В столетие явления Державной иконы Божией Матери в Москве и по всей России прошло множество памятных мероприятий.
Тогда крестьянка Евдокия Адрианова увидела во сне белую церковь и услышала повторяющееся требование «найти черную икону и сделать ее красной». Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском, и после долгих поисков в подвалах церкви действительно нашли большую почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Младенца Христа на коленях у Богородицы, державшей в руках скипетр и державу. Это произошло в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление «Державной». Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.
В 1990 году икона была возвращена в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, из запасников Государственного исторического музея. А в августе 2007 года ее провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.
Если три года назад, по приезду из Харькова в Москву я (Сергей Моисеев) представлял Харьков в гордом одиночестве на праздничном Богослужении у Образа Державной иконы Божией Матери.
То в прошлом году, нас (харьковчан) уже было на Божественной Литургии несколько человек. Никого из известных деятелей исповедующих монархические взгляды не было, и храм был не полон.
А в 100-летие явления Державной иконы Божией Матери в Казанском храме в Коломенском служил сам Патриарх Кирилл. Не все желающие протиснулись в храм, но мы смогли!
По завершении Литургии Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом. В котором он, по сути, суммировал общий и важный вывод, к которому пришли многие мыслящие люди. Этот вывод важно помнить нам и передать последующим поколениям: «Никакие усилия, направленные на построение счастливой, справедливой, обеспеченной жизни, не могут принести плода, если связаны с преступлениями и страданиями. Наверное, те, кто принуждал государя императора к отречению, думали: вот уйдет с Российского престола царь, полностью дискредитированный враждебными силами, потерявший авторитет в обществе, и придут другие — умные, интеллигентные, образованные, европейски просвещенные, те, кто произносил блестящие речи в тогдашнем парламенте, в Государственной думе. И эти ораторы, негодовавшие праведным гневом против императора, полагали: как только им в руки дана будет власть, наступят новые времена, и Россия будет жить счастливой жизнью.
Мы знаем, что отречение государя императора и приход к власти иных сил ни к чему подобному не привел. Те, кто забрал власть у царя, отдали ее еще более радикальным силам, и мы знаем, чем закончилась эта трагедия. Закончилась не сразу — даже не после кровавой и страшной гражданской войны, даже не после времен диктатуры и связанных с ней массовых репрессий, даже не после кровавой войны, унесшей миллионы и миллионы жизней, даже не в послевоенное время и даже не тогда, когда в девяностые мы снова задумались о том, как изменить жизнь страны. Сколько было надежд на то, что это произойдет! Но затем рухнуло государство, распалась великая страна… И нужно быть просто слепым и неспособным видеть причинно-следственные связи, чтобы не прийти к простому выводу: через несправедливость, через обман, через злобу, через смерть никогда нельзя достичь добрых результатов…
Ушел видимый царь, и на престол Российский взошла Царица Небесная…
Но те, кто произвел в стране кровавый переворот, восприняли явление Державного образа как нечто для них опасное, и вскоре творцы акафиста, те, кто призывал почитать явление Державной Божией Матери, были уничтожены. Делалось это сознательно, чтобы и следа не осталось от этого события. Достаточно было упомянуть явление Державной иконы Божией Матери, чтобы человек был умерщвлен. Только подумайте: могла ли такая злоба происходить от человеков? Нет. Она происходила от темной силы. А если она происходила от темной силы, проводниками которой были власть имущие, то в какую же бездну погрузилось наше Отечество?
Сегодня мы подводим итог тяжелейшему столетию. При всех достижениях нашего народа в науке, искусстве и иных областях никогда из нашей памяти не уйдет эта национальная трагедия. Но хранить в памяти недостаточно – нужно делать выводы. Все, что произошло с нами 100 лет назад и продолжалось на протяжении большей части века, являет нам величайший пример силы Божественного Промысла. Господь из камней сих может соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Он может чудесным образом изменить жизнь людей и целой страны. Но очень важно, чтобы перемены в нашей личной жизни и жизни общественной никогда не сопровождались той неправдой, той злобой, которая затворяет врата для Божественной благодати. Бог отступает и предает нас в наши собственные руки, — если своей жестокостью, злобой, ложью мы пытаемся построить счастливую жизнь.»
В тот же день в институте стран СНГ состоялась конференция, посвященная 100-летию чудесного явления иконы Державной Божией Матери.
На конференции с докладами выступили председатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, сопредседатель Всероссийское общественное движение «Народный Собор» Олег Кассин, Дмитрий Пахомов – Директор Фонда поддержки христианских церквей, представитель Петровской Академии наук и искусств Александр Шуринов.
