Печать
Просмотров: 270

21_big.jpgЕсть в городе Чернобыле храм Святого Пророка Илии. Он воздвигнут на том самом месте, где во время своего путешествия по Русской земле останавливался по преданию святой Андрей Первозванный. Сегодня в полуразрушенном городе, Свято - Ильинский храм остается единственным уцелевшим духовным маяком для отчаявшихся в зоне отчуждения «самоселов» и не многочисленного персонала ЧАЭС.
Первые упоминания о Чернобыльском храме датированы XVI столетием. Согласно актам Радомышльской консистории, в 1749 году было принято решение о строительстве в Чернобыле новой Ильинской православной церкви, на месте давно сгоревшей прежней. Вскоре после постройки, деревянный храм пришлось перестраивать, потому что в нем не вмещались все желающие помолиться.
В «Исторических заметках» историка Л.Похелевича, говорится о том, что в 1840 году Чернобыльским храмом был обретен чудотворный образ Святителя Николая, который почитался как икона хранительница земли Чернобыльской - «… и множество паломников со всех концов Российского государства приходят к ней испросить заступничество у святого угодника Божия Николая и получить от него душевные и телесные исцеления.»
В первой половине XIX века в Чернобыле было три православных церкви. Но в 1849 году две из них - Николаевская и Богородицкая сгорели. Уцелевшая Ильинская, возведенная ещё в 1779 году, оставалась тогда единственным храмом на Полесской земле.
В 1853 г. от удара молнии в церкви случился пожар. Вскоре храм восстановили, но спустя 20 лет новый пожар уничтожил деревянную постройку до основания. Православное население осталось без храма и школы. Некоторое время приходская школа действовала в доме дьяка Ильинской церкви (эту школу, кроме православных, посещали тогда и дети католиков и старообрядцев).
В канун 27 годовщины аварии на ЧАЭС наши Харьковчане в составе ВОО «Всеукраинского объединения ветеранов чернобыля», ХОО «Молодежная столица» и ХОО «Память Державы» совершили экскурсию в зону отчуждения Чернобыльской станции и посетили Свято-Ильинский храм.
ЦАРСКИЙ ХРАМ
Как сообщил нам настоятель Ильинского храма отец Николай Якушин, в 1873 году, будучи проездом в здешних местах, тогдашний император Александр II возмутился, что в таком большом городе вместо златоглавых куполов чернеет пепелище, и тут же распорядился выдать из казны 30 тысяч рублей на постройку церкви.
Таким образом, возведение новой православной церкви в Чернобыле стало делом государственной важности и делом самого Государя. Вскоре, в Чернобыле началось возведение большого каменного Ильинского храма. Строительство велось при прямой поддержке и содействии Александра II Николаевича Романова. Уже в 1878 году на освящении церкви лично присутствовал референт императора, который предал в собственность храму 52 десятины земли.
Спустя 50 лет в память о добродетели Царя Освободителя, перед зданием «Волосного Чернобыльского правления»  был установлен бюст императора Александра ІІ.Тогда же открылся и красивый фронтон храма - с витыми колоннами, с иконами пророков Илии и Иеремии.
В архиве Свято-Ильинского Храма г.Чернобыля чудом сохранилась фотография этого памятника. Она датирована 19 февраля 1911г. в « День празднования 50-летия отмены крепостного права в России 1861-1911гг». В смутное время гражданской войны, далее рассказал нам о. Николай, бюст Александра II как казалось тогда, бесследно исчез. Но спустя 85 лет в 2003 году во время реконструкции Ильинского Храма под притвором церкви бюст царя был неожиданно найден. Вероятнее всего в смутные цареборческие времена, опасаясь, что большевики уничтожат памятник, жители Чернобыля тайно закопали его у церкви.
Блаженнейший митрополит Владимир распорядился сохранить бюст Александру II и установить его в храме – ведь 140 лет назад именно этот государь его строил.
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯasdfghjklkjhgf444.JPG
Протоиерей Николай рассказал Харьковчанам о дальнейшей судьбе храма и его святынях. Он напомнил, что в 1922-м воинствующие безбожники Чернобыльскую церковь закрыли, прихожан разогнали, и 4 года престол Господний, иконостас, подсвечники, купель были завалены зерном, а на двери появилась вывеска: «Склад зерна и пшеницы трудового крестьянства». Невзирая на угрозы со стороны Советской власти в 1926-го в храме снова воцарился запах ладана и пение псалмов, но через год коммунисты решили храм взорвать. Жители поселка пришли в церковь, легли на пол и сказали: если хотите взрывать, взрывайте вместе с нами, и власти не решились на злодеяние.
