ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - «ОБРАЗ КРОТОСТИ» И ПОЩЕЧИНА АРИЮ
Поиск

193279.p_1.jpgВ житии святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Чудотворца, есть один эпизод, как сказали бы сейчас, «неоднозначный»: святитель Николай на I Вселенском Соборе ударил по щеке безумного еретика Ария, ядом своих дерзких и богохульных речей отравлявшего души верных. К слову, эта заушина Ария «безумствовавшего» не встретила сочувствия и поддержки у большинства присутствовавших на Соборе епископов, и, святитель даже был устранен с Собора и заключен под стражу.


Епископы не одобрили этого деяния святителя Николая, хотели даже лишить его епископства. Но Господь и Матерь Божия явились некоторым из них и открыли Свою волю, одобрив его ревность: мы видим на многих иконах Николая Угодника, как Спаситель передает ему Евангелие, а Матерь Божия – святительский омофор восстанавливая святого Николая в его епископском достоинстве.
Но что же мы можем для себя почерпнуть во всей этой истории? Мы тоже видим сейчас множество беззаконий и восстаний на истинную веру и Церковь. Что мы можем противопоставить этому усиливающемуся потоку зла? Только ли молитву с верой или и действия тоже, и даже действия, связанные с применением силы, необходимой для пресечения зла? Конечно, жизнь настолько сложна и многообразна, что просто невозможно все наши действия «расписать» по нотам, и даже если бы они в самом деле были расписаны, всё равно мы поступали бы не по писаному, а согласно обстоятельствам и – главное – по расположению нашего духа. Вот это кажется ключевым понятием: расположение нашего духа должно быть, безусловно, православным, а это значит не только строгое следование всем регламентам и предписаниям, но и причастность Духу Христову. Единство с Ним. Потому что именно Дух Святой помогает нам принимать правильные и часто спонтанные решения, на обдумывание которых попросту нет времени.
Вряд ли святитель Николай еще за минуту до заушения Ария думал о том, чтобы его ударить! Но, видимо, был какой-то момент, когда речь безумствующего еретика превзошла, если можно так сказать, всякую терпимую меру заблуждения, перешагнула грань, зашкалила, стала речью в высшей степени богохульной и дерзкой, – и тогда святитель по ревности о Боге, снедающей его, ударил, заушил Ария. Почти наверняка это было действие спонтанное, но не случайное, конечно.
Вообще подобный пример хоть и редкий, но вовсе не исключительный. Мы знаем случай, когда и Господь разгонял торгующих в храме – потому что они дом Божий сделали «вертепом разбойников». И апостол Петр, как помним, предал смерти «солгавших Духу Святому». И святитель Иоанн Златоуст говорит где-то, что если при тебе хулится имя Господне – освяти руку свою ударом. То есть, во всяком случае, отстаивание правды Божией не предполагает только и исключительно пассивное, пацифистское поведение.
Святитель Николай поступил так, как и Господь порой пытается жестко предостеречь людей от увлечения чем-то порочным, ведь Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.
Наш народ чаще всего так и называет его: Николай Угодник.
С нашим народом у святителя Николая, как известно, давняя и прочная взаимная любовь. Недаром на нашей земле намного больше храмов построено Николаю Угодничку, чем любому другому святому. Он одарил наш народ и одаривает своими милостями как никакой другой. И это духовное родство – не случайно. Может быть, искренность, детскость, душевность, нерасчетливость, доброта, размашистость, внутренняя свобода нашего народа стали особенно близки Великому Чудотворцу, а он – своей добротой и щедростью, своей прямотой и простотой – всем нам.
Православие.ру (в сокращении)

 

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2016