражеских набегов и голодной смерти. Троице-Сергиев монастырь в Смутное время выдержал пятнадцатимесячную осаду польских интервентов.
И сейчас время непростое. Возрождённые монастыри еще будут крепостями и духовными, и буквальными, и при необходимости послужат центрами самоорганизации русского народа.
Сознание современного человека атакуют удары разрушительных информационных волн, которые вводят людей в состояние постоянного стресса и тревоги, лишают трезвого, адекватного восприятия действительности. Но на то нам и даны предками духовные крепости, чтобы мы, русские люди сами устояли на камне Веры и научили этому остальной мир. Именно в этом миссия России - Третьего Рима!
Посещение святых мест — это не только милость свыше, но и ответственность, ведь впереди еще не один шторм. Надо собрать волю и мобилизовать дух для дальнейшей борьбы.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России
P.S.
Написал статью и выяснил, что сегодня 4 сентября 2024 г. день памяти преподобного Исаакия Оптинского (1810 г. Курск — 1894 г., Оптина пустынь.)
Сохранилось предание о паломническом путешествии в Киев в 1809 году родителей Исаакия, где старец иеромонах Парфений при входе приветствовал их словами «Блаженно чрево, родившее монаха», тем самым пророчествуя и предрекая судьбу ещё не родившегося будущего старца Ивана (Исаакия).
Исаакий Оптинский 32 года был настоятелем Оптиной Пустыни.
А значит надо было мне сегодня этой статье посвятить свое время!