ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ИКОНА, ИСПУГАВШАЯ ПРЕДАТЕЛЯ И ОККУПАНТА
Поиск

120684056_16.jpgЗа многовековую историю исконно русская Харьковская земля не раз оказывалась под пятой оккупантов. Сейчас в городе орудуют духовные чада известного евроинтегратора Мазепы. Но самому Мазепе на харьковской земле, было явлено неприятное знамение. Может после этого он, впав в задумчивость, произнесет: «я знаю Бог не благословил моего начинания». И было это в селе Каплуновка.
Первый храм в селе Каплуновка во славу Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1688 году. Годом раньше выходец из Умани Иван Александрович Уманов принял священство по рукоположению митрополита Белгородского Авраамия. Этому-то священнику и указала Пресвятая Богородица на Свой чудотворный образ.
Случилось это при следующих обстоятельствах. Однажды, этому священнику снится благоговейный старец, и говорит: «Через три дня к тебе прийдут из Москвы три иконописца, один 60 лет, другой — 80, а третий 90 лет; у старшего из них сними сверху связки из семи икон и возьми восьмую — Казанскую икону Божией Матери, и узришь благодать».


Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых пригласил к себе в дом. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери. Старец отдал, не взяв предложенные за нее деньги.
Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе священник видит второй сон: явилась ему во сне Дева, необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.
С тех пор, новоявленная икона стала привлекать в это селение многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий.
Не только исцеление страждущим расточала Святая икона, но по обращению к ней чудным образом освобождались из неволи пленные и русское воинство победы одерживало...
Во время нашествия шведских войск в пределах Ахтырского полка ими была занята и Каплуновка, причем король Карл ХII и Мазепа остановились в доме Уманова, сам же священник был в это время с чудотворной иконой в Харькове.
А тем временем на пути из Азова к Полтаве Петр Великий, проехав полковой город Изюм и местечки того полка — Балаклею, Андреевку, Лиман, Змиев, приехал в Харьков, где, по случаю праздника Вознесения Господня в Успенском соборе слушал обедню, на которой по своему обыкновению читал апостол. Петру была представлена чудотворная икона.
Солдаты Карла троекратно пытались зажечь Каплуновскую церковь, но все попытки оказались напрасны. Шведский король лично видел эти неудачи и спросил в недоумении Мазепу, что это значит, от чего не горит храм? Гетьман ответил, что говорят, этот храм славится чудесами иконы.
Карл сказал Мазепе: «Смотри, там, где будет эта икона, мало нам надежды на успех».1443193663_qzebs0zwe6jpg_big.jpg
Петр Великий взял эту икону в войска и эта святыня вызвала особенное воодушевление воинов и укрепило их ревность к защите Отечества. Перед решающей, Полтавской битвой, эту икону носили перед всем войском и благословляли коленопреклоненных воинов.
Во время битвы под Полтавой царь Петр троекратно обращается с молитвой к святой иконе. После Полтавской битвы Каплуновская святыня была временно взята в Москву.
В Каплуновской церкови сохранилось Евангелие печати 1699 года в серебряной вызолоченной оправе (сделанной по указу Петра) «...весом серебра 15 фунтов, 4 золотника, а на позолоту 35 цервонцев»...
После Полтавской битвы благодарным царем Петром для чудотворной иконы была устроена серебряная вызолоченная риза с дорогими камнями в серебряном киоте.
Впоследствии в центре села в 1798 г. был построен роскошный собор. Грандиозный, с широкими проходами, могучими каменными плитами, храм соединённый с очень высокой колокольней. 
К сожалению, в 30-е годы XX столетия храм был разрушен, а дальнейшая судьба иконы не известна.
Но столетиями сохраняется память о той поучительной истории, когда оккупанты и изменники может быть впервые ощутили, что не с ними Бог. И с этого момента они стали ведать, что творят, но по гордому упорству с пути не свернули и лишь усугубили свою участь.

 

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2015