До нас дошли лишь очень скупые сведения тех времен, говорит настоятель Николай, но некоторые факты сегодня мы все же находим у историков. К примеру, когда святой образ выносили из храма, всегда случалась буря. Затем, уже по рассказам ныне живущих очевидцев, в 1920 году икона Святителя Николая была подвергнута глумлению: образ пытались разрубить на части, ризу хотели сдать в металлолом. По рассказам НКВДист, словно издеваясь, трижды рубил икону шашкой, но на образе остались лишь рубцы. Тогда оперуполномоченный глядя на изувеченный лик Святителя Николая, затем на саблю, закричал на весь храм, тыкая пальцем в священника Иоанна: « - Арестовать!» Отец Иоанн, так и не дочитав главу из Евангелия от Матфея, был схваченНКВДистами, а певчих и иподьякона Максима (бывшего беспризорника бежавший из коммуны, которого батюшка прятал в церкви) были избиты и брошены в подвал.
Протоиерей Иоанн (Волков) так и не вернулся из тюрьмы. От пыток и не выносимых условий в камере у отца Иоанна началась гангрена — в тюремном лазарете ему ампутировали обе ноги, и вскоре священник умер. Но от веры не отрекся, хоть у лейтенанта-следователя, что вел дело «контрреволюционера Волкова», весь китель был мокрый от батюшкиной крови. Царство ему Небесное и всем его детям, что так же, как и их отец, приняли мученическую смерть в застенках НКВД. Все шестеро!
Поруганную безбожниками икону Николая Чудотворца кто-то из прихожан спрятал у себя дома. А Ильинский храм в городе Чернобыле Киевской губернии после налета комиссаров закрыли. Было это в 1927 г.
Второй раз храм хотели уничтожить в 1941 году, но вновь местные жители спасли свою святыню. Они с риском для жизни разминировали церковь и вынесли оттуда взрывчатку. В 1942 году во время немецкой оккупации, храм был не на долго открыт и кто то из благочестивых прихожан вернул икону Св. Николая в храм. Были случаи, когда по молитвам перед этим образом исцелялись безнадежно больные люди. Жители г. Чернобыль и ближайших сел, конечно, знали о чудесах исцеления, но в те годы об этом старались не говорить.
До катастрофы 1986 года богослужебную жизнь в храме наладить так и не удалось, а когда произошел взрыв реактора, никто даже и помыслить не мог о том, что когда-нибудь храм откроется и там будут вести службы.
В самые тяжелые дни 1986 года место вокруг храма "было чистым от радиации". Сейчас территория рядом с храмом имеет фоновое значение на уровне 6 микрорентген в час, в то время как в Киеве, например, - 18МкРн. Отец Николай подчеркнул , что в последний раз церковь закрыли в апреле 1986 года, после аварии на ЧАЭС. После катастрофы Ильинский храм простоял заброшенным 8 лет,однако в 1994 году он был снова открыт по просьбе работников станции.
ЗНАМЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ НАД ЧЕРНОБЫЛЕМ.
Есть в Чернобыльском храме еще одна святыня. В трагическую ночь 26 апреля 1986 года рыбаки на Припяти увидели два столба огня - сначала огненный столб над АЭС, а потом - над Ильинским храмом. «Нашим слабым человеческим умом, - сказал отец Николай, - пока нельзя понять смысла происшедшего. Со временем, конечно, Господь вразумит нас. Но и сейчас мы понимаем, что промысел Божий всегда витал над Чернобылем. Понимаем, что в апреле 1986-го пророк Илья изгнал отсюда людей…»
Вникая глубже в историю этого знамения отец Николай стал собирать сведения о этом событии. Вот одно из них - «Я вообще-то не сильно верующий, - рассказывает житель села Ладыжичи (Иванковский район Киевщины), бывший водитель чернобыльской автоколонны Петр Белендик, -чтобы каждое воскресенье в церковь ходить, но когда в тот вечер вышел из машины, увидел-таки Богородицу, точь-в-точь, как на иконах. Матерь Божья бросала вниз ветки. Ветки полыни. Это произошло незадолго до взрыва 4-го энергоблока ЧАЭС. Через несколько дней в районной газете вышла заметка в которой атеистам советовали не обращать внимание на сплетни о явлении в грозовом небе над Чернобылем.
