Печать
Просмотров: 1662

083012_1141_3.jpgЧудеса противоречат не природе, а известной нам природе (Августин Блаженный).
В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов -- издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Иисуса Христа.
Для западноевропейского обывателя второй половины XIV века она появилась "неизвестно откуда" у графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1357 году она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова.
Хотя в разных городах показывались плащаницы, только эта воспринималась массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали,-- изображение оставалось.
В 1578 году Плащаница перекочевала в Турин. В 1898 году в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников.
Плащаницу перед закрытием выставки решили сфотографировать. Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка -- и один негатив оказался испорченным. Вечером того же дня он опустил пленку в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива появлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя -- лик неземной красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего Спасителя.
"Святая Плащаница Христова,-- размышлял он, -- каким-то невообразимым образом представляет собой фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Этому удивительному -- в человеческий рост -- негативу почти два тысячелетия. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет! Тут в этих коричневых отпечатках кроется необъяснимое чудо"!
Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX века?Это было время, когда человечество отходило от веры. Мировоззрением становилась наука, развивалось убеждение, что в скором будущем по математическим формулам можно будет рассчитать движение всех частиц Вселенной во времени и пространстве. Со второй половины XIX века заметно усилились антихристианские выступления в дворянских и интеллигентских салонах, лекториях и печати.
Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской Плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: "Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос -- миф, а вот Я явлюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу", -- будто бы говорит нам любящий нас Христос.
Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластине именно как чудо. В ту памятную ночь он отчетливо понял, что плащаница нерукотворна.
Позже Туринскую Плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра -- от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от греческого слова sindon -- плащаница).
Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская Плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ; их выводы лишь дополняют и уточняют повествование четырех евангелистов. Кто-то назвал Туринскую Плащаницу "Пятым Евангелием".
И вот во время этого нарастающего триумфа, в 1988 году, появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода, возраст Туринской Плащаницы всего 600--730 лет, то есть датировать ее следует 1260--1390 годами.
Появились попытки приписать ее кисти Леонардо Да Винчи или какого-то другого великого художника. Авторы таких заметок не задумывались, как мог художник средневековья написать образ в виде негатива, когда еще не было никаких представлений о фотографии, не говоря о психологических трудностях рисования теней светлым; для кого он писал, какую цель преследовал, когда шел на сознательную мистификацию, как бы предвидя все законы и правила фотографирования. Кроме того, Плащаница отражает анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. Наконец, на Туринской Плащанице нет следов красок, связанных с изображением.
Первым фактом, говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань, "дамаск" -- это льняное полотно, тканое зигзагом три на один. Такие ткани Shroud-of-Turin-8.jpgизготовлялись на Ближнем Востоке на рубеже христианской эры и стоили очень дорого. В более ранние и поздние времена они не были известны. Использование для Плащаницы "дамаска" свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии, и его уважении к распятому. Кроме льна в составе ткани обнаружены волокна хлопка переднеазиатского вида.
Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в 13--14 веках ткань, сделанная способом, утраченным более 1000 лет назад.
В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза покойного. Это очень редкая монета, "лепта Пилата", чеканившаяся только около 30 года до Р.Х., на которой надпись "император Тиберий". Причем слово "император" написано с ошибкой. На сегодняшний день в различных коллекциях обнаружено лишь пять таких монет.
Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию каких либо достоверных исторических упоминаний о ней до 1357 года. Однако в Византии, в отличие от Западной Европы, о ней хорошо знали и относились как к величайшей святыне. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы.
По преданию, Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику.
Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году. "Похоронные Ризы Господни. Они из полотна, еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти". Мазарита поразило то, что Христос на Плащанице совершенно нагой -- такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник.
Изучивший состав пыльцы на Плащанице ботаник Фрей подтверждает пребывание Святой Плащаницы в Палестине и перенос ее в Византию и Европу. В составе пыльцы преобладают либо собственно палестинские формы растений, либо встречающиеся кроме окрестностей Иерусалима в соседних странах.
Возникает вопрос: насколько же надежен метод радиоуглеродного анализа? Имеется ряд факторов, которые влияют на концентрацию радиоуглерода. Поскольку учесть все факторы, могущие нарушить состояние изотопных систем, часто бывает очень трудно, -- в ряде случаев расчеты возраста по радиохронологическим методам дают явно абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности данных. В таких случаях полученные цифры "абсолютной хронологии" не принимают во внимание как явно недостоверные.
В истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 году Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница "все та же", неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг.
Физик Дж. Картер высказал предположение, что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментально ему удалось получить подобные отпечатки на полотне.
Вопрос: чем вызвана радиоактивность Плащаницы?
Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. В результате Христос воскрес в новую плоть. Он стал проходить сквозь "двери затворенные", чего не делал ранее. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях.
При таком предположении возникновение изображения и резкое обогащение ткани изотопом является следствием одной и той же причины -- Воскресения.
Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран -- от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные кровоизлияния от копья, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Имеются следы излияния крови в момент снятия с креста.
Страшные следы телесных страданий чудесным образом запечатлела на себе Святая Плащаница. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше, чем о них рассказано в Евангелии.
Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Он неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.
Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т.п. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Его погребения.
Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждая медицинская сестра знает, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.
Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрывания израненного тела от ткани? Именно этот вопрос заставил атеиста, профессора сравнительной анатомии И. Деляже уверовать во Христа и сделаться апологетом и проповедником Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: "Друг мой. Он действительно воскрес!"
Юрист Эдвард Кларк пишет: "Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных.
Глубокий смысл заключен в афоризме: "Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви". Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.
Проповедь апостолов -- это прежде всего проповедь о Воскресшем Христе. В своей первой проповеди в день Пятидесятницы в Иерусалиме апостол Петр говорил: "Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели". А потом Павел писал: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша".
Пережив распятие и смерть своего Учителя, апостолы, увидев Воскресшего Христа, преодолели подавленность и растерянность, наполнились радостью. Горячей верой, твердым знанием, личным опытом, благодатию Святого Духа, полученной в день Пятидесятницы, они понесли в мир проповедь, что Христос воистину воскрес, и Его заповеди. "Он явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами", -- свидетельствует апостол Лука.
В том, что апостолы стали очевидцами чего-то необыкновенного и пережили сильнейшее потрясение, уверен и ученый, Зенон Косидовский, который в социалистической Польше толковал Библию с материалистических позиций. im4506.jpg
Чем можно было так потрясти жителей Палестины во времена, когда всевозможные пророки были рядовым явлением и каждый спешил чем-то удивить, провозгласить себя мессией и спасителем человечества. Спасители появлялись на короткое время и, утомив публику, бесславно исчезали в небытие. И только плазменное тело в виде сияющей человеческой фигуры, вознесшейся на небо, виденное сотнями людей, ожидавших воскрешения Спасителя, рассеяло всяческие сомнения.
Сомневавшемуся Фоме Христос показал раны на руках от гвоздей и рану в ребрах Своих и сказал: "Не будь неверующим, но верующим". Фома воскликнул: "Господь и Бог мой!" Иисус сказал ему: "Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Им-то ведь и дается духовно-опытное сердечное познание Воскресшего Господа, победы жизни над смертью".