Выяснилось, что я награжден Дипломом Петровской Академии наук и искусств за активное участие в подготовке и проведении конференции "Прошлое и будущее России" которая состоялась в мае 2016 года.
Журналист, режиссер, византолог прибывший из Италии Максим Клименко поведал о связях Руси и Византии и о том, что в 1917 м году если бы не февральский переворот, то Константинополь был бы нашим! Конференция завершилась просмотром фильма "Подвиг покаяния" снятым совместно харьковскими организациями "Русь Триединая" и "Родительский комитет" о Державной иконе Божией Матери. Известный режиссер минут пять просмотра не был особо внимателен, но на минуте этак седьмой стал невольно наводить резкость, потом смотрел не мигая. Особенно всех впечатлило прохождение масштабного Крестного хода по Харькову под имперскими знаменами.
Тут же мы решили, что совместно снимем фильм о Святителе Афанасии Патриархе Цареградском и Лубенском чудотворце, покоящемся в Харьковском Благовещенском соборе.
А 17 марта в Казанском храме царского села Коломенское прошёл молебен – перед подлинным образом иконы Божией Матери «Державная», обретённым в страшный день свержения монархии в России. После молебна начался крестный ход к реконструированному деревянному Дворцу Царя Алексея Михайловича, где затем состоялась конференция «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года. Подвиг Императора Николая II и будущее Русского царства». Верующие несли хоругви с изображением Богородицы и иконы Царя страстотерпца, обращаясь с молитвами к Небесной заступнице и святому Государю.
Участниками собрания стали священнослужители, общественные деятели, представители культуры и искусства, публицисты и исследователи, в том числе историки Леонид Болотин и Борис Галенин, заслуженный художник России Олег Молчанов, адвокат Алексей Аверьянов, президент Культурно-просветительного фонда Василия Великого В.В. Бойко-Великий. Его фонд выступил организатором мероприятия при участии Международного фонда славянской письменности и культуры.
Глава Фонда патриарха Гермогена Галина Ананьина напомнила, что явление чудотворной иконы в роковой день 1917 года показало, что Небесная Владычица не оставила Россию, но на первом изображении на державе в Её руке нет креста, то есть страна была обезглавлена.
Предприниматель, благотворитель и общественник Василий Бойко-Великий вернулся к революционным событиям 1917 года и заявил, что вины царя в февральском перевороте нет. По его мнению, Николай Второй стал очередной жертвой богоборцев, а первое подобное убийство произошло еще в 1147 году, когда киевляне жестоко расправились с великим князем Игорем Ольговичем, за год до этого принявшим схиму. А первым императором-мучеником, по мнению Бойко-Великого, был Павел I Романов.
Василий Бойко-Великий выразил уверенность, что Государь не мог, при физической возможности вводя диктатуру, подавить восстание, поскольку это нарушило бы смысл православного царства. Адвокат Алексей Аверьянов заметил, что в стране, где был создан институт марксизма-ленинизма, почему-то нет центра изучения русского самодержавия как национального феномена. Историк Леонид Болотин призвал всех защитников истины сохранять верность Царственным мученикам и отстаивать их честное имя перед лицом многочисленных хулителей, тем более в этот юбилейный год.
Глава Союза Христианского Возрождения В.Н. Осипов напомнил, что фальшивый «манифест» (под заголовком «Начальнику Генерального штаба») был сочинен в Могилеве, в Ставке, генералами-заговорщиками Алексеевым и Лукомским и еще неким псевдоюристом Базили. Подпись Государя была подделана, выполнена карандашом. В Законах Российской Империи отсутствует само понятие «отречение правящего монарха». Да и само отречение от престола явилось бы страшным грехом перед Богом, и глубоко верующий Царь Николай Второй не мог нарушить клятву, данную при божественном короновании.
Игумен Кирилл (Сахаров) выразил надежду на возрождение православной России, находящейся под прямым покровительством Царицы Небесной. Он также выразил тревогу в связи с вполне вероятным приездом в Россию папы римского, что явится важной вехой в стремлении Ватикана к поглощению Православной Церкви.
В конференции также приняли участие: главный редактор газеты «Русь Державная» А.Н. Печерский, заместитель главного редактора газеты «Завтра» А.А. Фефелов, глава Народного собора Украины И.М. Друзь. Эта конференция тоже завершилась анонсом и показом фильма «Подвиг покаяния» в котором нами был запечатлен тот грандиозный Крестный ход из восьми лучей «Под звездой Богородицы» состоявшийся в 2008 году с Образом «Державной» в котором тогда участвовали десятки тысяч харьковчан. Многие спросят, как же после такого общенародного духовного подвига Харьков оказался в оккупации?
Но вспомним, что открыла Владычица при явлении иконы: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, –– а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем.»
Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2017