Но Чернобыльские мужики, читая райкомовскую газету, лишь возмущались, а бабы крестились — поди, полгорода видело, как в небе сначала появилось яркое сияние, затем вырисовался образ Божьей Матери — такой, как Ее изображают на иконах.»
Так во вновь возродившемся Ильинском храме Чернобыля появилась икона «Явление Пресвятой Богородицы жителям Чернобыля перед аварией».
ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СПАС
В 2003 году начались работы по возрождению храма. В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения, а также во здравие выживших для храма была написана еще одна икона «Чернобыльский спас». На Иконе «Чернобыльский Спас» изображены чернобыльцы - живые и мертвые, рядом с Богородицей, Иисусом Христом и Архистратигом Михаилом. Фактически, изображенные на иконе люди - это Божия людская рать, которая сберегла нашу землю и жизнь, дарованную Создателем. Ранее человека с Богом на иконах изображать было не принято. Лишь потому, что чернобыльцы заповедь Господнюю «не убий» исполнили, чужой крови не пролили, а своей не пожалели, им и выпала такая честь. В 2004 году был написан полный список иконы «Чернобыльский Спас» для Храма Христа Спасителя в Москве. Этот список - дар чернобыльцев Украины чернобыльцам России. Тогда желание передать список иконы 30 июня 2004 года поддержал и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В 2011г. на 25-летие катастрофы Свято-Ильинский храм посетили патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.qwedrftyhujk9.JPG
НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ
26 апреля, в день 26-й годовщины Чернобыльской катастрофы, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел возглавил Божественную литургию в Свято-Ильинском храме г. Чернобыля. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, епископы - Макаровский Иларий и Васильковский Пантелеимон, настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Николай Якушин и духовенство Киевской епархии.
За богослужением состоялось прославление в лике местночтимых святых протоиерея Сергея Бондаренко. Решение о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии протоиерея Сергея Бондаренко (+1937 г.) было принято на заседании Священного Синода УПЦ под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира 14 июня 2011 (журнал № 23).
Будущий святой принял священный сан в Киево-Печерской Лавре в 1907 году и был направлен проходить служение в родной город Чернобыль. В 1933 году батюшка был арестован по ложному обвинению и три года отбывал незаслуженное наказание в тюрьме. После освобождения в 1937 году отец Сергий вернулся к священническому служению и был назначен настоятелем Свято-Ильинского храма в Чернобыле. Верующие любили своего пастыря, доброго и ревностного, заслуживший уважение среди людей. В 1937 году атеистическая власть предъявила отцу Сергею ряд обвинений, одно из которых заключалось в том, что батюшка просил не закрывать православные храмы. Власти обещали отпустить отца Сергия, если накануне Пасхи он скажет прихожанам, чтобы они не верили в Бога. На Пасху батюшка вышел к пастве со словами: "Христос Воскрес!" И освятил куличи. После этого священнослужитель был арестован. Его мучили, требуя отречься Бога. Священномученик Сергей терпеливо перенес все скорби, страдания и был расстреляно 21 августа 1937 года. Место захоронения отца Сергея неизвестно.
РОМАНОВСКИЙ ЗВОН.
Древлянская земля на протяжении всей истории Христианства в самые трудные времена, когда, казалось, помощи ждать было не откуда, становилась единственным помощником и духовной опорой отчаявшейся душе. Здесь в Чернобыле мы испытали духовное очищение, которое возможно лишь в обязательном возращении к его духовным и историческим корням, которые Церковь с особой бережностью веками хранит и оберегает. И потому сегодня в год 400-летия Дома Романовых в двойне символично, что в Чернобыле, на крохотном островке православия существует храм построенный дедом Царственных мучеников и исповедников Всероссийских.
Нет большей любви, чем положить душу за други своя" (Иоанн, 15:13). Эти слова касаются людей, об упокоении которых молятся в день катастрофы на ЧАЭС. Своим жертвенным подвигом они исполнили главную заповедь любви, и мы надеемся, что Господь воздаст им за этот подвиг.
Юрий Червяк «Память Державы»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013